Музыка — не только игра на инструменте: плюсы и минусы современного обучения

Как европейская традиция дала начало отечественной музыкальной школе и какими преимуществами обладают современные классические музыканты по сравнению со своими предшественниками? Почему в музыкальную педагогику не должны идти по остаточному принципу? И когда можно начинать осваивать самый сложный инструмент? Об этом и многом другом мы поговорили с педагогом и музыкантом Виктором Ухалиным.
Виктор Ухалин — гобоист. Играл в симфоническом оркестре Мариинского театра, преподавал в Санкт-Петербургской музыкальной школе имени Мравинского и музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Сегодня обучает детей в Средней специальной музыкальной школе «Сириус» и Президентском лицее «Сириус», а ещё разрабатывает современное методическое пособие для преподавателей-гобоистов.
— Виктор Владимирович, давайте начнём с главной проблемы современного педагогического подхода в обучении музыке?
Чего мы хотим от наших учеников: отсеять способных или бороться за каждого?
— Так бы я сформулировал ключевой вопрос в методике преподавания. К сожалению, иногда мы без должного внимания и разбора исключаем детей из нашей сферы, хотя они могли бы успешно в ней развиваться. Ведь музыка — это не только игра на инструменте, но и множество смежных профессий. В какой-то момент нужно распределять детей по навыкам: кто-то может стать солистом или оркестровым музыкантом, кто-то увлекается техникой и способен стать звукорежиссёром, а кто-то готов посвятить себя преподаванию. Возможно, у последнего не будет такого же исполнительского мастерства, как у других, но он сможет делиться своим опытом с детьми.
Другая важная проблема: дети, которые хорошо играют, поступают в консерваторию, а другие от безысходности идут в музыкально-педагогический университет. Получается, что в музыкальную педагогику не всегда попадают те, кто действительно хочет учить. А ведь это особое направление, требующее глубоких психологических знаний. Хотелось бы, чтобы такое положение дел изменилось.
— А какие плюсы у современного педагогического подхода?
— Преимущества, безусловно, есть, но они становятся очевидными только в присутствии опытного наставника. В других сферах образования система наставничества активно развивается, но в музыке она сильно утратила свою значимость — все очень сепарированы друг от друга.

Мне очень нравится современная модель музыкального образования в Сириусе. Она включает в себя три программы, направленные на развитие музыкального таланта.
- Общеразвивающая программа детской музыкальной школы (ДМШ) при Президентском лицее «Сириус». Она позволяет большему количеству детей приобщиться к музыке и музыкальным инструментам. Даже если они не свяжут свою жизнь с искусством профессионально, зато станут культурно образованными людьми и основной аудиторией концертов академической музыки.
- Предпрофессиональная программа в той же ДМШ. Она погружает школьников в настоящую творческую атмосферу, в которой те обучаются музыке под руководством опытных наставников и параллельно учатся в Лицее. Если дети будут упорно заниматься, то смогут поступить в колледж, а затем в консерваторию. Уверен, что кто-то из них обязательно станет профессиональным музыкантом.
- Профессиональная программа в Средней специальной музыкальной школе «Сириус» (ССМШ). Это для детей, которые хотят стать профессиональными музыкантами. Здесь акцент сделан на углублённой работе с педагогом и домашних занятиях. По окончании одиннадцати классов выпускники получают диплом, открывающий перед ними двери высшего учебного заведения и позволяющий начать преподавательскую карьеру.

Как устроена Средняя специальная музыкальная школа «Сириус»
Читать— Какая главная задача педагога на первых этапах обучения? Какими ключевыми качествами он должен обладать?
— Важно привить ребёнку любовь к своему инструменту, увлечь его занятиями, сформировать интерес в совместном музицировании с другими учениками и концертмейстером. В домашней работе следует развивать терпение и последовательность. Музыканту необходим как индивидуальный подход, так и умение работать в группе. Ведь он не только потенциальный солист, но и будущий участник оркестра, поэтому должен быть готов к жизни в большом творческом коллективе.
Роль преподавателя в учебном процессе меняется вместе с методами воспитания детей. Современный ребёнок живёт в мире, полном новых технологий и идей. На него обрушивается огромный поток информации, и без помощи родителей и педагогов в нём сложно разобраться. Мама и папа, а иногда и бабушка с дедушкой, становятся главными помощниками преподавателя, особенно на начальном этапе. Их спокойствие и уверенность в правильности выбранного пути дают ребёнку необходимую поддержку и защиту. В свою очередь, педагог должен быть уверен в своих силах и методике, а также в умении находить общий язык с родителями учеников.
— Если немного углубиться в историю, как изменилась методика преподавания с XVIII века, когда в России начало формироваться профессиональное музыкальное образование?
— Начиная со времен правления Петра I, российское музыкальное образование следовало европейским стандартам, а преподавателями изначально были приглашённые иностранцы. В то время в исполнительстве господствовала методика, основанная на многократном повторении материала для лучшего запоминания, иначе говоря — муштра. Специализированных методических пособий не существовало, поэтому виртуозная техника отрабатывалась с помощью упражнений, не учитывавших особенности каждого инструмента. Например, те, кто играл на духовых, использовали в обучении скрипичные этюды. Полноценные школы игры на гобое появились только в XIX веке, когда был усовершенствован французский инструмент.

Во второй половине XIX века в России появились выдающиеся композиторы, были открыты первые консерватории, куда приглашали иностранных преподавателей (в основном немецких и французских). Это стало основой для развития отечественной школы исполнительского искусства — в частности, игры на гобое. Она строилась на немецкой методике преподавания, приобретая свои специфические особенности, затем модернизировалась в советскую школу. Так, в СССР был популярен подход Ивана Фёдоровича Пушечникова, который предложил начинать обучение игре на гобое с раннего возраста — с шести-семи лет, используя блокфлейту. Многие учителя до сих пор придерживаются его подхода. Сегодня появилась возможность начинать обучение на альтернативных гобоях — максимально облегчённых инструментах с настоящей тростью.
В каком возрасте можно начинать учить ребенка играть на гобое?
«До революции считалось, что начинать в возрасте шести-семи лет — слишком рано, однако благодаря методике игры на блокфлейте, разработанной Пушечниковым, ситуация изменилась. Сегодня большинство педагогов в нашей стране переходят на более постепенный подход к обучению игре на гобое. Появилась новая методика, которую использую и я. Её суть в том, что ребёнок начинает обучение с игры на облегчённом гобое, по сути дудочке — это похожий на блокфлейту инструмент почти без клапанов, с простыми дырочками. Но в нём уже есть трость, что позволяет маленькому ребёнку сразу научиться с ней обращаться. Держать инструмент ему легче, чем блокфлейту или гобой. Я начинаю заниматься с детьми, когда им исполняется примерно шесть с половиной лет. Сам же начал играть на гобое в 11, и оказалось, что это не поздно».
Виктор Ухалин
— Вы сейчас разрабатываете собственное методическое пособие для игры на гобое. Чем оно принципиально отличается от существующей школы?
— Оно будет соответствовать требованиям современности и включать интерактивные элементы. Например, QR-коды, которые позволят ребёнку переходить к видео с учителем, или минусовки, чтобы самостоятельно играть дома под аудиозапись. Это пособие должно быть разработано с учётом того, что в наше время детей начинают обучать раньше. Кроме того, современные технологии меняют мышление ребёнка, и чтобы увлечь его, необходимо их использовать.
Если говорить о существенных различиях, я бы отметил такую особенность моих уроков: все дети на них учатся создавать собственную музыку. Это то, что мы утратили по сравнению с XVIII веком. Сегодня мы в основном воспитываем исполнителей, а не композиторов. Это похоже на ситуацию с художником, который может создать красивую копию, но не способен написать собственную картину.
В Сириусе дети обязательно изучают основы композиции. Для многих это первый опыт сочинительства, несмотря на то что некоторым уже 12–17 лет. Практически все остаются в восторге от этого процесса и ещё больше начинают любить музыку, что значительно облегчает работу преподавателя. Мне не нужно постоянно преодолевать сопротивление ребёнка, заставляя его исполнять то, что ему не нравится. Вместо этого он сам сочиняет музыку, которая ему по душе, а я стараюсь подобрать аналогичные произведения других композиторов. Это позволяет детям быстрее осваивать новую музыку и получать больше удовольствия от игры.
— Что важнее при освоении гобоя — терпение, талант или практика?
— Всё имеет значение — без терпения талант не может проявиться, а без практики невозможно оценить его по достоинству. Я часто говорю:
Талант имеет возможность, а гений — необходимость
Бывают случаи, когда рождаются по-настоящему гениальные дети, которые не могут жить без музыки. Однако чаще всего мы имеем дело просто со способными подростками, обладающими музыкальными задатками, которые необходимо развивать. Если педагог умеет это делать, он может раскрыть талант. Но, к сожалению, не всем хватает терпения. А все гобоисты, которых я знаю, люди очень терпеливые и трудолюбивые.

Гобой — как освоить самый сложный инструмент
Читать— По вашему мнению, как будет развиваться музыкальное образование в ближайшие несколько лет?
— Я надеюсь, что сохранятся те позитивные тенденции, которые уже наметились. Например, строительство новых концертных залов, музыкальных школ и других мест, которые станут центрами культурной жизни. Важно, чтобы в нашей стране развивались масштабные проекты, пропагандирующие классическую музыку и академическое образование. Среди них можно выделить Хоровую программу Валерия Гергиева, Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина и Образовательный центр «Сириус».
Как преподаватель я стремлюсь к большему взаимодействию и общению с коллегами по всей России. Обмен опытом, мастер-классы и фестивали — всё это важно! Особое внимание хотелось бы уделить институту наставничества в сфере искусства. К преподаванию музыки нужно привлекать не просто талантливых исполнителей, а людей, для которых педагогика — это призвание.