Флешка головного мозга: как мы запоминаем и забываем информацию?

У вас бывало такое, что еще полчаса назад родилась классная идея, но вы о ней забыли? Это происходит с каждым. Человеческий мозг можно сравнить с жестким диском. И если переводить в компьютерную терминологию, то наша память способна хранить около миллиона гигабайтов информации. Расскажем, что именно помогает воспринимать и запоминать и как правильно прокачать свою голову.

Вспомнить все

Первым изучать то, как устроена память человека, в конце XIX века стал немецкий психолог Герман Эббингауз. Он начал с заучивания бессмысленных слогов (бар, вис, гет), из которых составлял цепочки, а потом проверял, много ли сможет запомнить, сколько на это потребуется времени и получится ли воспроизвести это на следующий день.

Экспериментатор выяснил, что заученная информация быстро забывается. Но если ее постоянно повторять, она лучше закрепляется в памяти, потому что появляется ассоциативная связь между словами.  Или слогами, как было в его случае. 

Как запоминать надолго? Метод Германа Эббингауза

Нужно не просто повторять, а делать это системно. В первый раз необходимо закрепить в голове новую информацию сразу после ее усвоения, второе повторение — через 20 минут, третье — через восемь с половиной часов, последнее — 32 часа спустя.

Время с момента изучения   Запомнится, %
Сразу 100
20 минут 58
 1 час 44
9 часов 36
1 день 33
2 дня 28
6 дней 25
31 день 21

В середине XX века американский психолог Джордж Миллер обнаружил, что кратковременная оперативная память человека ограниченна. Он вывел правило «7 ± 2». То есть человек способен запоминать примерно от пяти до девяти элементов одновременно.

Правда, его соотечественник Нельсон Коуан уже в наше время доказал, что рабочая память у большинства людей позволяет зафиксировать лишь три-четыре элемента. Если их больше, возникают трудности. Например, все цифры номера мобильного телефона обычно сложно запомнить сразу, поэтому легче поделить его на несколько сегментов. По такому же принципу учат и детей в школе, давая материал дозированно.

Шеститомник задом наперед, или Кто такие саванты

Иногда люди с поражением головного мозга демонстрируют необычные способности и таланты. Их называют савантами. Впервые этот термин в 1887 году использовал английский ученый Джон Даун — первый, кто описал синдром Дауна. Всю жизнь он работал с детьми с когнитивными расстройствами. Один из его пациентов дословно запомнил шеститомную «Историю упадка и разрушения Римской империи» и мог пересказать ее задом наперед.

Простые числа

В мозге человека насчитывается примерно 86 млрд нейронов (клеток нервной системы). Они формируются еще во время развития эмбриона. Каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает новая нейронная связь. Это когда одна клетка передает электрохимический импульс другой. Место передачи, то есть сама область соприкосновения клеток, называется синапсом. У одного нейрона с другими может быть до 10 тыс. таких соединений. Чем больше мы узнаем, тем больше их появляется. Это позволяет нервным клеткам укреплять свои связи друг с другом. Так формируется сеть, которая кодирует память. Чем чаще мы возвращаемся к  воспоминанию, тем сильнее становится его нейронная сеть. 

3D-модель соединений нейронов мозга Иллюстрация: © Romanova Natali / Shutterstock / FOTODOM

Обычно выделяют три вида памяти: сенсорную, которая фиксируется на уровне органов чувств (хранится полсекунды и меньше), кратковременную (хранится от 20 до 40 секунд) и долговременную (хранится годами). Есть еще рабочая память — это когда используют и кратковременную, и долговременную, чтобы решить конкретную задачу здесь и сейчас. Например, если нужно написать рассказ или сложить два числа, а для этого сначала вспомнить, как это делается, и загрузить информацию из долговременной памяти в оперативную. 

Как происходит «взрыв мозга»: смотрите видео

Читать

Чтобы компьютер работал быстрее, можно увеличить его оперативную память, докупив нужное «железо». С мозгом так сделать не получится. Число нейронов неизменно, зато количество связей между ними растет по мере того, как человек развивается, учится, познает. Так что людям постоянно нужна умственная деятельность. Совет, как запоминать больше и при этом не перегружать мозг, дали «С(Ж» в Научном центре когнитивных исследований Университета «Сириус». 

«Часто используют мнемонические техники (техники запоминания). Все они построены на двух аспектах. Первый — структурирование информации. Например, нужно запомнить цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 17, 18, 19, 20, 21. Но мы запоминаем не все, а только два сегмента: от 1 до 6 и от 17 до 21. Второй момент основан на ассоциациях. Например, код домофона — 8718. Моей бабушке 87 лет,  а сестре — 17», — рассказала младший научный сотрудник Виктория Манасевич.

Для сложной информации можно использовать метод Цицерона — создать последовательную систему образов. С каждым поочередно ассоциируются «якоря»: цифры, слова, объекты. Например, можете представить, как обходите свою комнату и мысленно расставляете по ходу движения ту информацию, которую необходимо запомнить. Затем уже, находясь в любой точке мира, сможете все детально вспомнить, лишь представляя знакомое вам помещение. Именно таким методом запоминания пользовался древнеримский политик, философ и оратор Цицерон.

Для лучшего запоминания специалисты рекомендуют использовать мнемонические техники. Все они основаны на структурировании информации и ассоциациях Фото: © Inspiration GP / Shutterstock / FOTODOM

Игры памяти

А при чем тут компьютерные игры, спросите вы. Выяснилось,  что дети, которые три часа в день проводят свое время за видеоиграми, обладают более хорошей памятью и моторными функциями, чем сверстники, которым это не интересно, говорится в последнем исследовании Adolescent Brain Cognitive Development (ABCD).

Ученые разделили девяти- и десятилетних детей на две группы: первая играла как минимум 21 час в неделю, вторая не подходила к приставке. Позже ученые дали детям различные когнитивные задачи, чтобы оценить их способности. Всего в исследовании приняли участие 2217 детей.

Выяснилось, что у геймеров была более выраженная активность в областях мозга, отвечающих за внимание и память, чем у не играющих. При этом в исследовании не говорится, что причиной стали непосредственно видеоигры, но отмечается, что мозг детей, которые играют, отличается от тех, кто не играет вообще.

Зачастую геймеры обладают хорошей памятью и развитыми моторными функциями Фото: © Arsenii Palivoda / Shutterstock / FOTODOM

Уральский эксперимент 

Умеете находить важную информацию или предметы среди других подобных? Значит, у вас хорошо развито селективное внимание. Раньше считалось, что оно напрямую связано с емкостью краткосрочной или рабочей памяти. Но ученые из России и Германии доказали обратное, опубликовав результаты своей работы в журнале Behavioral Sciences.

В эксперименте приняли участие больше сотни человек из Уральского федерального университета в возрасте от 18 до 37 лет.  Сначала они выполняли задания на оценку рабочей памяти — запоминали и воспроизводили ряды цифр, букв и цветных объектов.

«Чтобы что-то запомнить, нужно сначала поместить информацию в рабочую память. Например, когда нам нужно запомнить и ввести шесть цифр для оплаты онлайн-заказа, сначала мы должны поместить их в рабочую память, а только потом набирать на клавиатуре. Емкость рабочей памяти, то есть то, какое количество информации мы можем удерживать, в значительной степени определяет наши успехи в учебе, работе, решении любых задач», — рассказывает младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий Уральского федерального университета Александр Котюсов.

Второй этап — тест на селективное внимание. Участникам предлагали решить задачу зрительного поиска: найти букву L среди множества букв T.

Тест на селективное внимание Иллюстрация: © fresherslive

Третий этап — оценка контроля внимания. Он показывает, как человек может концентрироваться на задаче, игнорируя ненужную информацию. Например, испытуемым нужно было прочитать название цвета, набранное буквами другого цвета.

Во всех случаях умение сосредоточиться помогало запоминать больше. Выходит, чем выше концентрация, тем крепче память.  А простая фильтрация нужной информации не позволит перенести ее в долгосрочной отсек. Можно обработать большой массив данных, но мозг его быстро забудет, очистив «кэш» для чего-то действительно важного. 

Уральские ученые намерены продолжить свое исследование. Они собираются подробнее изучить факторы индивидуальных различий и определить, как именно работает мозг у людей с маленькой и большой емкостями рабочей памяти. 

Раз наша память зависит от умения концентрироваться,  то и здесь есть свои хитрости. Когда-нибудь замечали, что в какие-то дни работа ладится и дается легко, а в другие — сколько ни старайся, а добиться желаемого результата не получается? Просто мозг, как и компьютер, может «перегреваться», поэтому ему тоже нужно давать возможность «остыть», говорит младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Антон Рогачев. 

Пусть это будет всего пять минут отдыха, но качественного. Подышите свежим воздухом, умойтесь холодной водой, переключите внимание на что-то другое

Антон Рогачев

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Спинной мозг оказался умнее, чем предполагали ученые #память #спинной мозг 16 апреля 2024 12:28