Хорошо там, где нас нет: какой будет Земля без человека?

С развитием искусственного интеллекта все чаще звучат пугающие прогнозы о восстании машин и гибели человечества. Но даже если мы исчезнем, жизнь на планете, конечно, не остановится. «Сириус(Журнал» собрал мнения ученых и футурологов и предлагает вам заглянуть в мир без людей.

С тем уровнем развития технологий, которым сегодня обладает человечество, масштабная колонизация других миров пока невозможна. Да и пригодных для обитания планет в окрестностях нашей Солнечной системы еще не обнаружено. Поэтому о переселении с Земли в ближайшей перспективе речи не идет, и если здесь случится что-то непоправимое вроде ядерной войны или глобального изменения климата, то бежать будет некуда.

В своей книге «Естественная история будущего: что законы биологии говорят нам о судьбе человеческого вида» биолог Роб Данн предлагает несколько сценариев того, какой будет жизнь в отсутствие человека. По его словам, важно учитывать: то, что происходит после массового вымирания, не обязательно совпадает с тем, что было до него. Когда вымерли динозавры, их история закончилась. То же самое может случиться и с людьми. Не исключено, что новые хозяева Земли будут сильно от нас отличаться.

Но какие-то отголоски вымершей жизни могут остаться. Эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами, разделенными пространством и временем, называется конвергентной эволюцией. Так, рога носорога напоминают рога трицератопса, а современные акулы, дельфины и тунцы имеют ту же форму, что и древние морские хищники. Дело в том, что у животных не так много разных способов существовать в определенных условиях.

Носороги используют свой рог примерно так же, как это делали трицератопсы Фото: © Albie Venter / Shutterstock / FOTODOM

Природа всегда стремится к разнообразию. Если в каком-либо роде останется только один вид, он будет эволюционировать так, чтобы этих видов было больше. Например, от одних диких кошек появится множество других — кто-то будет мельче, кто-то крупнее, кто-то будет плавать в море, кто-то жить на деревьях. Некоторые новые виды будут похожи на те, которые мы знаем, другие будут существенно отличаться.

Большие и маленькие

Многое будет зависеть от обстоятельств катастрофы. В частности, от погодных условий после апокалипсиса. Если наступит ледниковый период, с большей долей вероятности выживут крупные теплокровные животные, а те, что поменьше, станут эволюционировать в более крупных. Ведь чем больше тело зверя, тем больше жира он может накопить, чтобы пережить холода. Эту закономерность можно наблюдать и сейчас.

В 1847 году немецкий биолог Карл Бергман вывел правило, которое впоследствии было названо в его честь. Оно гласит, что среди сходных форм теплокровных животных наиболее крупными являются те, которые живут в условиях более холодного климата — в высоких широтах или в горах.

Гималайский тар живет на высоте около 5000 метров над уровнем моря и весит больше центнера Фото: © meunierd / Shutterstock / FOTODOM

И наоборот: если на планете станет жарко, многие виды млекопитающих могут начать мельчать. Этот процесс можно проследить по найденным учеными ископаемым, и он хорошо задокументирован

Один из таких примеров — эволюция лошадей, которая началась около 55 миллионов лет назад, когда на Земле было гораздо теплее, чем сейчас. Предком нынешних лошадей был маленький зверек высотой до 20 см, который жил в лесу и питался листьями и фруктами. Хотя он больше напоминал современную собаку, у него уже имелись маленькие копыта. Постепенно Земля охлаждалась, а прародитель лошади менялся: он увеличился в размерах, развил настоящие копыта и более сильные конечности, отрастил хвост и гриву.

На изменение размера разных животных влияет не только похолодание, но и осадки: чем засушливее почвы, тем меньше еды и тем удобнее с маленьким телом, которое легче прокормить.

Самые умные не выживут

Биолог-эволюционист Джонатан Лосос считает, что со временем у некоторых приматов может развиться интеллект, подобный человеческому. Правда, если вымрут и они, с этим будет сложнее. И все-таки ученые не исключают, что какое-нибудь другое животное сможет натренировать себе мозг как у людей.

Орангутаны считаются самыми умными среди обезьян, а их название по-малайски означает «лесной человек» Фото: © Everything I Do / Shutterstock / FOTODOM

С другой стороны, высокий уровень интеллекта не всегда полезен. По одной из версий, наш мозг эволюционировал, чтобы мы могли распознавать закономерности и формировать привычки, то есть преобразовывать сложные модели поведения в автоматические действия — это экономит время и энергию. Но такая стратегия работает только в неизменных условиях, когда привычные действия действительно можно выполнять на автопилоте. А вот если условия постоянно меняются и уровень неопределенности высокий, выживают не самые интеллектуально развитые, а наиболее удачливые и плодовитые виды.

Чудо-юдо рыба-кит

Сможете придумать животное, которое никогда не существовало и при этом не похоже ни на одно из тех, что мы уже знаем? Это не так-то просто, и если задуматься, окажется, что природа куда изобретательнее нас, людей. Смогли бы мы, например, придумать слона или дятла?

Поэтому когда художники размышляют о том, каким будет животный мир после глобальной катастрофы, они, как правило, работают с тем, что уже известно. Одни добавляют привычным животным вторые головы, другие — конечности, третьи объединяют в одном существе признаки разных животных, чтобы получить нечто вроде саблезубого оленя с заячьими ушами. Все это не очень правдоподобно. С другой стороны, у нас же есть утконос — животное с утиным клювом, хвостом бобра, шерстью и перепончатыми лапами, на которых есть когти.

Фрагмент картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония». Нидерландский живописец Иероним Босх часто писал причудливых животных, но во всех них угадываются земные существа Изображение: © Museo Nacional del Prado

Природный интеллект

А если все-таки будет восстание машин, сможет ли искусственный интеллект захватить Землю? Для этого роботам нужна энергия, они должны обучаться без людей, синхронизироваться между собой и уметь себя чинить. Пока до этого далеко.

В машинном обучении есть такое понятие, как распределенный искусственный интеллект. Это ИИ, только разнесенный на несколько компьютеров, не объединенных в единую систему. При этом ни одна машина не может получить прямой доступ ни к данным, ни к приложениям другой. Интересно, что такой вид связи характерен не только для кибернетики, но и для насекомых: медоносных пчел, термитов и особенно муравьев.

Он опасен: Маск и 1000 айтишников призвали найти управу на ИИ

С точки зрения индивидуума муравьи не изобретательны, но у них есть коллективный разум, который проистекает из их способности следовать общим правилам, предназначенным для разных ситуаций. Это и есть распределенный интеллект, и он формирует поведение насекомых. Муравьи влияют на многие биологические процессы на Земле — выращивание грибов, выпас тли и даже производство антибиотиков, поэтому велика вероятность, что когда вымрут люди, миром будут править именно они.

Эпоха бактерий

Но если вымрут и насекомые, мир, вероятно, станет микробным. Вне зависимости от условий все виды вымирают — ученые называют это первым законом палеонтологии. Виды животных в среднем живут около двух миллионов лет.

А вот микробы на Земле уже давно. И появились они гораздо раньше фауны. Недавно японские исследователи обнаружили в морских глубинах бактерии, возраст которых оценивается более чем в 100 миллионов лет. Ученые дали им кислород и пищу и стали наблюдать. Спустя несколько недель те не только очнулись ото сна, но и принялись размножаться. Так что за микробов можно не переживать — они способны пережить всемирную катастрофу.

Впрочем, и у человечества есть шанс задержаться на Земле. По крайней мере, если мы сами не погубим себя. Homo sapiens появился примерно 300 тысяч лет назад, и можно предположить, что люди проживут еще долго. С другой стороны, отмечают ученые, именно молодые виды склонны к фатальным ошибкам.

Как в России возрождают дальневосточного леопарда #животные #леопард 14 апреля 2024 06:48