Гобой — как освоить самый сложный инструмент

Он занимает особое место в оркестре, обладает чувственным звучанием и считается самым сложным для освоения (даже попал из-за этого в Книгу рекордов Гиннесса). Всё это про гобой. Зачем качать пресс, чтобы играть на этом инструменте, почему тростник для его изготовления ценится, как элитное вино, и отчего гобоисты часто ходят мрачные? Об этом и не только расспросили педагога и музыканта Виктора Ухалина.
Виктор Ухалин — гобоист. Играл в симфоническом оркестре Мариинского театра, преподавал в санкт-петербургской музыкальной школе имени Мравинского и музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Сегодня обучает детей в Средней специальной музыкальной школе «Сириус» и Президентском лицее «Сириус», а еще разрабатывает современное методическое пособие для преподавателей-гобоистов.
Что такое гобой и как он появился
Гобой — это деревянная трубка конической формы, оснащённая системой металлических клапанов и двойной тростью. Прообраз этого инструмента появился больше 3 000 лет назад. Первые упоминания и изображения относятся к Месопотамии и Древнему Вавилону. Предшественники гобоя сохранились в разных культурах до наших дней в неизменном виде как народные инструменты. Они претерпели множество усовершенствований, прежде чем в первой половине XVIII века появился современный вариант.
— Виктор Владимирович, почему у гобоя такая неоднозначная репутация? В чём его особенность?
— Существует распространённое мнение, что гобой — самый сложный для освоения музыкальный инструмент. Отчасти это правда, отчасти — миф. Действительно, из-за особенностей конструкции извлечение звука на этом инструменте требует определённых усилий. Например, у него больше клапанов, чем у флейты, поэтому механика игры чуть сложнее — требуется подвижность пальцев.
Однако с этими трудностями можно справиться, если правильно подойти к обучению. На первых уроках формируются основы дыхания, постановки губ и пальцев — это важнейший этап в освоении гобоя. Если педагог доступно объясняет базовые принципы, а ребёнок терпеливо следует его указаниям и усваивает материал, у него начинают работать нужные мышцы, а «ненужные» — отдыхать. В остальном гобой не сложнее других инструментов. На нём можно играть легко и красиво.
— Но нужна хорошая физическая форма…
— Как и любому духовику, гобоисту рекомендуется заниматься плаванием. Это помогает укреплять мышцы спины, которые необходимы для правильного взаимодействия с инструментом, а также развивать мышцы живота и гибкость.

Главное, чему мы учим наших воспитанников, — правильная техника дыхания. Это основа для создания звука. Большинство людей дышат грудью — и только когда зевают или кашляют, на выдохе подключают диафрагму. Именно этот тип дыхания, известный как грудобрюшной, используют гобоисты. Управлять диафрагмой непросто, особенно детям, которые ещё не могут почувствовать работу этой мышцы. Поэтому педагоги используют простые и понятные упражнения, такие как «дыхание собачки» и «зевок». Этот комплекс обязательно входит в начальный этап обучения. Подобный тип дыхания также используется в вокале, поэтому если ребёнок хорошо поёт, ему будет легче.
Говоря о координации, я обычно сравниваю обучение игре на гобое с первыми уроками вождения
Водителю нужно одновременно выполнять множество действий: смотреть в зеркала и на дорогу, крутить руль, переключать передачи и нажимать педали. То же самое происходит и при игре на музыкальном инструменте: гобоисту необходимо правильно держать инструмент, контролировать дыхание, а также работу пальцев, губ, языка, лицевых мышц. Задача педагога в этот момент — следить за соблюдением всех условий и напоминать ученику о каждом моменте.
Занятия музыкой и интеллектуальные способности
«Я учился в школе с углублённым изучением математики и параллельно посещал музыкальную. Спустя годы осознал, насколько математика помогла мне в музыке, особенно в оркестре, где нужно было считать паузы. А занятия музыкой, в свою очередь, способствовали развитию интеллекта и облегчали процесс обучения. Я советую своим ученикам не пренебрегать математикой. А вообще — каждый человек хоть раз в жизни должен взять в руки музыкальный инструмент».
Виктор Ухалин
— Считается, что самое сложное в игре на гобое — взаимодействие с тростью. Почему?
— Действительно, двухлепестковая трость — самый сложный и хрупкий элемент гобоя. Она изготавливается из тростника, деформирующегося при изменении температуры воздуха и влажности. Именно в трости возникают звуковые колебания, которые проходят через мензуру самого гобоя и преобразуются в прекрасный неповторимый звук.

Главное, чтобы в трости было правильное сопротивление дыханию исполнителя. В идеале она оказывает сопротивление ровно настолько, чтобы музыканту было удобно играть. Например, тем, кто дует сильно, нужна трость с высоким уровнем сопротивления. Она чутко реагирует на неаккуратное сжатие губ, чрезмерное усилие, неправильную регулировку. Учитывать всё это — настоящее испытание для начинающего гобоиста, особенно когда он не понимает, почему не может извлечь звук.
Гобоисты — часто мрачные, потому что всё время думают об идеальной трости
Профессиональные гобоисты умеют регулировать трость, подтачивая её. За ребёнка это обычно делает преподаватель, поэтому важно, чтобы он был грамотным. В противном случае дети вынуждены с самого начала бороться с тростью и играть на том, что им не подходит. Я подтачиваю трости ученикам. Сегодня благодаря современным станкам делать это намного проще, чем раньше. А когда ребятам исполняется 13–14 лет, учу их делать это самостоятельно.
— А как качество трости влияет на издаваемый звук?
— В нашем деле качественный тростник ценится наравне с дорогим французским вином. Для того чтобы получилась удобная трость с оптимальным сопротивлением, сырьё должно иметь определённую плотность и состав. Существует эксклюзивный урожай 2009 года, за которым охотятся все гобоисты. В тот год во Франции сложились уникальные климатические условия, которые позволили получить материал высочайшего качества.

Натуральные трости могут изнашиваться за один-два месяца. Сырье для их изготовления довольно дорогое. Я знаком с гобоистом, который ежедневно делает по две трости, и на изготовление каждой у него уходит примерно два часа. Это очень трудоёмкий процесс. Так что на смену тростнику постепенно приходят другие материалы. Например, особый вид пластика, который позволяет создавать прочные и долговечные изделия.
Лучшие гобои в мире
«Самые известные компании по производству гобоев: французские „Мариго“ и „Лоре“, немецкий „Мённиг“, японский „Джозеф“. Есть китайские бренды, которые начинали с копирования французов, но приобрели собственный стиль и улучшили качество изготовления. Например, я и мои ученики играем на инструментах KGe, которые производит мой друг Кешун Ге из Шанхая. В России в последние годы появились компании, которые уже обеспечивают многие учебные заведения отечественными гобоями: „Ателье Гончаров“ и „Мастерская Доценко и Ко“. Они развиваются так быстро, что скоро полностью захватят наш рынок».
Виктор Ухалин
— Гобой иногда называют главным инструментом оркестра. Согласны с этим?
— В оркестре гобою отведена важная роль, но я бы не стал утверждать, что она главная. Однажды был свидетелем шутливого спора между моим коллегой-гобоистом и трубачом о том, кто из них важнее в оркестре. Каждый в итоге остался при своём мнении. Мне больше нравится считать, что гобой — это уникальный по звучанию инструмент, который всегда выделяется в оркестре благодаря своему необычному тёплому и терпкому тембру.
При этом именно гобой перед концертом задаёт звук «ля», по которому настраиваются все остальные инструменты. Считается, что звучание гобоя меньше всего подвержено расстраиванию. Это большая ответственность для гобоиста, ведь от его игры зависит точность настройки. Но это и повод для гордости. Конечно, есть произведения, где гобой играет главную роль в оркестре. Самый известный пример — музыка Чайковского в «Лебедином озере». В этом балете гобой издаёт первый звук и исполняет самую знаменитую тему.
— Про гобой говорят, что это самый эмоциональный музыкальный инструмент…
Гобою, как правило, отводится лирическая партия, которая похожа на вокал. Но этот инструмент может прекрасно звучать и в танцевальной музыке, а в драматических произведениях он способен передавать печаль и даже страх. Вариации Римского-Корсакова для гобоя и духового оркестра на тему Глинки «Что, красотка молодая» — прекрасный пример того, как наш инструмент может выступать и в вокальном, и в танцевальном жанре. В музыкальной Поэме Марины Дранишниковой для гобоя и фортепиано солирующий гобой играет драматическую роль и передаёт очень интимные переживания. Мне кажется, что только гобой способен на такое. Это произведение было хорошо известно советским гобоистам, и стало популярным во всём мире в постсоветское время, когда французский гобоист и педагог Давид Вальтер сделал его переложение и издал во Франции.
— При этом гобой не такой «раскрученный» инструмент, как фортепиано или скрипка. Почему?
— В XVIII веке был огромный интерес к гобою, потому что он тогда стал одним из ключевых элементов оркестра. В то время многих современных музыкальных инструментов ещё не существовало, а гобой уже был популярен. Но сегодня он, к сожалению, не получает того внимания, которого заслуживает.
Для скрипки и фортепиано создано множество шедевров. У них обширная аудитория поклонников по всему миру и целый «олимп» талантливых исполнителей. У гобоя же возможности поскромнее. Русские композиторы редко писали для этого инструмента, поэтому сегодня нам не хватает «жемчужин» в репертуаре. Вот почему многие гобоисты обращаются к известным произведениям и перекладывают их для своего инструмента.

Однако инструмент может стать более известным благодаря талантливым исполнителям. Прекрасный пример — виолончель и альт, которые обрели популярность благодаря Мстиславу Ростроповичу и Юрию Башмету. Эти музыканты смогли убедить гениальных композиторов XX века писать музыку специально для их инструментов. Так появились новые шедевры и прекрасные интерпретации уже знакомой музыки, что вывело виолончель и альт на новый уровень узнаваемости.
Такая же судьба, я уверен, ждёт и гобой. Уже есть талантливые молодые исполнители, которые могут вдохновить современных композиторов на создание музыки для этого инструмента. Например, Фёдор Освер — первый российский гобоист, ставший лауреатом конкурса имени Чайковского.