Савватеев: ЕГЭ сделать вступительным в вузы, а в школу вернуть выпускные экзамены

Зачем лететь на машине времени в сталинские времена, что делать с ГИА и кому полезно онлайн-обучение. У профессора МФТИ и видеоблогера Алексея Савватеева есть ответы на многие вопросы, а значит, с ним всегда интересно поговорить. Этой возможностью мы и воспользовались, когда известный популяризатор математики вновь приехал в «Сириус» и провел несколько занятий для участников программы «Большие вызовы».

— Алексей Владимирович, вы не первый раз приезжаете в «Сириус». В этот раз — на «Большие вызовы». Как вы относитесь к таким программам для выдающихся школьников со всей страны?

Я очень люблю такие собрания. Для учителя нет ничего лучше высоко мотивированных детей. Проблема в том, что в России и вообще в мире мотивированных детей не так много, а остальных тоже надо учить. Мы же не сможем всю нашу сегодняшнюю суверенную махину раскручивать одним процентом детей из «Сириуса». Это совершенно нереально, поэтому поднимать надо и массовую школу. 

«Сириус» — это флагман российского образования

По его моделям многое можно сделать и в базовой школе тоже. «Сириус» имеет дело с учениками тех школ, где директора максимально пытаются защищать учителей от бюрократического и прочего ада. Так давайте этот опыт на всю страну распространим. Дайте всем учителям нормальные зарплаты, дайте им работать — и через несколько лет наша страна «взлетит»! 

— Этой осенью Госдума планирует рассмотреть закон об отмене ЕГЭ. Как вы считаете, насколько это реально и есть ли альтернативы?

Начнем с ОГЭ. Поскольку тотально и поголовно все ответы на все его задания по всем основным предметам присутствуют в интернете за день до экзамена, то можно считать, что ОГЭ нет. Более того, существование этого экзамена в нынешней форме приучает наших детей ко вранью с самого детства. ОГЭ можно сносить без всяких вопросов хоть с завтрашнего дня — ни к чему, кроме хорошего, это не приведет.

С ЕГЭ ситуация сложнее. Просто так его снести нельзя. Во-первых, во многих местах его проводят честно. Во-вторых, не очень понятно, как при отмене этого экзамена набирать студентов в вузы. В этом году задания по математике были очень простыми и с точностью до минимальных вариаций одинаковыми от Владивостока до Москвы. Естественно, когда на Дальнем Востоке выкладывают готовые задания, в столице еще раннее утро. Всем регионам страны, кроме удаленных на восток, это очень сильно помогает. И получается, что 2/3 школьников России имеют фору перед остальными — и прекрасные шансы на 90+ (кто не совсем дурак). С моей точки зрения, это самый настоящий подлог. Зачем это было сделано? Таким способом «повысили» уровень образования по приказу Президента? Позорище...

Сам экзамен полностью отменять, конечно, нельзя. Его хорошо бы сильно видоизменить, сделать непредсказуемым, без демоверсий. Мне кажется правильным вынести ЕГЭ полностью за пределы среднего образования. Сейчас школы затачивают в сторону подготовки к этому экзамену, и только очень добросовестные учителя могут себе позволить занять твердую гражданскую позицию и просто учить школьников математике. 

ЕГЭ нужно оставить как вступительный экзамен в вузы. А в школу нужно вернуть выпускные экзамены, причем по всем основным предметам

Сейчас много говорят, про какую-то историческую память и культуру, а вы посмотрите, какой процент 11-классников сдает историю и литературу. Ничтожный! О какой передаче культурного кода может тогда идти речь? Вот что надо обсуждать, вот о чем надо вопить на всех углах! Но у нас нет содержательной дискуссии по проблемам образования. Вся дискуссия ограничивается «горячими темами», шок-контентом и прочей чушью.                

— Зачем нужно идти в школу, если к ней так много претензий? За конкретным педагогом? За социализацией? 

Вы приходите к врачу, часто к несовершенному, иногда совсем плохому, но он все равно вас посмотрит и что-то пропишет. Мы же не говорим, что нужно убрать всех врачей и умирать в 35 лет. То же самое со школой. Даже в том совершенно деградирующем виде, в котором сейчас существует массовая школа, она все равно лучше, чем ничего. Иначе по улицам будут ходить толпы бандитов и наркоманов, всех грабить и убивать. Не хотите строить школы — готовьтесь строить тюрьмы. Но одним строительством дело не ограничивается — в стране чудовищная ситуация с кадрами. Для нормальной загрузки не хватает 500 000 учителей (а всего их чуть больше миллиона).

 — Как вы относитесь к онлайн-школам и домашнему образованию?   

Главная проблема домашнего образования — полная потеря мотивации детей к учебе

Примерно та же ситуация и с онлайн-обучением, но здесь есть нюансы. Чем старше человек, тем ему проще себя заставлять заниматься через интернет. Ко взрослому онлайн-образованию я отношусь с большим уважением и рад, что на отдыхе наконец-то есть возможность нажать на кнопку и послушать лекцию прекрасного преподавателя. Я сам этим пользуюсь постоянно. Но для человечка, не имеющего крепкой предметной базы, полученной в нормальной школе, онлайн-курсы часто сложны — а вопроса задать некому. И все же, думаю, онлайн-образование приносит пользу заметному проценту взрослых.

Но что касается школьников, здесь есть проблема — они почти не умеют таким образом учиться. Как я уже говорил, онлайн помогает тем, кто уже имеет хорошую базу от живого педагога. Поэтому нельзя совсем заменить учителя онлайн-ресурсами. Результат будет плачевным (что и наблюдается в настоящее время как в России, так и практически во всем мире). Другой момент: в школе вместо прекрасных онлайн-ресурсов часто навязывается откровенная халтура. Это уже на грани предательства Родины и финансовых афер.

Подведу итог. Хотя настоящее онлайн-образование в интернете есть и это очень хорошая штука, но поможет она очень маленькому проценту детей.   

Для студентов польза от онлайн-образования — это что-то среднее от вышеобозначенного. Ребята из очень сильных вузов умеют проходить некоторые курсы онлайн даже целиком, а те, кто учится в вузах базового уровня, — нет. В последнем случае нужны живые преподаватели.    

— Какая для вас идеальная школа? И как ее построить?

В первую очередь это добросовестный директор с большим стажем работы, который глубоко погружен в проблематику школы. Он набирает таких же, как он, учителей — добросовестных, знающих свое дело. И дает им работать, не мешая ни в чем. Дальше каждый учитель выстраивает свой урок, как ему нравится. Использует или нет элементы проектного подхода, обращается ли к онлайн-ресурсам, следует ли той или иной педагогической парадигме. Это его дело. Вот что такое идеальная школа!

Переизданные учебники советских времен сегодня пользуются популярностью Фото: © «Сталинский букварь»

Настоящая добротная школа — это то, что массово последний раз было при Иосифе Виссарионовиче Сталине. Рецепт, что надо делать: вернуться в те времена, но только в «школьном» смысле слова. Мои дети занимаются по переизданным учебникам сталинской эпохи, по которым учились наши дедушки и бабушки. Лучше этих книг ничего не было написано. 

Если бы объявили, что школа возвращается на машине времени в 1950-е годы, это была бы самая лучшая образовательная реформа! К сожалению, это невозможно в рамках взятого курса на экономию и оптимизацию — Сталин учителей любил и деньги им платил вполне разумные. Чего, увы, не скажешь про «сейчас», когда учителя двух третей регионов России находятся ниже прожиточного минимума.    

— Как вы относитесь к олимпиадному движению? Насколько положение российских математиков изменилось в последние годы на международном уровне?   

С детьми с олимпиадного направления мы очень любим работать, с ними чудеса можно творить. Научные статьи пишем даже иногда со школьниками. Олимпиадное движение — это фишка России. Китай нас перебивает только массой, они по 20 часов в день работают и готовятся. Олимпиадное движение России — номер один в мире, никаких аналогов ему нет. Конечно, его надо развивать. И когда дойдут руки до массовой школы, олимпиадные тренеры здесь будут инструкторами по тому, как восстанавливать все образование.

— Вы на днях отправляетесь в очередной математический поход. Как вам этот проект?

«Тридцатка с математикой» — научно-туристический интенсив, который в этом году пройдет во второй раз. Студенты-математики Научно-технологического университета «Сириус» и Адыгейского государственного университета (АГУ) вместе с преподавателями и в сопровождении профессиональных гидов пройдут знаменитым еще с советским времен турмаршрутом «Через горы к Черному морю» «Тридцатка». Участникам предстоит преодолеть 32 километра по горам от Адыгеи до Сочи, совмещая физическую нагрузку с научными занятиями.

О том, как пройдет математический поход, «Сириус(Журнал» расскажет подробнее Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Мне кажется, такая форма совмещения похода и обучения весьма перспективна. Идут студенты из «Сириуса» и АГУ. До похода проходят лекции на той стороне гор, в Адыгее, а после похода — здесь в «Сириусе». А между этими точками мы все расстояние идем пешком два-три дня. Лекции устраивают и во время похода, на базах. В этом году нам будут рассказывать про геологию и о том, как к полету готовят космонавтов. Это большой научно-познавательный поход, и если бы во всех университетах такое происходило, было бы очень круто.

Алексей Савватеев: не стал бы все математизировать, есть хаотичные вещи, и это прекрасно

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Победители «Больших вызовов» поступят в Университет «Сириус» без экзаменов #Сириус #Большие вызовы #бакалавр 14 февраля 2023 19:27
2
Воспитанницы «Сириуса» показали лучшие результаты на Европейской математической олимпиаде #олимпиады 18 апреля 2023 17:17
3
Нейросеть успешно сдала ЕГЭ: что это значит для системы образования? #ИИ #Росатом #чат-бот 16 октября 2023 15:51