Почему ЕГЭ по физике стали реже сдавать? 

Специалисты обеспокоены — за несколько лет число желающих сдавать ЕГЭ по физике сократилось на треть, и лишь каждый седьмой школьник выбирает этот предмет. Расскажем, как в России возвращают физике былой статус и что еще предстоит сделать. 

Почему отказываются от физики на ЕГЭ?

«ЕГЭ по физике сейчас сдают 14–15 % школьников, а бюджетных мест в вузах, где нужно сдавать физику (то есть инженерно-технических направлений), — 42 %. Если еще учесть, что две трети школьников сдают физику на 60 и менее баллов, то ситуация совсем тяжелая», — рисует безрадостную картину доктор физико-математических наук Валерий Кошкин профессор и ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева.

Сдача ЕГЭ по физике Фото: © Владимир Смирнов / ТАСС

Все дело в том, что для поступления в вуз на технические, инженерные и даже физические направления сегодня не обязательно сдавать ЕГЭ по физике — ее можно заменить информатикой. Это создает очевидный перекос, который беспокоит специалистов. Ведь ИТ, как, впрочем, и большинство других сфер жизни, неразрывно связаны с физикой и требуют понимания ее процессов.

«В чем сейчас основная проблема в том же искусственном интеллекте? У нейронных сетей, которые сегодня натаскивают на какие-то знания, нет той физической картины мира, что есть у человека. Нет правильной картины мира, которую ребенок получает, играя с кубиками. Он их подкидывает — и видит, как они падают. Так у него формируется некая картина, которая потом помогает ему жить. Физика позволяет выделить главное. Одна из первых вещей, которые я сделал, когда пришел в Университет Иннополис, — добавил физику в те программы, где это не подразумевалось», — приводит пример доктор физико-математических наук Александр Гасников — профессор и ректор Университета Иннополис.

Александр Гасников Фото: © Алёна Енченко / пресс-служба «Сириуса»

Физику нужно сделать обязательным предметом для поступления в специализированные и педагогические вузы (для тех, кто хочет в будущем преподавать этот предмет), уверены специалисты. Они предлагают оставить три вступительных экзамена (сейчас это математика, русский язык и физика или информатика на выбор), но считать конкурсные баллы из оценок ЕГЭ по математике, физике и информатике. А экзамен по русскому учитывать только в формате «зачет — незачет» с пороговым баллом не менее 50 (на усмотрение вуза он может быть увеличен).  

«Физика неотрывна ни от математики, ни от информатики, любые физические законы формулируются в виде математических соотношений. Мы в МФТИ считаем крайне важным на всех этапах обучения школьника, студента и потом ученого не ставить людей в ситуацию, когда они должны выбирать между информатикой и физикой. Такого быть не должно ни при выборе профильного класса, ни при выборе направления в университете. Для всех технических, тем более естественно-научных направлений в университетах физика и информатика должны быть обязательными экзаменами для сдачи при поступлении. Это будет формировать правильную личность человека XXI века, поскольку физика формирует научное мировоззрение, а информатика дает инструмент для жизни и деятельности в цифровом мире. Это в равной степени важно», — заявил ректор Московского физико-технологического института (Национальный исследовательский университет) Дмитрий Ливанов.

Дмитрий Ливанов Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Изменения в ЕГЭ по физике

В 2024 году ЕГЭ по физике был значительно изменен, и теперь получить высокий балл стало легче. При этом сам экзамен не стал проще, просто из него убрали часть разделов, которые можно преподавать в вузе (прежде всего, это разделы, связанные с атомной физикой). Оставшиеся задачи по механике, термодинамике, электричеству, оптике на том же уровне сложности. Прежним осталось и время испытания — не больше четырех часов. Количество заданий сократилось с 30 до 26, то есть старшеклассникам дали больше времени подумать.

«В 2021 году ЕГЭ по физике сдавали 128 тыс. человек, в 2022-м — 105 тыс. , в 2023-м — 92 тыс., а в 2024-м — 91 тыс. Мы остановили снижение и хотим доказать, что физику можно сдавать и получать высокие баллы. В 2025 году изменения в ЕГЭ будут минимальными. Надеемся, что к нам придет больше детей и результаты будут еще лучше», — рассказывает руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по физике Марина Демидова.

Но это только первые шаги. Интерес к физике можно прививать с малых лет. Просто делать это нужно аккуратно и с умом.

«Почему геометрия лишь слегка затрагивается в начальной школе? Дети не готовы к ней по возрасту. Так и физика — это очень сложная наука, систематическое изучение которой требует хорошей психологической подготовки. Но то, что мы и в начальной школе, и в пятом классе должны давать ее основы, очень важно. Скоро появятся учебники, где физика, которая доступна ребенку по возрасту в начальной школе, внедряется в предмет „Окружающий мир“. Этот проект мы делали с крупнейшими физиками страны», — объясняет математик и популяризатор науки директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

Иван Ященко Фото: © Ярослав Яровой / пресс-служба «Сириуса»

Физика — сложная наука, и чтобы разобраться во всех ее нюансах, есть бесплатные онлайн-проекты. Например, Сириус. Курсы или «Физика для всех». 

Сириус.Курсы — бесплатная онлайн-школа Изображение: © Яна Алябьева / «Сириус(Журнал»

«Нужно формировать у школьников модельное мышление, и лучше всего делать это с помощью физики. Но тогда ее нужно преподавать по-другому, подтягивая математику и информатику.

Возможно, придется менять программы дополнительного профессионального образования и программы подготовки школьников», — говорит ректор Адыгейского государственного университета и эксперт в области математического образования Дауд Мамий.

Дауд Мамий Фото: © архив РЕМШ

Физика и математика 

Чтобы физика лучше «заходила» школьникам, важно грамотно состыковать ее с другими предметами. Многие учителя физики сетуют на то, что приходится тратить время на объяснение тем по математике, которые дети еще не проходили, чтобы они смогли освоить программу их предмета.   

«Это сложный вопрос. Что нужно сначала наглядно показать на физике, а потом на математике? Если ты борешься за логическое построение, у тебя курс складывается одним образом, а в связке с другими предметами — иным. Хотя сейчас наука устроена так, что логически шаг за шагом изучить ее, чтобы начать применять, например, в инженерном деле, все равно невозможно», — рассуждает Иван Ященко.     

И даже при логически четко выстроенной программе обучения в сочетании с другими предметами критически важную роль играет умение преподавателя преподнести ученикам материал и зацепить их. 

«Если нет интереса, не будет мотивации к изучению конкретной науки. Важно обмениваться новыми методическими наработками, чтобы задачи, которые решают школьники на ЕГЭ, контрольных и уроках в школе, были связаны с реальными событиями в окружающем мире, а не были абсолютно абстрактными. Важно, чтобы решать их было увлекательно. Для этого дети должны видеть связь между задачами и тем, что происходит вокруг них», — считает Дмитрий Ливанов.

Чтобы сделать физику интереснее, говорят педагоги, нужно больше наглядности, больше экспериментов. Для этого необходим перечень простейшего лабораторного оборудования, которым нужно укомплектовать школьные кабинеты, и не бояться давать его в руки ученикам.  

«Не бойтесь давать школьникам мультиметры. Пусть они сожгут вам амперметры — новый предохранитель стоит четыре рубля. Зато когда вы дадите их потрогать, дети хотя бы начнут понимать, как они работают», — уверен директор по довузовской подготовке Московского физико-технологического института (Национальный исследовательский университет) Виталий Шевченко.

Такие предложения и нововведения были озвучены на последнем Всероссийском съезде учителей физики в «Сириусе». Эксперты уже третий год собираются на федеральной территории, чтобы обсудить задачи и проблемы в сфере образования. И постепенно ситуация меняется. В этот раз на съезде был представлен проект резолюции по совершенствованию преподавания физики в школах, повышению интереса к экзамену по этому предмету среди абитуриентов, развитию школьного астрономического образования, расширению взаимодействия школ и вузов, разработке ведущими профильными институтами и университетами программ общедоступных курсов повышения квалификации учителей физики. Также было решено организовать на федеральной территории «Сириус» международный открытый интеллектуальный турнир для юных физиков с приглашением участников из стран БРИКС.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Физики и лирики: почему сегодня критикуют разделение на «гуманитариев» и «технарей» #психология #искусство #мозг 12 сентября 2022 00:21
2
Кому идти на физфак и кто оттуда выходит? #наука #вуз #физика 31 января 2023 08:10
3
Научно, но не скучно: зачем детсадовцам физика, химия и ботаника? #дети #Сириус #детский сад 01 марта 2023 17:03