Что такое углеродная нейтральность и можно ли ее достичь к 2050 году?  

Два года назад Россия взяла курс на достижение углеродной нейтральности. Согласно плану, уже к середине века выбросы парниковых газов в нашей стране должны сократиться на 79 %. Что сейчас делается для этого, причем тут большой спорт, и как в «Сириусе» собираются «озеленять» нашу страну?

Углеродная нейтральность не означает полного отказа от сжигания полезных ископаемых — это попросту невозможно. Так называют баланс между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением за счет почвы, лесов и океанов. В идеале должно быть так: сколько прибыло — столько убыло, как будто люди и не выделяли CO2 в промышленных масштабах. Но в действительности все гораздо хуже и глобальное потепление — это уже не угроза, а реальность.  

Основным способом достижения углеродной нейтральности является переход к энергетике солнца, воды, ветра и атома. Снижению выбросов способствуют переработка мусора, повышение энергоэффективности, использование материалов с наименьшим углеродным следом, применение технологий улавливания и хранения CO2

Крупнейшая в мире установка по извлечению углекислого газа из атмосферы в Исландии способна поглотить всего 4 тыс. тонн CO2 в год — это сопоставимо с ежегодным углеродным следом 250 американцев  Фото: © climeworks

Напомним, что в октябре 2021 года в России поставили цель по достижению углеродной нейтральности: президент Владимир Путин заявил, что страна достигнет баланса в производстве и поглощении вредных выбросов не позднее 2060 года. После этого правительство утвердило долгосрочную Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. 

С учетом того что ряд европейских государств ставят подобную задачу к 2050-му, а Китай – с определенными оговорками – к 2060-му, можно сказать, что Россия после данного решения вошла в клуб стран, которые окажут наибольшее влияние на климатические процессы в ближайшие десятилетия.

Чистый эксперимент в «Сириусе»

На федеральной территории углеродной нейтральности сегодня уделяется повышенное внимание. Так, на базе Научно-технологического университета «Сириус» по поручению президента России Владимира Путина создается Международный научный центр в области экологии и вопросов изменения климата. Кроме того, в соответствии с принципами «нулевого выброса» здесь будет построен кампус мирового уровня. Это пространство с комфортной городской средой для учебы, работы, досуга и полноценной жизни. На его территории разместятся жилой квартал для студентов, университетская школа, медицинская клиника, учебный корпус, арендное жилье для сотрудников университета и резидентов Инновационного научно-технологического центра, Парк науки и искусства, где сегодня располагается современный лабораторный комплекс Университета «Сириус». В будущем кампус станет новым полигоном для передовых технологий в области низкоуглеродного строительства, а «Сириус» — ведущим центром России и стран СНГ, где будут применяться и распространяться подобные технологии.

«В текущих реалиях обеспечить абсолютную углеродную нейтральность невозможно. Не получится использовать только альтернативные источники энергии, а из-за специфики климатических условий в „Сириусе“ невозможно использовать те же древесные материалы в полном объеме. Однако углеродная нейтральность будет отражаться в нашем образе мысли. На этапе проектирования мы должны подбирать материалы, которые имеют наименьший углеродный след, при эксплуатации — использовать энергоэффективные технологии, бережно относиться к ресурсам (экономить воду, электричество и так далее), придерживаться принципа переработки, в том числе используемых материалов», — говорит эксперт направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок при Минэкономразвития России Владимир Куликов.

Макет нового кампуса Научно-технологического университета «Сириус» Иллюстрация: © Пресс-служба «Сириуса»

 

Первыми опробовать «зеленый» эксперимент решили на Сахалине. В декабре 2021 года местные власти презентовали полную климатическую программу региона, удивив крайне амбициозными планами — переход к углеродной нейтральности в регионе запланировали уже к 2025 году. В приоритете отказ от угля — власти переведут 145 котельных и более 37 тысяч домов и квартир на менее углеродоемкий газ, а также увеличат долю возобновляемых источников (ВИЭ) в энергосистеме с 0,5 до 28%. Также в планах — 10 тыс. электрокаров, рассекающих сопки Сахалина.

По сути, сейчас на Дальнем Востоке обкатывается будущий внутренний углеродный рынок. Компании получают квоты на объем выбросов парниковых газов, а за их превышение предусмотрены штрафы. Неизрасходованные квоты можно продавать и покупать. Предположим, предприятию X выделили квоту на 100 тыс. тонн. За год оно выбросило в атмосферу только 80 тыс. тонн. Неиспользованные 20 тыс. тонн можно перенести на следующий год или продать компании Y, которая свою квоту превысила. По задумке, такой подход будет вынуждать компании вкладываться в зеленые технологии и экологические проекты, зарабатывая таким образом углеродные единицы.

Леса Амазонии с недавних пор стали выделять больше углекислого газа, чем поглощать. Виной тому вырубка деревьев и засухи Фото: © Nestor Morales Moreno / Shutterstock / FOTODOM

 

Купленная чистота

И здесь у предприятий довольно широкий простор для действий. ИТ-гигант Google достиг «нулевого выброса» еще в 2007 году, а Microsoft к 2030-му намерена стать углеродно-отрицательной. Для этого компании не только переходят на возобновляемые источники энергии и вкладываются в переработку. Они также реализуют различные экологические проекты, в том числе по высадке деревьев или очистке водоемов, а также закупают электрические плиты или чистую питьевую воду для жителей отдаленных районов бедных стран. Это так называемые компенсационные меры.

Таким образом, можно вложиться в сохранение тропических лесов в Бразилии или закупить электроплитки в Эритрею и спокойно называть свою компанию углеродно-нейтральной или даже отрицательной. И не важно, что собственные производства продолжают коптить небо, а продукт полной переработке не подлежит. Для этого даже напрягаться особо не надо: существуют соответствующие программы, по которым пройдет закупка и доставка всего необходимого по адресу. Главное, заплатить и заработать тем самым углеродные единицы, которыми тоже можно торговать.    

В таком подходе — производить в одном месте, а высаживать деревья или помогать снижать выбросы в другом — есть смысл. Земля наш общий дом, и изменение климата в одном регионе неминуемо скажется на остальных. Ведь ледники тают в Арктике и Антарктиде, а под воду уходит расположенное у экватора Тувалу.

Тонущее Тувалу станет первым цифровым государством

Читать

Между тем, Россия теплеет в 2,5 раза быстрее, чем планета в целом. Самыми большими темпами этот процесс идет в северных регионах, где за полярным кругом деградирует вечная мерзлота. То, что плотность населения там невысокая, а антропогенных выбросов мало, роли не играет.

«Мы живем в единственном поясе на Земле, где площадь суши значительно превосходит площадь водной поверхности. Наша страна, скажем так, наиболее богата сушей. А Мировой океан является огромным аккумулятором тепла. Он поглощает часть тепла из атмосферы в теплое время года и возвращает его в атмосферу в холодное. Получается, грунт не в состоянии столь же эффективно отбирать тепло из атмосферного воздуха, как это делает вода, и оно остается в атмосфере. Поэтому потепление на территории России идет интенсивнее, чем в среднем по миру», — объясняет ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Андрей Киселев.  

Грязный спорт

Индустрия спорта, даже если не брать в расчет производителей экипировки, становится причиной выбросов выхлопных газов. В основном за счет содержания стадионов и перелетов на соревнования, в том числе болельщиков. По оценкам специалистов, в лучшем случае мировой спортивный углеродный след эквивалентен таковому от Анголы или Туниса, а в худшем — равен вкладу в загрязнение атмосферы Испании или Польши. Именно поэтому после Чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России, ФИФА компенсировала около 260 тыс. тонн выбросов.  

Стадион Лужники был выбран для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Здесь проходили главные футбольные матчи Фото: © Viacheslav Lopatin / Shutterstock / FOTODOM

Примечательно, что на фоне изменений климата в ближайшие тридцать лет четверть британских футбольных клубов столкнется с проблемой подтопления стадионов. А это повлечет серьезные финансовые риски. Так, клуб Карлайл Юнайтед из-за шторма «Десмонд» в 2015-2016 годах на семь недель лишился домашнего поля. На борьбу с последствиями потратили без малого 3 млн фунтов стерлингов. В будущем подобные погодные явления будут усиливаться, предупреждают ученые. При этом, по мнению ученых, причиной самого «Десмонда» стали климатические изменения.

Насколько реализуемы планы по достижению углеродной нейтральности к середине или третьей четверти XXI века, сказать сложно. Даже в Европе, которая находится на передовой зеленой повестки, вводят в строй все новые угольные электростанции. Ведь экологичный газ для европейцев сейчас дорогое удовольствие.

Бывший вице-премьер, президент «Роснефти» Игорь Сечин в своем недавнем докладе на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что в мировом масштабе углеродная нейтральность недостижима с учетом текущего пула «зеленых» технологий, многие из которых все еще находятся на стадии опытных разработок.

Парниковых газов должно становиться меньше, но выходит наоборот

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Дикие животные могут решить проблему глобального потепления #экология #животные #парниковые газы 31 марта 2023 16:13
2
Хорошо там, где нас нет: какой будет Земля без человека? #ИИ #животные #вымирание 11 июня 2023 06:23
3
Ледники Гималаев тают слишком быстро, миллионы людей в опасности #ледники #Гималаи #катастрофа 22 июня 2023 17:33