Высшая школа музыки «Сириуса»: как понять, что ребенок талантлив

Какими видами спорта лучше заниматься пианистам и скрипачам, а какие секции обходить стороной? Что читать тем, кто только начинает играть, и тем, кто уже нашел свой инструмент? Ответы на эти вопросы знают в Высшей школе музыки «Сириуса», которой недавно исполнился год.

Высшая школа музыки «Сириуса» — профильное академическое образовательное учреждение, где воспитывают будущих профессиональных музыкантов-исполнителей. С чего начинали и каких достижений добились за год, когда будет следующий набор и скоро ли школа обзаведется собственным домом, «С(Ж» рассказала начальник отдела развития культуры и искусства АНОО «Президентский лицей „Сириус“» Юлия Маметьева. 

— Как в пятилетнем ребенке распознать будущего музыканта?

Юлия Маметьева Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

— На вступительный отбор учащихся Высшей школы музыки приезжает экспертная комиссия из Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства. Это именитые артисты, профессионалы высочайшего класса, первые музыкальные имена нашей страны. У них колоссальный опыт выявления и поддержки талантов с самого раннего возраста. Они наблюдают, как дети проходят тесты на музыкальный слух, чувство ритма, память и как они эмоционально откликаются на разную музыку.

При поступлении мы предупреждаем детей и родителей, что профессия музыканта — это большой уровень нагрузки и ответственности. Родители должны быть готовы посвятить жизнь профессиональному росту и развитию детей, учиться вместе с ними. Это и колоссальнейший труд самого ребенка.

Цели и задачи школы

Высшая школа музыки — учреждение профессионального образования. Экспертной организацией выступает Центральная музыкальная школа — Академия исполнительского искусства во главе с ее ректором — заслуженным артистом России профессором Валерием Пясецким. Создание Высшей школы музыки имеет принципиальное значение для региона. Школа дает шанс обнаружить и раскрыть потенциал музыкально одаренных детей, обучает исполнительскому искусству, профессионально ориентирует и приучает юных музыкантов к регулярной концертной деятельности.

— Как ребенок и инструмент находят друг друга?

— Мы профессионально ориентируем. Ребенок изначально подает заявку на обучение по определенному музыкальному инструменту, но если есть яркая предрасположенность, мягко его перепрофилируем в процессе обучения. Например, в духовых инструментах очень важны прикус, форма губ и другие тонкости. Одна девочка пришла ко мне на фортепиано и достаточно хорошо занималась, но по темпераменту, музыкальности, эмоциональности ей ближе арфа. Я предложила ей попробовать, и она теперь делает блестящие успехи.

На занятии в Высшей школе музыки Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

— Но ведь не все ученики занимаются в Высшей школе музыки с нуля? Есть уже вполне состоявшиеся? 

Да, у нас есть несколько уже довольно взрослых ребят, некоторые из них специально переехали из других городов, чтобы учиться в ВШМ. Например, Катя Никулина, наша флейтистка, приехала из Феодосии. Она неоднократно приезжала в «Сириус» на профильные смены, а теперь учится у нас, делает успехи!

Екатерина Никулина (слева) Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Еще один наш взрослый флейтист — Паша Волков, уроженец Удмуртии. Взрослые — это, конечно, условно. Им всего 14–15 лет, но тем не менее такой возраст уже означает определенный опыт, наработанный стиль, привычки, не всегда правильные, но педагоги с мягкой настойчивостью помогают ребятам их преодолеть.

Павел Волков Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

С любыми дурными привычками, в том числе профессиональными, мы боремся. Это очень тяжелый труд, он требует много времени, но некоторые вещи недопустимо оставлять без внимания. Маленькому ребенку очень сложно объяснить, почему нужно что-то менять. Я говорю ученикам: 

«Ты сейчас играешь одной техникой, а давай попробуем другую. Слышишь, как звучит? Нравится? Значит, нам придется переучиваться, чтоб этот прекрасный звук стал твоей привычкой». 

Конечно, если ребенок сразу учится правильно, он быстрее развивается, достигает высоких результатов. Ему легче все дается. Большинство у нас пришли с нуля, им всего по 5–6 лет. 

— Профессиональный музыкант должен обладать безупречным вкусом. Как он формируется и закладывается в таком юном возрасте? 

— «Сириус» — уникальное место, где можно сходить на концерт классической музыки и на лекцию по живописи, рядом же находятся фантастические лаборатории, где происходит какое-то волшебство. Это дает большие возможности для развития.

Отчетный концерт Высшей школы музыки Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Все наши дети бесплатно посещают концерты классической музыки, а потом на уроках делятся впечатлениями с педагогом, задают вопросы. Каждому воспитаннику преподаватель советует, какую литературу почитать, какие посмотреть трансляции, записи концертов, спектаклей. Мы детям прививаем хороший вкус и призываем родителей смотреть все домашние задания вместе с ребенком. Есть и свои возрастные стопы — малышам, к примеру, тяжело пока воспринимать оперу. 

Как альтернативу я предлагаю включить ребенку старый мультик «Щелкунчик», где звучит музыка Чайковского. Когда он потом услышит ее в балете, она будет уже родной.

Дети ходят на лекции и мастер-классы, на концерты выпускников программ и лауреатов конкурса «Созвездие». Для них это большой стимул — они видят, как их ровесники исполняют такие сложные произведения, выступают с оркестрами и лучшими коллективами страны. 

Мы рекомендуем ученикам определенную литературу, фильмы и картины. Дебюсси и Равель себя импрессионистами не считали, но чтобы ребенку лучше понять их музыку, колористику, образы, очень помогают картины Писсарро, Моне, Ван Гога, Ренуара. Мы погружаем их в эпоху. Если они играют музыку Шостаковича, я даю задание — найти про него восемь интересных фактов. Когда берем Бетховена, обсуждаем, когда он потерял слух, как это переживал, что происходило тогда. При разборе произведения учитываем, слышал он, когда его создавал, или нет. После таких разговоров у ребят возникает очень личное отношение и к композитору, и к его музыке — она начинает звучать для них по-другому.

Отчетный концерт Высшей школы музыки Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Советуем детям читать хорошие сказки. Но это не должны быть только произведения Пушкина, которые имеют глубоко философское наполнение. Нужно читать и «Денискины рассказы», и «Вредные советы», и «Мэри Поппинс», и «Незнайку» — все, что приучает ребенка к хорошему юмору и правильному восприятию мира. Детям постарше рекомендуем книги об эпохах, в которых жили и писали композиторы. Мы стараемся, чтобы они развивались всесторонне: читали, смотрели, слушали, играли, общались.

— Но все-таки маленькие музыканты остаются детьми, и им необходимо интенсивное движение. Что вы советуете своим воспитанникам? 

— Естественно, у ребенка в ежедневном расписании должны быть запланированы физические упражнения — так ему легче усидеть или устоять за инструментом. Но мы не рекомендуем травмоопасные виды спорта. Например, для духовиков бесконечно полезно плавание, которое развивает дыхательную систему. Для пианистов и скрипачей хороша гимнастика, где укрепляют мышечный корсет. Танцы — пожалуйста. Но бокс и карате, наверное, не нужны. 

Когда я училась в ЦМШ, у нас были свои команды по футболу и баскетболу, но в волейбол мы не играли никогда — там велика вероятность выбить пальцы.

— Как Высшая школа музыки  изменилась за год? 

— В прошлом январе мы начали с 14 учащихся и трех педагогов, один из которых работал на полставки. Теперь у нас 30 учащихся и 10 педагогов. Выросло количество специальностей — к фортепиано и флейте добавились виолончель, скрипка, кларнет, арфа, ударные инструменты. Еще у нас образовался прекрасный хор. За год работы у нас появилось пять лауреатов международных конкурсов. Это очень много!

Отчетный концерт в Высшей школе музыки Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

В марте мы анонсируем график набора на следующий учебный год. Ориентировочно он пройдет в конце мая — начале июня. Надеюсь, что у нас пополнится преподавательский состав, расширится перечень направлений в сторону разнообразия духовых инструментов.

— Когда у Высшей школы музыки появится свой дом?

— Здание корпуса «Искусство», в которое мы планируем перебраться, активно строится. Надеемся, что в 2024/25 учебном году мы уже будем заниматься в нем.  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Николай Цискаридзе: «В преподавании кнут — самый главный пряник» #Сириус #балет #Цискаридзе 26 марта 2024 06:09
2
Как прошел финал ВсОШ по физике 2024 года в «Сириусе» #Сириус #ВсОШ 28 марта 2024 14:03
3
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05