Зачем идти в науку: перспективы в России

Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн, Алан Тьюринг — эти выдающиеся учёные стали известны ещё будучи молодыми людьми. А зачем наука современным юношам и девушкам? Расскажем, что она может дать и какие её направления наиболее перспективны сегодня.

В России растёт интерес к науке. Об этом говорят результаты социологических исследований. Около 82 % опрошенных жителей страны активно интересуются новостями, которые связаны с исследованиями и открытиями, — это на 4 % больше, чем годом ранее. При этом около 60 % родителей хотят, чтобы их дети стали учёными, а более 90 % студентов планируют работать в научной сфере и строить карьеру в России.

Инициативы

Современный тренд — привлекать детей к науке с раннего возраста, буквально с детского сада. Идея в создании целостной образовательной экосистемы, в которой ребёнок последовательно проходит все этапы обучения, плавно перешагивая с одной ступени на другую, вплоть до работы на предприятии. Так дети постепенно учатся решать сложные задачи, приобретая необходимые знания и навыки. Именно такая система функционирует на федеральной территории Сириус. Помогают реализовать талант и различные проекты, конкурсы и олимпиады.

В Образовательном центре «Сириус» разработаны научные программы для разных возрастов Фото: © Ярослав Яровой / Медиадом «Сириус»

Для привлечения талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок в России создана одна из самых масштабных инициатив — «Наука побеждать». С её помощью поддерживают существующие и новые конкурсы и олимпиады, а также развивают проектную деятельность и научно-техническое творчество. Проект ориентирован на самые разные области: от металлургии и биотехнологий до экологии и лингвистики.

«Наука побеждать» объединяет школьников, студентов, аспирантов и молодых исследователей, учителей. Компаниям-партнёрам инициатива позволяет привлечь квалифицированные кадры в технологические направления, а также использовать идеи талантливой молодёжи для решения проблем отрасли. Об актуальных конкурсах и олимпиадах можно почитать здесь, среди них и флагманский проект Сириуса — Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Его победитель Артём Ординарцев, аспирант и стажёр-исследователь лаборатории новых материалов для солнечной энергетики МГУ, рассказал Сириус(Журналу, как наука и первые проектные конкурсы кардинально изменили его жизнь.

В 2025 году стартует десятый сезон конкурса «Большие вызовы» Фото: © Юрий Славин / Медиадом «Сириус»

«Я хотел заниматься ремонтом автомобилей. Казалось, что нет ничего интереснее, чем разбирать машины до винтика и собирать их заново. Это было моё увлечение, моя идея фикс. Но всё изменилось, когда в школе начались уроки химии. Мне невероятно повезло с учителем, который сумел пробудить во мне интерес к науке. Он показал, насколько удивителен мир химических реакций, как они влияют на природу. Меня захватило желание понять, как устроена эта вселенная молекул и атомов. Я погрузился в изучение химии с головой, потом увлёкся и физикой. В Орловском университете стал ходить на специальные курсы для школьников, где впервые получил возможность реализовать собственные идеи. Мы создавали настоящие научные проекты. Благодаря этому в 2017 году я попал в Образовательный центр „Сириус“.  Именно там я окончательно понял, что наука — моё призвание. У нас были интересные проекты, с нами работали выдающиеся учёные, я познакомился со всеми представителями факультета наук о материалах МГУ, куда потом поступил», — вспоминает он.

Такой подход, когда детей начинают привлекать в науку ещё со школьной скамьи, помогает не только обучать первоклассных будущих специалистов, но и укреплять связь между бизнесом и наукой. Это подтверждает студент 3-го курса Братского государственного университета и победитель конкурса «Научная вселенная» в 2024 году Максим Шварев. Он работал над проектом «Решение проблемы энергодефицита в Краснодарском крае».

«Мой путь в науку начался с участия в конкурсе „Научная вселенная“ в прошлом году. Тогда я впервые попробовал свои силы в решении задач, предложенных организаторами. Этот опыт открыл передо мной новый мир возможностей и пробудил во мне внутреннего исследователя. Также я приезжал в Сириус на III Конгресс молодых учёных, где вдохновлялся буквально на каждой сессии и пропитался этим духом исследований. Думаю, именно благодаря этому я и стал заниматься наукой. Сейчас работаю в области электроэнергетики», — говорит Максим Шварев.

Победители конкурса «Научная Вселенная» в 2024 году Фото: © пресс-служба конкурса «Научная Вселенная»

Конкурс «Научная вселенная» проводится при грантовой поддержке по федеральному проекту «Популяризация науки и технологий» Минобрнауки России. Для участия в нём старшеклассники и студенты со всей России проводят научные исследования. В 2024 году за главный приз — поездку на космодром Восточный — боролись более 275 тысяч человек, а победителями в разных номинациях стали 16.

А Тюменка Анна Комлева победила во Всероссийском конкурсе студентов и молодых учёных «Билет в Арктику». Главным призом стало незабываемое путешествие на Северный полюс. На победу претендовали 250 тысяч участников со всей страны, и Анна сумела войти в десятку лучших. Для этого нужно было пройти тестирование, решить бизнес-задачу и представить свой проект. В финале студентка Московского физико-технического института работала над оптимальным маршрутом ледокола в Карском море. 

«Я была в поселении Сабетта. Там живут люди, работающие на „Ямал СПГ“. Больше всего меня поразило то, что в отдалённом населённом пункте существует настолько технологически развитое предприятие, которое строили долго и сложно. Причём там используются технологии, которые были разработаны нашими учёными и которых нигде больше нет. Очень понравились люди, которые там работают. Они действительно горят тем, что делают. И это в сложных и суровых климатических условиях», — делится впечатлениями Анна Комлева, работа которой теперь связана с внедрением инноваций в бизнес-проекты. 

Корпорации в деле

Вообще, крупный бизнес всё активнее вовлекается в обучение будущих специалистов. Большие компании создают собственные школы и колледжи, разрабатывая уникальные образовательные программы. Такие инициативы позволяют молодым людям не только изучать теорию, но и попробовать себя на практике, решая реальные задачи и принимая участие в крупных инициативах.

Например, перед госкорпорацией «Росатом» сейчас стоит амбициозная цель — к 2042 году ввести в эксплуатацию 42 энергоблока и увеличить долю атомной энергетики в России до 25 % (за рубежом сейчас строят 22 атомных энергоблока в семи странах). А к 2030 году доход компании должен вырасти до 5 трлн рублей, и больше 40 % этой суммы должны обеспечить новые технологии и продукты. Вот почему Росатому необходимо за шесть лет привлечь более 370 000 специалистов, и большую часть из них должна составлять молодёжь. 

«За последние 10 лет компания уже многое сделала в этой области. Например, за последние два года численность штата выросла на 80 тысяч человек. Если в начале прошлого года у нас работало порядка 330 тысяч сотрудников, то сейчас — 413 тысяч. И 30 % из них — молодёжь (до 35 лет)», — объясняет заместитель директора департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Константин Рудер.

Константин Рудер на IV Конгрессе молодых ученых в Сириусе Фото: © Александр Вильф / Фотохост Конгресса молодых учёных

Перспективные направления в науке  

  • Биоинженерия — создание новых лекарств и диагностических инструментов, работа с биологическими образцами.
  • Информационные технологии (ИТ) — работа с данными, машинное обучение, анализ больших объёмов информации.
  • Генетика — изучение генетических вариаций, мутаций и эволюционной динамики популяций.
  • Медицина — исследования в области медицинской диагностики, фармакологии и терапевтических методов.
  • Экология — исследование климатических изменений, сохранение водных ресурсов, разработка решений для уменьшения загрязнения.
  • Науки о поведении — психология, социология, антропология, этнография.

Что даёт научная деятельность?

Сегодня молодым учёным в России считается профессионал в возрасте до 35 лет, занимающийся научной работой в специализированных учреждениях, научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях. Для таких специалистов предусмотрены меры поддержки — от финансовых до профессиональных и социальных.

Жильё

Молодые учёные имеют право на жилищный сертификат, если они стали кандидатами наук до 35 лет или докторами наук до 40 лет. При этом льготу с 2023 года стали также предоставлять молодым преподавателям вузов, которые относятся к научной сфере. Для этого нужно проработать в учебном заведении минимум пять лет. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий льготу дают раньше. А использовать её можно только один раз.

Премии

Есть множество конкурсов для молодых учёных как на федеральном, так и на региональном уровне. Победители получают денежные призы за результаты научных исследований, внёсших значительный вклад в развитие наук.

На защите проектов в Образовательном центре «Сириус» Фото: © Евгений Эргардт / Медиадом «Сириус»
  • Правительственная премия присуждается за выдающиеся научные исследования, существенно продвинувшие науку. В области образования награда составляет 2 млн рублей, а за достижения в науке и технике — от 1 до 2 млн рублей. Работы должны быть не старше 10 лет, участвовать можно индивидуально или в составе группы до пяти человек.
  • Президентская премия предназначена для молодых учёных до 35 лет: аспирантов, докторантов, научных сотрудников и преподавателей. Она присуждается за значительный вклад в естественные, технические и гуманитарные науки, а также за создание новых технологий и образцов техники. Размер — 5 млн рублей. Лауреаты получают диплом, почётный знак и удостоверение.

Гранты

Для стимулирования исследователей и развития научного потенциала страны государство предоставляет молодым учёным гранты. Такая поддержка решает три основные задачи: позволяет реализовывать идеи и проекты, которые могут принести значительные научные открытия и технологические новшества; развивает ключевые отрасли экономики; помогает создавать новые рабочие места, открывать лаборатории, исследовательские центры и стартапы.

Где получить необходимые знания?

Очевидно, что дорога в науку лежит через вуз — точнее, через магистратуру и аспирантуру. Не будут лишними и дополнительные образовательные программы. Такие есть в Университете «Сириус», причём они бесплатные, в том числе для студентов из регионов. Выбор направлений широкий — от математики и биоинформатики до экологии и психологии. Преподают ведущие учёные. Актуальные программы и срок подачи заявок можно найти по ссылке.

«Людей, увлечённых наукой, не требуется дополнительно мотивировать. Главное — не мешать им и оказывать поддержку там, где необходимо. Важно предоставить ребятам возможность ещё со школьной скамьи и студенческих лет ощутить, как это здорово, когда ты самостоятельно можешь прийти к открытию, а не просто вычитать информацию из учебника», — подчёркивает проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и лидер Национальной технологической инициативы «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.

Дмитрий Земцов на IV Конгрессе молодых ученых в Сириусе Фото: © Григорий Сысоев / Фотохост Конгресса молодых учёных

Неформальные научные проекты

Science Slam. Это своеобразный «поединок», в котором учёные должны максимально доступно и ёмко рассказать о своей работе. Лучшие выступления выбирают при помощи аплодисментов: кому из выступающих громче хлопают, тот и победил. В Университете «Сириус» регулярно используют такой формат выступлений.

Летний квест-исследование «Две стороны одного парка». Во время обычной прогулки в парке и в течение нескольких дней дома можно провести небольшое научное исследование, изучить окружающую природу и влияние на неё человека.

Гражданская наука. Люди, далёкие от лабораторий, могут способствовать развитию научных исследований. Причём в игровом формате. Например, можно решать головоломку, похожую на тетрис, и одновременно помогать учёным бороться с опасными болезнями.

О запуске подобных проектов рассказывает руководитель лаборатории научно-популярных и культурных проектов Фонда «Талант и успех» и член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию Константин Фурсов:

«Важно переходить от идеи популяризации науки к её коммуникации с обществом. Например, в выходной день в одном из городских кафе мы начали устраивать встречи с учёными. Это были нейрофизиологи, сомнологи, биологи — люди разных возрастов. Нас много критиковали и говорили: вы разговариваете с учёными, а люди едят? Да, потому что мы не читаем лекцию, а общаемся. Начинали с небольших пространств человек на 20, а потом у нас не хватало мест — доходило до 100 человек. Наука воплощалась в конкретных персонах, которые рассказывали про себя, свои интересы, про то, что происходит сейчас в их области науки, и потом отвечали на вопросы. Если мы хотим привлечь молодёжь в науку, нам нужно продолжать разрабатывать такие форматы. С университетом ИТМО у нас их уже больше 50. Это отличный способ показать науку такой, какая она есть».

Они меняют науку: истории молодых ученых «Сириуса» и их стартапов 

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Наука длиною в жизнь: самые долгие исследования #исследование #бактерии 15 ноября 2023 06:16
2
Вице-президент РАН Степан Калмыков — о том, почему детям нужно идти в науку #наука #химия 26 декабря 2023 09:47
3
Обитатели лабораторий: главные животные в мире науки #рыбы #обезьяны #мухи #крысы 10 сентября 2024 06:37