Дофамин, серотонин, глутамат: правда и вымысел про нейромедиаторы

Нейромедиаторы — это молекулы, с помощью которых нейроны общаются друг с другом, и от них буквально зависит наша жизнь. Они отвечают за эмоции, сон, аппетит, память и мотивацию. Среди огромного количества данных об этих гормонах в интернете есть и достоверная информация, и заблуждения. Отличить правду от вымысла нам помог аспирант и младший научный сотрудник направления нейробиологии Научного центра генетики и наук о жизни Александр Чесноков.
Серотонин управляет настроением
Серотонин принято называть молекулой счастья или гормоном счастья, ведь он задействован в регуляции настроения, сна и аппетита, а ещё он повышает частоту сокращения гладких мышечных волокон. Когда уровень этого нейромедиатора в норме, у человека позитивный эмоциональный фон, а когда он низкий, могут начаться психологические проблемы, вплоть до депрессии.

Самая известная функция серотонина связана с контролем центров негативных эмоций. Он тормозит их работу, блокируя неприятные ощущения, но сам по себе удовольствия не приносит. В случае сбоя работы серотонинергической системы плохое настроение начинает преобладать, и формируется депрессивный фон.
Глутамат — это что-то вредное
Глутамат натрия — та самая добавка, придающая вкус умами. Она содержится в большинстве продуктов, которые мы едим каждый день: томаты, сыр, соевый соус, рыба. Глутамат — это соль аминокислоты глутамина, которая играет важную роль в обмене белков и стимулирует окислительно-восстановительные процессы.
Глутаминовая кислота — главный возбуждающий нейромедиатор. Примерно 40 % всех нейронов работают именно на ней. Глутамин необходим для нормального функционирования головного мозга и не является чем-то вредным. И вопреки сложившемуся стереотипу соединения глутамата, содержащегося в продуктах питания, не могут навредить мозгу, так как не способны проникнуть через гематоэнцефалический барьер.

Дофамин отвечает только за удовольствие
Дофамин — это гормон и нейромедиатор, который отвечает за психоэмоциональное состояние и связан с ощущением удовольствия и предвкушением награды. Он помогает мозгу формировать модели поведения, которые лучше всего подходят для конкретной ситуации, и мотивирует человека на определённые действия. Например, вы стоите в очереди в кофейне в ожидании рафа с карамельным сиропом. Ваш мозг уже знает, что совсем скоро вы ощутите аромат и вкус любимого кофе, поэтому каждый раз, когда вы подходите к стойке, в главный мозговой центр удовольствия — прилежащее ядро прозрачной перегородки — выделяется дофамин.
Внутри головного мозга дофамин распространяется по трём основным путям:
– мезолимбический — связывает вентральную область покрышки среднего мозга и чёрную субстанцию (структура мозга, которая играет важную роль в регуляции моторной функции и тонуса мышц) со структурами лимбической системы. Здесь дофамин отвечает за получение удовольствия, чувство удовлетворения от работы или учёбы, мотивацию и стремление;
– мезокортикальный — связывает вентральную область покрышки среднего мозга с лобной долей коры больших полушарий. Здесь дофамин вносит вклад в формирование индивидуального поведения и планирование;
– нигростриарный — соединяет чёрную субстанцию и вентральную область покрышки среднего мозга со стриатумом. В данном случае дофамин повышает двигательную активность, плавность движений, снижает скованность мышц.
Дофамин также влияет на вегетативную нервную систему: уменьшает перистальтику кишечника и повышает давление в сосудах. Ещё дофамин оказывает модулирующее действие на иммунную систему: в зависимости от концентрации он способен активировать или замедлять процессы воспаления.

Удовольствие от трудностей: секреты дофамина
ЧитатьДофаминовое голодание работает
В главном центре удовольствия — прилежащем ядре прозрачной перегородки — есть нейроны, которые работают на дофамине. Когда происходит выброс нейромедиатора, мы получаем удовольствие и стимул продолжать делать то, что приводит к приятному результату. В центральной нервной системе есть два типа дофаминовых рецепторов: D1-подобные, которые носят активирующий характер, и D2-подобные, которые носят ингибирующий, то есть тормозящий характер. Первые участвуют в процессе дофаминового голодания: при длительном бесконтрольном действии гормона D1-подобные рецепторы постепенно теряют чувствительность. Если дофамин продолжает так же бесконтрольно поступать, то некоторые рецепторы и вовсе исчезают с поверхности мембраны. Вместе с этим теряется и эффективность нейромедиатора.
Когда мы скроллим ленту соцсети, смотрим мемы с котиками и запиваем это всё сладкой газировкой, в главном центре удовольствия, прилежащем ядре, происходит выброс дофамина. Ежедневное получение больших доз этого нейромедиатора уменьшает чувствительность рецепторов. Так формируется психологическая зависимость от «лёгкого дофамина». Когда мы откладываем телефон и начинаем работать, мозг со временем начинает испытывать дофаминовое голодание. Тогда мы становимся грустными, быстро раздражаемся и теряем интерес к делам.
Чтобы вернуть себе хорошее настроение, потребуются гораздо больше дофамина, потому что рецепторов стало меньше, и они нечувствительны к незначительному объему нейромедиаторов, получаемых от маленьких радостей. Так может возникнуть повод для депрессии или даже ангедония. При отказе от источника «лёгкого дофамина» можно вернуть чувствительность к нейромедиатору и повысить число рецепторов, улавливающих его. Также стоит обратить внимание на свои привычки, ведь в погоне за яркими эмоциями мы часто теряем способность радоваться бытовым мелочам. Впрочем, резко лишать себя всех удовольствий нельзя, иначе повышается риск развития депрессивного фона — чувствительность рецепторов уже снижена, а низкие дозы дофамина нейроны могут не распознать.
Нейромедиаторы можно получить с едой
Нейромедиаторы синтезируются в мозге, поэтому получить их с пищей в чистом виде нельзя. Принимая БАДы и добавляя в рацион продукты, богатые аминокислотами, которые необходимы для синтеза нейромедиаторов, вроде триптофана и тирозина, можно получить лишь субстрат (основу) для синтеза нейромедиаторов. При этом предшественники медиаторов, полученные с пищей, могут даже не дойти до мозга, а остаться в других клетках, тканях и органах.

Антидепрессанты вредят, а депрессия выдумана
Депрессия — это биохимическое расстройство с генетическими компонентами, основным проявлением которого является ангедония. Депрессия тесно ассоциирована с работой серотонинергической системы, поэтому многие современные препараты направлены именно на неё. Сегодня для её лечения используют антидепрессанты — препараты, которые уравновешивают работу центров негативных и положительных эмоций. Самые распространённые лекарства против депрессии — ингибиторы обратного захвата серотонина, которые блокируют реабсорбцию вещества, восстанавливая баланс центра негативных эмоций. Это позволяет нейромедиатору оставаться в синаптической щели дольше, что приводит к усилению его действия на рецепторы нейронов центров негативных эмоций.
С медицинской точки зрения антидепрессанты — эффективный инструмент в арсенале психиатров при лечении депрессии и других психических расстройств. Эти препараты могут поднять настроение, снизить тревожность и вернуть интерес к жизни. Однако, как и у любых лекарств, у них есть побочные эффекты, а значит, требуется контроль со стороны врача.