Как устроена Средняя специальная музыкальная школа «Сириус»
Средняя специальная музыкальная школа «Сириус», недавно открывшаяся на первой федеральной территории, собрала юные таланты со всей России. Ученики осваивают уникальную образовательную программу под руководством высококлассных педагогов. О том, как устроено обучение и какие преимущества оно дает юным музыкантам, поговорили с российским пианистом-виртуозом Вадимом Руденко, возглавившим новое учебное заведение.
Вадим Руденко родился в Краснодаре в 1967 году. С четырех лет начал учиться игре на фортепиано, а в семь дал первый сольный концерт. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, затем саму консерваторию, прошел и ассистентуру-стажировку. Пианист концертирует по всему миру, выходит на самые известные сцены, записывает диски, получающие высокие оценки музыкальных критиков. Лауреат и победитель самых престижных международных конкурсов.
— Вадим Леонидович, в чем уникальность новой школы?
Музыкальное образование в России имеет трехуровневую структуру: детские музыкальные школы и школы искусств, затем училища и колледжи, а высшая ступень — консерватории или факультеты профильного образования музыкального вуза. Средняя специальная музыкальная школа (ССМШ) объединяет общее и профессиональное музыкальное образование. Те, кто окончит ее и получит диплом, смогут без обучения в каких-либо дополнительных заведениях поступать в консерватории и институты по музыкальному направлению. Таким образом, мы даем им качественное образование и экономим их время.
В «Сириусе» традиционно сильные программы по музыкальному исполнительству. Наша глобальная цель — качественно готовить профессионалов: солистов, артистов оркестра, будущих педагогов по музыкальным дисциплинам. Конечно, мы не знаем, какого уровня музыкантами станут наши ученики. Но дети, которые идут сюда учиться, должны понимать, что это, возможно, их профессия на всю жизнь вне зависимости от того, будут они преподавать или концертировать.
— Речь идет об интегрированной программе обучения?
Да, c 1-го по 11-й класс школьники проходят как все общеобразовательные предметы, так и профессиональные дисциплины по направлениям классической музыки. Представлены самые разные специальности: духовые инструменты (флейта, фагот, кларнет, гобой), струнные (скрипка, виолончель), ударные, фортепиано, арфа. В будущем список расширится. В идеале хотим охватить полный спектр инструментов симфонического оркестра. Соберем музыкальный коллектив, как только это станет возможным. Считаю это крайне важным, ведь обучаясь игре в оркестре, ребенок приобретает бесценный опыт взаимодействия с коллегами на сцене, учится понимать дирижера, получает навыки игры в ансамбле и читки с листа, а также массу других важных составляющих, которые в будущем помогут ему на всех этапах музыкальной карьеры.
— Обучение рассчитано на весь день?
Верно, дети находятся в школе весь день. В свое время я окончил точно такую же специальную музыкальную школу в Москве, и обучение у нас было организовано схожим образом. Дети учатся в две смены. Те, кто посещает уроки в первую, индивидуально занимаются музыкой после школы, а вторая смена — наоборот, до.
Формат обучения в ССМШ в корне отличается от программ Образовательного центра, которые рассчитаны на несколько недель. Ведь уникальность нашей школы в том, чтобы дать детям возможность одновременно осваивать общеобразовательные и музыкальные дисциплины, и все это в одном месте на постоянной основе с 1-го по 11-й класс! Специфика обучения музыке подразумевает большой объем работы в репетиционных классах, индивидуальные и групповые занятия на инструменте, работу с педагогом, концертмейстером. Самостоятельно ребенок должен заниматься три часа минимум. И это ежедневно.
— Как будет организована концертная практика?
До концертов нужно еще дорасти. Задача педагогов — вырастить учеников до определенного творческого уровня, чтобы они имели право выходить на сцену. Ребенок должен понимать, что выступление — это привилегия и большая ответственность, поскольку речь идет не только о его будущей профессии, но и о зрителях.
Выйти на сцену, покашлять и уйти — нет, здесь так не получится!
Право выступать перед публикой нужно заслужить. Как только у детей такая возможность появится, в первую очередь в профессиональном плане, мы начнем активную концертную практику.
— Благо что в школе больше 50 учебных и музыкальных классов...
Конечно, причем оснащенных оборудованием и музыкальными инструментами ведущих мировых брендов, а еще прекрасный концертный зал с качественной акустикой. Можно планировать мероприятия разных форматов — от классных вечеров и отчетных концертов до выступлений больших мастеров и симфонических оркестров.
Со временем, когда дети будут готовы, они начнут участвовать в фестивалях, конкурсах, возможно, в международных проектах. Наши ученики смогут посещать все концертные программы в рамках фестивалей «Сириуса». Здесь ведь круглый год происходит что-то интересное. Плюс строится огромный Концертный центр — с его появлением дети смогут наслаждаться лучшим из того, что есть в стране, а зачастую и в мире.
— Как формировался преподавательский состав по специальным предметам? Какие музыканты работают в новой школе?
Педагоги приехали в «Сириус» со всей страны. Некоторые раньше преподавали здесь на интенсивах по музыкальному исполнительству. Кого-то я, будучи полностью уверенным в их профессионализме, приглашал лично. Большинство наших преподавателей — выпускники Московской и других консерваторий страны, некоторые учились в престижных иностранных вузах. У многих впечатляющий стаж работы в ведущих оркестрах России.
В частности, педагог по классу гобоя Виктор Ухалин почти четверть века отработал солистом в оркестре Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Если говорить о пианистах, то приехала блистательная Шолпан Барлыкова, удостоенная в прошлом году звания «Лучший концертмейстер Международного конкурса имени Чайковского». Она постоянно работала концертмейстером на программах в «Сириусе», в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории. Другой наш преподаватель по фортепиано — выпускник столичной консерватории Денис Хусаинов, лауреат международных конкурсов, молодой концертирующий пианист.
Педагоги по флейте — тоже выходцы из Московской консерватории. Это Кирилл Паюхин, семь лет назад окончивший ее на пять с плюсом (он обучался в классе профессора Олега Валентиновича Худякова), и Евгения Командина — ученица и последователь легендарного педагога по флейте Юрия Николаевича Должикова, разработавшего авторскую методику игры.
Юрий Должиков — легендарный отечественный музыкальный педагог. Во времена СССР он усовершенствовал существовавшую тогда технику игры на флейте, создал собственную методику и разработал подходящий всем духовикам способ дыхания. Когда его ученики стали представлять страну на международных конкурсах, о русской школе флейты впервые заговорили в мире как о сильной.
В Средней специальной музыкальной школе «Сириус» нет случайных людей
Что касается общеобразовательных дисциплин, их будут вести высококвалифицированные опытные педагоги из Президентского лицея «Сириус».
— Вы планируете совмещать административную работу с преподаванием в школе?
Управленческая должность мне интересна, но так как я всю жизнь был и остаюсь концертирующим пианистом, буду стараться это совмещать. Что касается педагогической нагрузки — возможно, в минимальном объеме. Понимаю, что охватить все не получится и порой придется от чего-то отказываться — не усидеть на трех стульях одновременно. Но уж если мне оказана честь возглавить ССМШ «Сириус», хотелось бы оправдать доверие. Тем более что у нас сформировалась прекрасная команда из грамотных и компетентных людей, всегда готовых помочь. Уверен, что все получится!