Россия против рака: что разрабатывают наши ученые

Когда речь идет о лечении онкозаболеваний, приходится буквально выбирать из двух зол. С одной стороны, нужно победить патологию, с другой — минимально навредить организму, ведь антираковые препараты чрезвычайно токсичны. В каком направлении сейчас идет разработка подходов к терапии и насколько велик здесь вклад российских ученых? Об этом говорили в «Сириусе» на III Конгрессе молодых ученых. «С(Ж» собрал самое интересное.

По данным Ассоциации онкологов России, в конце 2021 года (более свежих данных в свободном доступе пока нет) почти 4 млн жителей нашей страны стояли на учете в онкологических учреждениях. За последние годы этот показатель остается более-менее стабильным, так что вряд ли он с тех пор сильно изменился. Несмотря на значительный прогресс в лечении рака, главные в этом деле сложности остаются актуальными. Во-первых, не всем пациентам препараты помогают одинаково. Во-вторых, подобные лекарства крайне вредны, и врачи вынуждены назначать их очень аккуратно, рассчитывая на то, что урон здоровым тканям при лечении будет несущественным.

Вот почему сегодня активно развивают точечную противоопухолевую терапию — подход, при котором препарат следует к опухоли, не накапливаясь в других тканях организма. Сегодня ученые стремятся сделать такое лечение персонифицированным, то есть под конкретную гетерогенную опухоль пациента.

Основоположник раковой иммунотерапии

Ллойд Олд, всю жизнь искавший способы борьбы с онкозаболеваниями, скончался от рака простаты в возрасте 78 лет Фото: © CC BY-SA 3.0 / Wikipedia

Развитие таргетного подхода к антираковой терапии началось с работ американского врача и ученого Ллойда Олда. Автор более 800 исследований, он разработал стратегию применения БЦЖ-вакцины, которую используют против туберкулеза, для борьбы с опухолью. Сейчас таким способом лечат рак мочевого пузыря.

Ллойд Олд был сторонником таргетной терапии опухолей и продвигал эту концепцию на протяжении долгих лет. Он активно поддерживал программы в области разработки терапии рака в России.

Над созданием эффективных антираковых препаратов работают многие российские ученые. Их задача — синтезировать такое лекарство, которое доберется до опухоли, минимально навредив здоровым тканям и органам. Поэтому в его состав должна входить молекула, которая при встрече с раковыми клетками «узнает» их и доведет до них действующее вещество. При этом желательно, чтобы можно было управлять активностью препарата.

Сегодня ученые выделяют несколько перспективных подходов, которые позволят получить желаемые характеристики. Первый — радионуклиды, или ядерные препараты. Эта отрасль фармакологии ежегодно растет на 10 %. Россия входит в пятерку крупнейших производителей сырьевых медицинских изотопов в мире. Например, компания «Росатом» поставляет их в 50 стран. В первую очередь такие лекарства пользуются популярностью в Северной Америке и Западной Европе. Одно из них, Pluvicto, одобрено в США и предназначено для лечения рака простаты.

Первый в России

В 2022 году в журнале The Journal of Nuclear Medicine опубликованы результаты первой фазы клинических испытаний российского ядерного фармпрепарата для диагностики рака молочной железы. Ученым удалось добиться меньшей лучевой нагрузки на организм и относительно быстрого выведения лекарства.

Ядерные технологии в медицине: как это работает?

Другим перспективным направлением исследователи называют применение ингибиторов иммунных контрольных точек, или checkpoint-ингибиторов. В отличие от привычной иммунотерапии, когда лекарства нацеливаются конкретно на опухоль, при таком подходе устраняются клетки, мешающие естественной работе иммунитета. За доказательство эффективности этого метода иммунологи Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзё в 2018 году получили Нобелевскую премию по медицине.

В «Сириусе» для борьбы с раком разрабатывают наночастицы, несущие малые интерферирующие РНК в «сломанные» иммунные клетки Фото: © Alex_Traksel / Shutterstock / FOTODOM

Еще одной разработкой российских ученых стал препарат для фотодинамической терапии рака. Обычное воздействие световых волн через кожу малоэффективно, ведь оно не достигает опухоли. А сотрудники Института биоорганической химии им. Шемякина и Овчинникова РАН придумали, как использовать этот подход для непосредственного воздействия на раковые клетки. Свою разработку они уже успешно опробовали на мышах.

Исследователи взяли лентивирус и с помощью генной инженерии изменили его так, что на поверхности появились особые белки, распознающие опухоль. А внутрь поместили два белка, один из которых содержал люциферазу — эти вирусные частицы после введения в кровоток отыскивали в организме опухоль и «цеплялись» за нее. После этого ученые давали мышам фуримазин — субстрат, благодаря которому люцифераза начинает испускать свет, подавляющий рост опухоли.

Конгресс молодых ученых: мозговой шторм в «Сириусе»

Но, пожалуй, наиболее популярный сегодня подход к антираковому лечению — CAR-T-клеточная терапия. Для нее у пациента берут кровь, из которой выделяют иммунные клетки — лимфоциты. Их генетически модифицируют и вводят обратно в организм, где те нацеливаются на опухоль. Терапия оказалась чрезвычайно действенной в борьбе с лейкозом, но у нее есть серьезные побочные эффекты — например, вероятность развития цитокинового шторма. Поэтому нужно модифицировать этот метод, чтобы регулировать активность измененных иммунных клеток.

Поиск эффективных подходов к антираковой терапии ведут и на первой в России федеральной территории. Руководитель направления «Нанобиомедицина» Университета «Сириус» Максим Никитин создал биомолекулярные нанокомпьютеры, или нанороботов, которые распознают в организме опасные, или «сломанные», клетки. В лабораторных условиях этот прорывной метод показал эффективность, но впереди еще долгий путь испытаний.

Левша из «Сириуса» хочет «подковать» наноробота, убивающего раковые клетки