Книга недели: язык как инстинкт

Язык — незаменимый инструмент человека как социального существа. Он позволяет нам доносить свои мысли до других людей и понимать их. Откуда у нашего вида появилась столь развитая способность и как слова могут обладать движущей и останавливающей силой? На эти и другие вопросы отвечает психолингвист Стивен Пинкер. В своей книге он обратится к эволюции, генетике, основам информационных технологий и многим другим наукам, а способность к овладению языка назвал инстинктом.

Язык как инстинкт

Стивен Пинкер

Книга была написана в 1994 году и с тех пор неоднократно переиздавалась Изображение: © Издательство «Альпина нон-фикшн»

«Язык сыграл выдающуюся роль в истории развития человечества. Несомненно, человек и в одиночку способен быть блестящим инженером и решать многие проблемы, но цивилизация, состоящая только из Робинзонов Крузо, вряд ли покажется примечательной какому-нибудь внеземному наблюдателю. То, чем действительно удивителен наш род, отражено в притче о Вавилонской башне: люди, говорящие на одном языке, смогли подобраться так близко к небесам, что сам Бог испугался. Общий язык объединяет всех членов общества в информационные сети, обладающие невероятной совокупной силой. Любой человек может воспользоваться чужими гениальными идеями и счастливыми случайностями, произошедшими с другими людьми, или набраться мудрости, научившись на ошибках предшественников и современников. Люди могут объединяться в команды и координировать усилия с помощью достигнутых в ходе переговоров соглашений. Именно поэтому Homo sapiens стал видом, благодаря которому, так же как и благодаря синезеленым водорослям или земляным червям, на планете произошли глобальные изменения».

«На самом деле, язык — это особая часть устройства нашего мозга. Он представляет собой сложное, специализированное умение, которым ребенок овладевает спонтанно, не прилагая ментальных усилий и не следуя формальным инструкциям, связанным с последовательным выстраиванием внутренней логики языка. Он развивается одинаково у каждого человека и отличается от остальных процессов, связанных с обработкой информации или разумным поведением. По этим причинам некоторые ученые-когнитивисты описывают язык как психологический феномен, особый ментальный орган, нейронную систему или вычислительный механизм. Я же предпочитаю характеризовать язык необычным для большинства термином „инстинкт“. В этом термине заключена идея о том, что люди знают, как говорить, так же инстинктивно, как пауки знают, как плести паутину. Плетение паутины не было изобретено каким-то непризнанным пауком-гением и не зависит от наличия специального образования, строительной специальности или архитектурного таланта. На самом деле пауки плетут свои сети просто потому, что они пауки и строение их мозга обусловливает потребность плести паутину и позволяет им в этом преуспеть. Хотя между языком и паутиной есть некоторая разница, я бы хотел, чтобы вы взглянули на язык именно с этой стороны, так как это поможет лучше понять явление, о котором мы будем говорить на протяжении всей книги».

Пинкер — дважды лауреат Пулитцеровской премии и профессор Гарварда Фото: © Nancy Kaszerman / Zuma / TASS

«Язык мог появиться, и, вероятно, появился, похожим образом: путем перестройки мозговых систем у человекообразных обезьян, которые не играли никакой роли в речевой коммуникации, и добавления новых. Нейроанатомы Альберт Галабурда и Терренс Дикон обнаружили у обезьян области мозга, соответствующие человеческим языковым зонам по локации, связям на входе и выходе и клеточному строению. Например, у них есть зоны, гомологичные зонам Брока и Вернике, и пучки волокон, соединяющие их, прямо как у людей. Эти зоны не задействованы при воспроизведении обезьянами криков и жестов. Кажется, что они используют области мозга, соответствующие зоне Вернике и соседствующие с ней, чтобы распознавать последовательности звуков и отличать крики других обезьян от своих собственных. Зоны, гомологичные зоне Брока, задействованы в контроле за лицевыми мышцами, ртом, языком, горлом, а различные подобласти этих гомологичных органов получают данные от всех частей мозга, ответственных за слух, ощущение прикосновения во рту, гортани, на языке, а также зон, в которых объединяются потоки информации от всех органов чувств. Никто не знает точно, почему подобное устройство было обнаружено у обезьян и предположительно их общего с людьми предка, но такая организация предоставила бы эволюции части мозга, с которыми можно было бы „повозиться“, чтобы создать языковые механизмы, пользуясь преимуществом слияния вокальных, слуховых и других сигналов в одном месте».

Ученые уже давно связывают с речью участки головного мозга, которые принято называть зонами Брока (8) и Вернике (3) Фото: © Sakurra / Shutterstock / FOTODOM

«Но если существует языковой инстинкт, то он должен иметь материальное воплощение где-то в мозге, а механизмы мозга должны быть заранее готовы к выполнению своей роли благодаря формирующим их генам. Какие же есть доказательства, что гены, которые формируют части мозга, ответственные за грамматику, существуют? Постоянно расширяющийся набор инструментов генетиков и нейробиологов по большей части бесполезен. Большинство людей не хотят, чтобы к их мозгу подключали электроды, вводили в него химикаты, оперировали или что-то в нем удаляли для того, чтобы делать срезы и их окрашивать (как сказал Вуди Аллен, „мозг — это мой второй любимый орган“). Таким образом, о биологии языка до сих пор известно мало. Однако естественные несчастные случаи и оригинальные непрямые методики позволили нейролингвистам узнать на удивление много».

Стивен Пинкер. «Язык как инстинкт». М.: «Альпина нон-фикшн», 2024. — 562 c.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Книга недели: Прививка для императрицы #история #вакцины 08 апреля 2024 12:38
2
Книга недели: Путь кошек от саванны до дивана #книги #научпоп 15 апреля 2024 11:23
3
Книга недели: Машина творения и лабораторные гамбургеры #биология #книги #генетика 22 апреля 2024 13:19