Прорыв в медицине? Раковые клетки можно вылечить

Любая раковая клетка когда-то была здоровой, но до недавнего времени наука не могла найти способ вернуть ее в прежнее состояние. Пока врачи умеют лишь удалять онкоциты из организма или уничтожать их тяжелым для пациента лечением. Однако скоро у них должен появиться новый инструмент, который способен кардинально изменить противораковую терапию.

В истории медицины появление новых лекарств и подходов к лечению всегда начиналось с какого-то поворотного момента, чаще всего ожидаемого, но иногда и случайного. Так произошло и с учеными из The Cold Spring Harbor Laboratory, которые стали свидетелями исторического события — превращения опухолевых клеток обратно в здоровые.

Исследователи изучали рабдомиосаркому — редкий тип рака, который формируется в клетках скелетных мышц. Чаще всего у детей. Для лечения используют химио- и лучевую терапию, а также хирургическое вмешательство. Но шансов на успех немного.

Вот почему врачи искали иной подход к лечению. В его основу легла способность клеток дифференцироваться — это один из базовых процессов, который происходит на протяжении развития и роста всех живых организмов.

Как это работает?

Сначала все клетки эмбриона человека похожи друг на друга, но вскоре они начинают делиться на группы — ткани, каждая из которых выполняет определенные функции. Клетки разных тканей отличаются формой, размером и теми белками, которые в них синтезируются. Этот процесс дифференцировки контролируется гормональными сигналами.

Из одной клетки в результате клеточной дифференцировки создаются самые разные ткани, например нервная и сердечная Иллюстрация: свободный источник

Активность отдельных участков ДНК контролируется гормональными сигналами, которые способствуют дифференцировке клеток в разных областях тела. Все начинается со стволовых клеток, и по мере развития организма они начинают специализироваться согласно ролям.

В течении шести лет ученые искали способ превратить клетки саркомы — онкологических образований в соединительной ткани — в нормально функционирующие. Для этого они разработали новый подход к генетическому скринингу. При помощи технологии редактирования генома они изменили последовательность ДНК — так у клеток возник новый ген, который помогал им становиться мышечными. Таким образом клетки оздоравливались. Результаты прорывного исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подобная технология может быть применена и к другим типа рака, чтобы взять их под контроль. Если это удастся, лечение онкологических заболеваний станет намного проще, а значит, больше людей получат шанс выжить.

Дорогой рак: во сколько человечеству обходятся онкологические болезни? #рак #онкология #экономика 09 марта 2023 15:45