Учебный год 2024/25: изменения, нововведения, предметы
Учиться по-новому предстоит школьникам с 1 сентября. Изменения коснутся многих общеобразовательных предметов и правил поведения. А еще законодательно поставлена точка в спорах о сотовых телефонах на уроках. Расскажем обо всем подробно.
«Изменения коснутся нескольких направлений: содержания образования и воспитательной деятельности, организации образовательного процесса и итоговой аттестации. Включение важных вопросов для понимания исторического наследия нашей страны на уроках истории и литературы, обсуждение духовно-нравственных основ семьи и знакомство с культурными традициями России, а также освоение новых практических навыков в чрезвычайных ситуациях и владения собственным телом (развитие концентрации, координации и выносливости) — основные точки корректировки школьных программ», — рассказывает старший методист Ресурсно-методического центра Фонда «Талант и успех» Наталья Лебедева.
Почему ЕГЭ по физике стали реже сдавать?
ЧитатьИстория и обществознание
Изменения по этим предметам будут вводить поэтапно. В наступающем учебном году «История» дополнится курсом «История нашего края». Программа рассчитана на три года, в 5-м классе этому предмету выделят около 34 учебных часов, в 6-м и 7-м классах — по 17 уроков.
В следующем учебном году (2025/26) из программы исключат предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) и курс «Введение в новейшую историю России». Также из программы средней школы уйдет предмет «Обществознание». К его изучению школьники приступят только с 9-го класса, нагрузка — один академический час в неделю. А высвободившееся из-за нововведений время передадут «Истории», у нее количество часов вырастет с 340 до 476. С 5-го по 8-й класс на этот предмет предусмотрено по три часа в неделю, в 9-м классе — по два часа.
Как влюбить ребенка в историю? Советы учителя-блогера
Читать«Общее количество часов, которые посвящены общественно-научным дисциплинам, остается прежним. Но история будет изучаться большее количество часов. Это обусловлено решением увеличить внимание к изучению исторического наследия нашей страны», — отмечает педагог-блогер Александр Оджо, который преподает в школе историю.
Литература
Значительные изменения внесены в федеральную рабочую программу по литературе. В средней школе «перебрали» список изучаемых произведений и изменили их последовательность в программе. Например, произведения ХХ века, которые раньше изучали в 9-м классе, теперь будут проходить в 8-м.
В программы «Родной язык» и «Родная культура» по чукотскому, эрзянскому, даргинскому, аварскому, кумыкскому и другим языкам добавят блоки, где школьников будут знакомить с культурой, бытом и философией их народов.
Семьеведение
Во внеурочном формате с сентября у школьников появится новый предмет — «Семьеведение». Планируется, что старшеклассники будут проходить его на занятиях «Разговоры о важном» или во время внеклассной работы. В доверительной беседе учитель будет создавать у детей положительный образ семьи.
В конце августа больше 600 педагогов собрались в «Сириусе» на Всероссийский съезд учителей. Уже третий год профессионалы собираются на федеральной территории и обсуждают вопросы школьного образования, государственную итоговую аттестацию, цифровизацию обучения, методики преподавания, олимпиадное движение и применение искусственного интеллекта.
С 25 по 27 августа в «Сириусе» состоялся Всероссийский съезд учителей физики, в котором приняли участие примерно 300 специалистов из 56 регионов России. А с 26 по 28 августа на федеральную территорию впервые съехались учителя информатики — преподаватели школ и центров дополнительного образования, педагоги региональных центров «Сириуса», представители педагогических вузов и органов управления образованием. Итогом работы стали проекты резолюций, где, в частности, описаны предложения по внедрению современных подходов преподавания в школах и повышению интереса к экзамену по физике среди учащихся.
Физкультура
Изменения коснутся и любимой многими школьниками физкультуры. С нового учебного года в нее войдут модули: «Тяжелая атлетика», «Киокусинкай», «Танцевальный спорт», «Бокс», «Перетягивание каната», «Чир спорт», «Ушу», «Хоккей на траве», «Спортивный туризм», «Скалолазание», «Роллер-спорт», «Биатлон», «Гольф», «Городошный спорт», «Теннис», «Коньки», «Дзюдо». В рамках такого разнообразия планируется знакомить учеников с историей видов спорта, известными атлетами и техникой исполнения элементов.
Технология
Предмет «Технология» переименуют в «Труд (технология)». В начальной школе дети будут осваивать «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов». Один раз в неделю они будут работать с бумагой, клеем, тканью, пластиком, поролоном, природными и другими материалами.
Со средней школы «Труд» разобьют на восемь модулей (пять основных и три по выбору). Обязательными станут «Производство и технологии», «Технологии обработки пищевых продуктов», а также более современные направления: «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Дополнительно можно выбрать модули: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство». Каждый регион также может добавить к этому списку свои варианты — например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии». Изучить весь объем школьникам предстоит за 272 академических часа — с 5-го по 7-й класс предусмотрено по два урока труда в неделю, в 8-м и 9-м — по одному.
Детей познакомят с основами слесарного дела, кройки, шитья и другими навыками ручной работы. Такие уроки нужны, чтобы ребята попробовали себя в разных профессиях и выбрали то, что им нравится больше всего. В некоторых школах эту задачу помогает решить система дополнительного образования.
«В Президентском лицее „Сириус“ уроки технологии в течение двух лет проходят в форме интегративного образования. Например, занятия по робототехнике, авиа, -судо-, ракетомоделированию, машиностроению. Потом ребята на основе полученного опыта выбирают дело для души и изучают его как профильное направление допобразования в углубленной форме. В этом году планируем добавить модули по керамике, анималистике, живописи», — объясняет руководитель департамента дополнительного образования Президентского лицея «Сириус» Анастасия Ахмадуллина.
ОБЖ
Вместо «Основ безопасности жизнедеятельности» теперь будут «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Новая дисциплина войдет в школьную программу с 8-го по 11-й класс (один час в неделю). Она объединит то, что раньше преподавали детям на ОБЖ, и начальную военную подготовку, входившую в обязательную программу в советское время.
Задача нового предмета, как и прежде, дать школьнику навыки оказания первой медицинской помощи и быстрого ориентирования при чрезвычайных ситуациях. Там же будут изучать правила дорожного движения и основы пожарной безопасности. В старших классах начнется освоение практических навыков, включая строевую, тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку.
Выпускники 11-х классов, которые показали выдающиеся спортивные достижения, смогут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в вузы. Речь идет о чемпионах России и обладателях Кубка России по видам спорта, которые входят в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Также учтут индивидуальные достижения в виде золотой или серебряной медали, полученной по окончании школы, прохождение военной службы, пребывание в добровольческих формированиях в ходе СВО.
Черчение
С нового учебного года, помимо изучения основ черчения на уроках труда, старшеклассники, которые выбрали технологический (инженерный) профиль, будут осваивать курс «Черчение».
Смартфоны
Некоторые изменения не касаются предметов, но влияют на систему образования в целом. Так, с 1 сентября 2024 года во время уроков запретят пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами. Позвонить из класса можно будет только в экстренных случаях, то есть при угрозе жизни или здоровью ученика или учителя. Запрет не коснется гаджетов, которые находятся на балансе школы, их можно будет использовать на занятиях для выполнения заданий.
Телефон в школе: быть или не быть?
ЧитатьНа переменах пользоваться телефоном можно, а изымать его у ученика нельзя, поскольку это его собственность. Где будут ждать своих хозяев мобильники во время уроков, в каждой школе будут решать самостоятельно. Где-то предусмотрят для этого специальные хранилища, где-то разрешат детям оставлять их с выключенным звуком в собственных портфелях, сумках и рюкзаках.
«На уроке учитель — царь, бог и воинский начальник. Если он считает, что телефонов быть не должно, значит, их быть не должно! Если считает, что ими надо пользоваться (например, какой-то QR-код считать), значит, можно. Хорошо, что теперь для этого есть нормативная база», — делится мнением директор санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, председатель Ассоциации школ — партнеров «Сириуса» Максим Пратусевич.
ОГЭ
В новом учебном году ученикам при сдаче ОГЭ по математике, возможно, разрешат пользоваться калькулятором, линейками и утвержденными справочниками.
«Я — категорический противник калькулятора на ОГЭ. Его введение напоминает капитуляцию перед трудностями: все равно дети не считают, давайте дадим им калькулятор, вдруг они тогда научатся решать более сложные задачи. Это еще больше расслабит как детей, так и учителей», — продолжает Максим Пратусевич.
ВПР
Продолжится работа по переводу Всероссийских проверочных работ в электронный формат, а время их прохождения сократят до одного урока. Со следующего учебного года отменят ВПР по иностранным языкам.
Права учителя
В законе «Об образовании в РФ» закрепили особый статус педагога, где прописано право на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления. Раньше такие «привилегии» были только у учеников. Также федеральный закон позволяет школам устанавливать требования к дисциплине на уроках и правила поведения в учебном заведении, а учеников обязывает их соблюдать. В противном случае преподаватель вправе обращаться в администрацию школы для рассмотрения вопроса о применении к нарушителю дисциплинарных взысканий.