Классическая гитара: как выбрать инструмент, начать играть и ухаживать за ногтями

Ещё 40 лет назад классическая гитара была популярна и звучала в крупнейших залах мира и филармониях. Сегодня её можно услышать в основном на профильных фестивалях и конкурсах. Почему высококлассных исполнителей становится меньше, узнали у музыканта и преподавателя Дмитрия Нилова. А ещё расспросили его о плюсах и минусах разных методик обучения гитаристов, тонкостях ухода за ногтями и ценности онлайн-уроков.
— Дмитрий Юрьевич, давайте начнём с того, чем классическая гитара отличается от акустической?
— Типов гитар великое множество, и каждая из них создана под конкретные цели и задачи. Классическая гитара отличается от других, прежде всего, пропорциями, конструкцией, материалами, из которых её изготавливают, репертуаром и эстетикой исполнения произведений. Современная классическая гитара, какой мы её знаем сегодня, появилась в середине XIX века благодаря великому испанскому мастеру Антонио де Торресу Хурадо. Он сделал инструмент концертным и более совершенным.
Главные отличия между классической и акустической гитарами — пропорции и размер, форма корпуса, ширина и профиль грифа, техника игры, характер звучания, струны: у первой они нейлоновые, у второй — чаще металлические. На акустической гитаре часто играют с помощью медиатора, а на классической — пальцами. С этим связаны сложности, особенно на начальном этапе обучения. Классика требует от исполнителя большой точности и аккуратности в игре, при этом обладает иным живым звуком. Исполнитель может управлять тембральной палитрой и более тонкой нюансировкой.
Отличия между акустикой и классикой
- У классической гитары шире гриф, а значит, больше расстояние между струнами, что облегчает зажатие отдельных нот или игру по табулатуре. При этом у акустической гриф длиннее — у него 21–22 лада (на пару-тройку больше, чем у классической).
- Классическая гитара звучит негромко, мягко и нежно благодаря своей конструкции и нейлоновым струнам. Акустическая же даёт более яркое и звонкое звучание.
- У классической гитары нет анкерного стержня, из-за чего установка металлической струны может привести к поломке инструмента. Металлические струны создают более сильное натяжение.
- На классической гитаре струны продеваются через специальное отверстие и завязываются узлом, что может оказаться сложной задачей для новичков. Заменить струну на акустической гитаре гораздо проще.
- Классическая гитара предполагает классическую посадку при игре — музыкант опирает корпус деки гитары на левую ногу, которая стоит на подставке. Гриф при этом должен находиться под углом в 45 градусов.
Классическая гитара требует особого отношения к звуку и его извлечению
— А что обычно играют на классической гитаре? Это сочинения, созданные именно для неё?
— Репертуар очень разнообразный. Мы можем исполнять музыку, созданную как исключительно для классической гитары, так и написанную для других инструментов: произведения Фернандо Сора, Мауро Джулиани, Дионисио Агуадо, Фердинандо Карулли, Франсуа де Фосса и многих других композиторов XVIII–XIX веков.

Играем и академическую музыку. В частности, все шесть виолончельных сюит Иоганна Себастьяна Баха, шесть скрипичных сонат и партит. Они невероятно сложны, гениальны по своей красоте и прекрасно звучат на классической гитаре. Есть и клавирная музыка в переложении: тот же Бах, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Якоб Фробергер, Георг Филипп Телеман, Генри Пёрселл, Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс, Исаак Альбенис, Энрике Гранадос. И это далеко не полный список!
Кто такой Дмитрий Нилов?
Дмитрий Нилов — профессиональный музыкант, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Выступал с концертами в России, Белоруссии, Литве, Украине, а также в Испании, Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Люксембурге и других странах. Сегодня преподаёт классическую гитару в Президентском лицее «Сириус», даёт уроки детям и взрослым. Продвигает собственную методику преподавания, которая основывается не только на испанской школе XIX–XX веков, но и включает в себя скрипичную и фортепианную школы.
— Многие учатся играть с помощью видеороликов и онлайн-уроков. Можно ли так освоить классическую гитару или без преподавателя не обойтись?
— Чтобы научиться свободно играть на гитаре и познать основы мышечной свободы, необходим преподаватель. Он обязан контролировать правильную посадку ученика, его осанку, следить за лёгкостью и положением правой руки, запястьем, плечами, локтями и другими нюансами. Сложностей на начальном этапе очень много, и их никак нельзя игнорировать.
Я приветствую самостоятельную учёбу, но часто вижу проблемы с постановкой рук, исполнительской культурой и слухом у людей, которые занимаются по видеоурокам. Немногие решаются исправлять ошибки начального уровня. Вот почему если нет возможности ходить на уроки очно, то занятия онлайн — отличная альтернатива. Самое главное — выбрать профессионального педагога, который умеет подробно и доходчиво ставить задачи и обязательно иллюстрировать их практическими примерами.

А в качестве яркого примера гитариста, который научился играть сам, могу привести фламентиста Пако де Лусию. Он не посещал музыкальную школу и не оканчивал консерваторию. Вообще, классические гитаристы могут многому научиться у фламентистов. У тех высокий уровень техники и свободы игры, ведь они владеют приёмами, которые практически не применяются у классиков.
— Многие новички пробуют играть на гитаре, заучивая аккорды. Это правильно?
— Прежде чем заучивать аккорды, надо научиться их озвучить, а это тоже непросто. Чтобы звук получился чистым, пальцы левой руки должны быть ловкими, подвижными и точными, с выверенными движениями. Некоторые дети даже на пятом году обучения не могут корректно прижать трёх- или четырёхзвучный аккорд. Так что начинать нужно с освоения свободы и постановки рук, базовой техники, простых пьес и упражнений.
Свободу игры на гитаре нужно не развивать, а скорее познавать
Представьте, что вы сидите в кресле с подлокотниками, ваши руки спокойно лежат на них, а кисти свисают. Практически такое же ощущение должно быть во время игры. Ощутив эту свободу, можно начинать изучать базовую технику. Сначала попробуйте поиграть на открытой струне, чередуя указательный и средний пальцы правой руки. Потом добавьте переходы на вторую, третью, четвертую струны. Как в одном направлении, так и в обратном. Затем аккуратно подключайте левую руку. Тренируйтесь на самых простых упражнениях. Всё это есть в школе Эмилио Пухоля.
Самое интересное начинается, когда мы осваиваем технику большого пальца («р») — от свободы почти ничего не остаётся. Это уже следующий уровень сложности, ведь часто большой палец начинает уводить за собой всю кисть, из-за чего рука перестаёт быть свободной, меняется положение, соответственно, постановка. Гитаристу нужно развивать подвижность большого пальца, особенно основного сустава, а также тренировать растяжку (связку) между указательным и большим пальцами, работать над независимостью в их движениях.
— И как же развивать эту подвижность?
— Рекомендую выполнять круговые движения от основного сустава, разгибать и сгибать, резко сжимать и разжимать пальцы. Упражнений можно придумать много, но главный тренажёр — это сам инструмент. Важно не форсировать звук во время упражнений — играйте легко и негромко, контролируя длительность каждой ноты. Когда появляется громкость (часто педагоги заставляют детей играть громко, так как гитара тихий инструмент), сразу же возникает напряжение в руках. Это напряжение передаётся из левой руки в правую, из-за чего зажимаются предплечья, плечи, мышцы шеи, ноги и так далее. Так напряжение возникает по всему организму, вплоть до неправильного сбивчивого дыхания, что может привести к проблемам с сердцем. Важно отключить мышцы, которые не участвуют в процессе игры. Пока не будет свободы в движениях, двигаться дальше нет смысла.

Маникюр гитариста
«Мы играем на гитаре ногтями, поэтому их форма, длина и уход за ними имеют большое значение. Ногти не должны быть слишком длинными. Их форма должна повторять очертания подушечек пальцев, а края — слегка скруглёнными, без острых углов. Правильный профиль ногтя обеспечивает плавное скольжение ногтя по струне, что необходимо для качественного звучания».
Дмитрий Нилов
— У многих возникают трудности с нотами. Есть какие-то хитрости в их освоении?
— Любой человек способен освоить ноты за неделю. Я объясняю ученикам нотную грамоту с помощью визуальной подсказки, которую нужно запомнить, проигрывая на инструменте. Это начальный нотный диапазон — от шестой открытой струны (ми) до первой струны третьего лада (соль). В нём будут разучиваться лёгкие произведения в течение первого (иногда второго) года обучения. Кружки с цифрами обозначают номер струны, а просто цифры — номер лада, на который следует ставить палец.

В процессе обучения у детей развиваются ритм и слух. Освоив ноты, мы переходим к изучению созвучий и аккордов. Затем идут уже более сложные вещи: учимся строить фразы и разбираться в артикуляции.
— В каком возрасте лучше начинать обучение?
— Многие начинают уже в пять или шесть лет, но я предпочитаю учить детей с восьми. В этом возрасте ребёнок уже способен понимать то, что ему говорит педагог. Важно, чтобы для детей младшего возраста инструмент был меньше (например, 3/4), учитывая их рост и комплекцию. Если у ребёнка вызывает сложность игра в первой позиции (на первом ладу), то рекомендую приобрести каподастр, чтобы сократить мензуру гитары.
— А как выбрать гитару?

— Как я сказал, гитара должна подходить человеку по пропорциям. Своим ученикам я стараюсь помогать в этом выборе и рекомендую фирму Prodipe. Уверен, что начинающему дорогая гитара ни к чему.
Качественный классический инструмент должен обладать звуковой ровностью и сбалансированностью, управляемостью, звукообразованием, тембром, динамическим запасом. Нужно понимать, что на ученических недорогих гитарах этого, скорее всего, не будет. Перед покупкой обязательно осмотрите инструмент. Не должно быть сколов и трещин. Лады должны быть ровными, одинаковой высоты, тщательно отполированными. Колки обязаны вращаться свободно и плавно, без какого-либо люфта. Важный момент — целостность лакокрасочного покрытия. Обратите внимание, чтобы на инструменте не было звукоснимателей и других деталей, не соответствующих эстетике классической гитары.
Как выбрать правильный размер гитары?
Все гитары можно разделить на несколько возрастных категорий. Например, размер 4/4 — это полноразмерный инструмент для взрослого человека. Гитара 7/8 — для подростков в возрасте 11–14 лет. Размер 3/4 разработан специально для детей от 8 до 11 лет. Для тех, кто младше, — 1/2. Неполноразмерные гитары отличаются не только длиной и шириной грифа, но и другими параметрами: размером корпуса, расстоянием между струнами и между ладами.

— Вы обучаете учеников по собственному методу? Расскажите о нём.
— Сегодня преподаватели, выделяя талантливых детей, сразу начинают их эксплуатировать, нацеливать на конкурсы и отправлять их туда ежемесячно или даже еженедельно. Я такое не приветствую и считаю, что сначала нужно познать базовые вещи, на которых потом строить технику. Только так можно достичь результатов без спешки и стресса.
Моя методическая система требует от ученика больше внимания, времени и труда, но она впоследствии эффективнее стандартной школы. За последние 25 лет в преподавании гитары использовался подход, который исключает исполнительскую свободу. Там акцент сделан на фиксированном прямом запястье, это называется «современная постановка», что исключает самый важный и самый трудоёмкий этап в развитии — базу и фундамент. Моя методика предполагает принципиально иную постановку рук и технику, что в дальнейшем позволит гитаристу полноценно развиваться. Это самое главное, потому что влияет на правильное звукоизвлечение, а оно, в свою очередь, на развитие слуха. Ну а слух влияет на понимание музыки.
Я делаю акцент на пластике и естественности движений. Если ребёнок начнёт играть по моей методике, то в будущем сможет лучше управлять инструментом, использовать разные тембральные краски и динамику — от тихого до громкого звучания, не теряя исполнительской свободы.
С «современной постановкой» ребёнок играет в большей степени вдоль струны, что приводит, с одной стороны, к более быстрым результатам на начальном этапе (для конкурсов), а с другой — к однообразному монотонному звуку, лишённому красочности. При этом формируются определённые слуховые пристрастия. В результате к 17–20 годам у музыканта возникают серьёзные проблемы технического плана.
Печально, что за последние 20–30 лет не появилось ни одного гитариста, которого можно назвать музыкантом-личностью
Все одинаковые. Способности разные, а звучат в итоге однообразно.
— Вы планируете продвигать свою методику?
— Да, я консультирую некоторых педагогов-гитаристов из других городов России, но это не имеет системного подхода и постоянства. Системный подход применяется за рубежом, и там есть очевидные результаты в плане преподавания.
Жаль, что в Средней специальной музыкальной школе «Сириус» пока нет класса гитары. Можно было бы приглашать юных музыкантов для обучения. Гитара очень популярный инструмент, и талантливых людей у нас в стране немало. Я мечтаю создать в Сириусе образовательную программу для преподавателей со всей России, чтобы они могли приезжать сюда вместе с учениками, получать новые знания и вместе их впоследствии реализовывать. Уверен, что это повлияло бы и на качество преподавания, и на школу классической гитары в целом.