Как влюбить ребенка в историю? Советы учителя-блогера
2 минуты на чтение
|
Больше половины россиян делают уроки вместе с детьми
Фото: © Roman Samborskyi / Shutterstock / FOTODOM
|
Какой предмет самый сложный? На этот вопрос школьники обычно отвечают: математика, физика или химия. А какой предмет тяжелее всего понимать? История, говорят многие. О том почему так происходит и как привить ребенку интерес к этой науке, узнали у педагога-блогера Александра Оджо, который преподает историю.
Сложности с восприятием истории возникают у детей по нескольким причинам:
- большие объемы материала, который задают читать;
- непонятные термины (секуляризация, экспроприация, абсолютизм, репатриация);
- большие временные периоды, которые так далеки от ребенка, что он их не ощущает.
Я часто слышу от учеников пятого класса: как мы смогли узнать о том, что этот фараон жил в это время? Да и вообще...
Начнем с этого места и пройдем несколько шагов, которые помогут привить ребенку интерес к истории.
Откуда и зачем взялось?
Среднестатистический ученик, который уже дошел до курса истории в 5-м классе, осознает, что когда-то был маленьким, а сейчас (по его мнению) он уже большой. В связи с этим нужно попросить ребенка составить историю своей жизни. Какими он будет пользоваться источниками? Личные воспоминания (мемуаристика, получается), будет спрашивать у очевидцев — своих родителей, родственников. Для написания своей автобиографии он, скорее всего, возьмет документы и фотографии.
Сейчас у нас много возможностей для фиксации семейной истории. В нашем школьном музее семьи мы вместе с учениками составляем генеалогические древа, оцифровываем фотографии предков, изучаем предметы старины, записываем воспоминания родителей, дедушек и бабушек. Это помогает ребенку понять, что история намного ближе, чем кажется.
Погружение
Став исследователем, ученик уже находится на полпути в историю. Пытливый ум пяти-шестиклассника знает много интересных фактов из истории своей и других стран. Освежить их поможет игровой формат. Школьники любят играть в крокодила и ассоциации.
Книги
Наши историки и педагоги проделали огромную работу — в библиотеку юных учеников можно добавить «Египтологию для детей» Александра Хезера или «Историю России в рассказах для детей» Александры Ишимовой. А для ребят постарше интересными будут исторические романы.
Бесспорно, помимо книг, стоит обратить внимание и на фильмы, а также на компьютерные игры. Однако будьте внимательны с возрастными ограничениями. На сайте история.рф много полезных и проверенных исторических документальных фильмов.
Оживление истории
Это самый сложный шаг, но жутко интересный. Иной раз история выходит на улицы города или расцветает пышным цветом в прекрасных музеях. Если живете в Москве, сходите в Государственный исторический музей или в музей «Душистые радости» в Коломне. Жителям Санкт-Петербурга могу предложить Центральный военно-морской музей, в Екатеринбурге есть Ельцин-центр. В каждом уголке нашей страны действуют краеведческие и школьные музеи. Не проходите мимо культурно-просветительских программ в музейных комплексах.
Все чаще и чаще в разных регионах России проводятся фестивали, реконструирующие исторические события. К примеру, фестиваль «Времена и эпохи» в Москве или спортивные состязания в Торжке.
Вспомните прекрасное слово «традиция». Собирайтесь вместе за семейным ужином, ходите вместе на прогулки, пересматривайте старые фотографии и видеоролики, навещайте старших родственников и вспоминайте тех, кого уже с вами нет. Именно тогда ребенок поймет, что такое история и зачем она нужна.