Вице-президент РАН Степан Калмыков — о том, почему детям нужно идти в науку

Что сейчас происходит в российской науке, какие экологические проблемы стоят перед нашей страной и почему детям на самом деле перспективнее идти в химию, а не в ИТ-отрасль, рассказал вице-президент Российской академии наук, научный руководитель химического факультета МГУ академик Степан Калмыков.

  Прошел уже год, как вы стали вице-президентом РАН. Что поменялось за это время?

Сейчас сложилась довольно сложная геополитическая обстановка, но есть и позитивные тенденции. К примеру, если говорить о технологиях, то раньше все наши компании (более 90 %) шли на внешние рынки и покупали готовые решения под ключ. И то, что делали ученые в стране, по целому ряду причин не было задействовано. А тут выяснилось, что

у нас есть специалисты, которые умеют создавать конкурентоспособные продукты

Сейчас инициатива идет со стороны бизнеса и власти, которые хотят отладить полные технологические цепочки начиная от добычи сырья, его переработки, очистки до получения конечного продукта или изделия. Путь, который прошли развитые страны за 50100 лет, мы должны пробежать за 510.

Степан Калмыков российский ученый-радиохимик, доктор наук, академик, вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам, член научно-технологического совета Фонда «Талант и успех», а также руководитель направления «Нанотехнологии» научно-технологической проектной программы «Большие вызовы» в «Сириусе», автор более 150 научных работ.

Какие для этого направления в науке нужно развивать в первую очередь?

Сейчас мы наверстываем в химии, физике, инженерных науках, биологии. Но есть еще и гуманитарные направления. Государство не может существовать без социально-гуманитарных наук. Очевидно, что не изучая свою историю, не зная глобальных взаимоотношений между странами в прошлом и в настоящем мы не сможем сделать адекватные прогнозы и чувствовать себя комфортно в сложно меняющемся мире.

Степан Калмыков Фото: © Мария Бродская / пресс-служба химического факультета МГУ

А еще есть сферы, где мы не догоняем, а, наоборот, считаемся мировыми лидерами. И эти направления нужно развивать дальше. Например, совершенно точно это атомная отрасль. Благодаря технологиям и научным школам, которые создавались еще в Советском Союзе Анатолием Александровым, Игорем Курчатовым, Юлием Харитоном.

Также это касается высокопроизводительных вычислений, сюда же относятся и математика, и искусственный интеллект.

— Хватает ли ученым финансирования?

Мы были бы рады, есть бы оно увеличилось. Но сегодня больше нужны не деньги, а инфраструктурные изменения в нашей научной жизни. Ученые отстают, потому что должны тратить время на абсурдные вещи и доказывать, что это им действительно нужно, подписывать лишние бумажки. Мы платим за оборудование, но большинство открытий делается на уникальных установках, которые нельзя купить. Наука стала тесной — какой бы дорогой стандартный прибор (скажем, микроскоп) мы ни приобрели, он почти наверняка есть у конкурентов. Создание единственных в мире установок — это важнейшая задача для мощного прорыва.

— Сейчас мировое сообщество обеспокоено вопросами глобального потепления и решением экологических проблем. Что может сделать для этого российская наука?

Экология очень сложная тема. Это наше благосостояние, благоденствие, это наше здоровье, продолжительность и качество жизни. То, что мы едим и пьем в конечном итоге. То, что на нас влияет. Воздух, которым мы дышим.

Одна из основных задач, сложная по своей научной составляющей реализации, решение вопроса объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.  Федеральный реестр насчитывает таковых более 300. Это не просто маленькая свалка, которую можно куда-то вывезти и утилизировать, а крупные объекты на тысячи и сотни тысяч гектаров. Все они уникальные по составу, по масштабам, по глубине загрязнения. И подходы к технологическим решениям, к рекультивации этих объектов это ключевая задача для страны.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат Фото: © Байкал24

Например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и Усолье-Сибирское. Есть еще и проблема радиоактивных отходов это высококонцентрированный источник опасности, но в целом его потенциальное воздействие на людей намного меньше, чем, например, эти крупные и старые заводы.

— Если говорить о том, что всегда нужно начинать с себя, вы сами в магазине пакеты или многоразовые сумки используете?

Если иду в магазин за продуктами, то беру большую сумку, куда можно все сложить. Это не только экологично, но и просто удобно, чтобы не нести потом десятки свертков. А вот на рынке постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда небольшое количество фруктов и овощей продавцы раскладывают по разным пакетам. Обычно прошу, чтобы они этого не делали.

Поэтому у химиков сейчас задача номер один получить безопасный пластик, создать такие материалы, которые при попадании в окружающую среду достаточно быстро разлагались бы до мономеров.

Запрещать пластик — это абсурд, люди привыкли к комфорту и не собираются от него отказываться

Если, например, мы заменим его на деревянные изделия или бумажные, то возникнет вопрос вырубки деревьев. А это тоже большая проблема. Понятно, что нужно внедрять и культуру многоразового использования вещей, раздельного сбора.

Авоська, получившая популярность в СССР, снова в тренде: ее все чаще используют в качестве альтернативы полиэтиленовым пакетам во многих странах мира Изображение: © Cast Of Thousands / Shutterstock / FOTODOM

— Сегодня в стране дефицит кадров во многих сферах. Известно, сколько не хватает химиков? И какие направления наиболее актуальны сегодня? 

Если мне кто-то озвучит эту статистику, я не поверю. Мы, конечно, можем скопировать контрольные цифры приема по связанным направлениям — это химия, физика, биология, инженерные специальности, но подсчеты будут очень грубыми. Однозначно недобор в вузах в целом по инженерным специальностям и той же химии есть. Почему? Потому что школьники смотрят на рынок труда и массово выбирают ИТ.

Но люди просто не понимают, что сектор ИТ очень быстро схлопнется. И такое количество программистов будут никому не нужны

Уже через год-два большинство компьютерных кодов будет писать искусственный интеллект, и ситуация резко поменяется. А вот специалисты в области производства новых лекарств, материалов, оптических систем, лазеров будут востребованы всегда. Это абсолютно точно.

Выбор предметов школьниками ЕГЭ в 2023 году

Обществознание 46 %

Информатика 20 %

Биология 19 %

История и физика по 16 %

Английский язык 15 %

Химия 13 %

Литература 9 %

География 3 %.

Статистика основана на данных Рособрнадзора

— В конце ноября в Образовательном центре «Сириус» впервые прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, в котором вы принимали активное участие. Расскажите, о чем удалось договориться?

Приехали специалисты из 88 регионов страны. За два дня обсудили вопросы, касающиеся образовательных стандартов. По итогам составили проект резолюции, куда внесли рекомендации от самих преподавателей. Это те люди, которые каждый день работают с детьми и видят проблемы изнутри. Самое важное, чтобы чиновники услышали их и принимали решения исходя из этих рекомендаций. Потому что жалоб очень много: перегрузка учителей, нескончаемые отчеты, нехватка кадров. А ведь интерес к химии зарождается со школьной скамьи, и многое зависит от преподавателей.

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии собрал в Образовательном центре «Сириус» специалистов из 88 регионов России Фото: Варвара Слива / Пресс-служба «Сириуса»

Один из важных моментов — это демонстрация химических экспериментов в школах. Конечно, там есть свои сложности, связанные с вопросами безопасности, но мы пришли к выводу, что нужно ввести ставку лаборанта в школах и обеспечить классы базовым набором химических реактивов и оборудования. Потому что если изучать этот предмет только по учебнику, интереса у ребенка никогда не возникнет. Обсуждали проблемы аттестации это тоже важная вещь, которая поможет повлиять на количество ребят, выбирающих химию и естественные науки. Много вопросов вызвали и учебники по химии, потому что фактически не проводится их полноценная научная экспертиза. Сейчас она скрыта, что тоже неправильно. 

— Что бы вы посоветовали молодым ребятам, которые только ищут себя?

Выбрать направление, которое интересно. Если ты занимаешься любимым делом, то с утра тебе будет интересно идти на работу, а вечером после насыщенного дня захочется отдыхать. Плохо, когда человек думает о том, как бы отработать восемь часов и быстрее дотянуть до выходных. Поэтому нужно найти вот эту жилу, которая будет интересна всю жизнь.

Второе не бояться учиться все время, потому что все меняется очень быстро. Особенно это связано с новыми технологиями и методами. Например, в моей сфере приборно-аппаратурная база трансформировалась на 99 %. А искусственный интеллект и квантово-химические вычисления сегодня не просто мода с их помощью очень многие процессы можно упростить и ускорить. Поэтому нужно не упускать свои возможности и идти вперед в ногу со временем.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Чему учат на химфаке МГУ и кто он — современный химик? #химия #МГУ 30 марта 2023 11:38
2
Химики напряглись: ИИ уже изобретает новые материалы #ИИ #химия 24 апреля 2023 14:19
3
Куда идти учиться будущему химику: советы авторов Сириус. Курсов #школа #вуз #химия #Сириус.Курсы 29 сентября 2023 06:04