Как появились и развивались университетские кампусы
Большинство россиян узнали о кампусах из голливудских фильмов. Сложилось впечатление, что это своеобразный «анклав», отданный на откуп студентам и преподавателям. Расскажем, так ли это и как вообще появился особый подход к обустройству университетского пространства.
Многие удивятся, но старейшее в мире учебное заведение, постоянно действующее до наших дней, находится не в Европе. Оно было основано в 859 году в марокканском городе Фесе. Там в мечети аль-Карауин учили богословию и философии, а со временем (по разным оценкам, в XI-XIII веках) вокруг нее сформировался одноименный университет с учебными залами и худжрами для студентов. Тогда же там начали преподавать и светские науки, включая астрономию, географию, математику и медицину.
Однако, по всей видимости, первым к мысли организовать единое пространство для учеников и их учителей пришло руководство образованного в 988 году в Каире Университета аль-Азхар. Заведение помещалось в квадратном здании с открытым внутренним двором, где студенты могли отдыхать и общаться. По внутреннему периметру находились объединенные галереей помещения для занятий и жилые комнаты. При дальнейшем расширении новые медресе располагали в непосредственной близости от главного корпуса, чтобы все были рядом и варились в одном котле науки.
Лишь век спустя унивеситетский опыт переняли в Европе. Первый вуз Старого Света появился в Болонье в 1088 году. Однако студиозусы и профессора там жили вразнобой на многочисленных улицах богатого и густонаселенного свободного города, так что о единой просвещенной среде речи быть не могло. Иначе обстояли дела в небольших английских Оксфорде и Кембридже, которые примерно в XII веке сформировались как университетские городки. Основу их населения составляли студенты, профессорский корпус и обслуживающий персонал. Вдали от соблазнов больших городов люди всецело посвящали себя учению. Так рождалось особое сообщество со своими правилами и традициями.
Именно эту идею поставили во главу угла создатели первых американских, тогда еще колониальных университетов и колледжей — сами выходцы с Британских островов. Все они были носителями пуританской морали — набожными представителями протестантских христианских конфессий — и трепетно относились к нравственному облику своих воспитанников. Да и главными предметами изучения долгое время оставались богословие и сопутствующие ему дисциплины.
Подальше от города
В 1876 году баптистский священник и президент Центрального университета Айовы Луис Данн опубликовал исследование по истории американских колледжей. В нем отмечается, что студенты заведений, расположенных в провинции, учатся усерднее городских сверстников. Последние, по словам автора, подвержены пагубному воздействию соблазнов — в первую очередь азартных игр и выпивки. Данн пришел к выводу, что уединенная глубинка — единственно верное место для создания кампуса.
Схожей точки зрения придерживался Вудро Вильсон — 28-й президент США и ректор Принстонского университета. Политик был убежден, что привить «моральные, интеллектуальные и эстетические ценности» можно только в «компактном и однородном» учебном сообществе. «Вы никогда не поймете, что такое колледж, если ездите на учебу на трамвае», — утверждал он.
Само слово «кампус» в современном значении появилось именно в США. Впервые его использовали для описания живописной долины перед первым зданием Принстонского университета — Нассау-Холлом. Луга и холмы отделяли «просвещенный уголок знаний» от мира коммерции и государственного управления, который начинался в маячившем на горизонте городе Принстоне. По мере появления новых построек кампусом стали называть всю территорию университета, а вскоре термин прижился в академической среде по обе стороны Атлантики.
Своя атмосфера
В архитектурном смысле Соединенные Штаты подарили миру два новшества — небоскреб и университетский кампус, утверждают исследователи. Действительно, Оксбридж стал лишь фундаментом, на котором американцы создали нечто самобытное, выделив сообществу студентов и преподавателей единое и неделимое пространство.
За океаном решили отказаться от строительства корпусов в формате закрытых четырехугольников с внутренним двором. На то была веская причина: в Новом Свете поначалу строили из дерева, а не из камня, как в Старом. А это повышало риск возникновения пожара с куда более печальными последствиями. Традицию заложил старейший в США Гарвардский университет, открытый в 1636 году. Первые четыре корпуса хоть и образовывали прямоугольник, но между ними было открытое пространство, что, как выяснилось, очень удобно.
Колледж Вильгельма и Марии — второе после Гарварда высшее учебное заведение США — спроектировали по старинке четырехугольником с внутренним двором. Вскоре он сгорел дотла, так что новое здание из кирпича возвели уже в форме буквы «П», а последующие корпуса строили на расстоянии друг от друга. Повлияла на развитие американских кампусов и архитектура Йельского университета. Первые корпуса строили в линию, которая образовывала стену, обращенную к городу Нью-Хейвену.
Одна из главных задач кампусов — создать глубокое ощущение общности и сопричастности — того, что американский историк высшего образования Фредерик Рудольф называл «коллегиальным образом жизни». Для этого студенты питались в общих столовых в назначенное время, а руководство разрабатывало для них сложные внеклассные программы, построенные на командной работе. Конечно, и в Средние века принадлежность к одной alma mater порождала ощущение братства среди ее студентов и выпускников. Однако в США эти связи старались укрепить еще сильнее.
Долгое время облик американских университетов и колледжей отличался снаружи, но был одинаковым по сути. Учебные программы по гуманитарным дисциплинам не требовали специфической планировки зданий. Для проведения занятий достаточно было лекториев, учебных аудиторий и конференц-залов. Ситуация начала меняться в XIX веке на фоне все возраставшего интереса к естественным и инженерным наукам, когда появились принципиально новые по планировке лабораторные корпуса.
Впрочем, до Первой мировой войны по инерции главным зданием в кампусах оставалась библиотека, в которую руководство вкладывало основные средства. Глобальный военный конфликт сместил фокус государств — они перешли к более практичным исследованиям, в первую очередь в области новых материалов. Так отличия кампусов приобрели функциональный характер. А после Второй мировой появились университеты с несколькими кампусами, иногда даже на разных континентах.
Более 90 % университетов в мире появились после 1949 года
Современный традиционный американский кампус похож на город в миниатюре, который живет по своему распорядку. В нем есть учебные корпуса и лабораторные комплексы, дома для преподавателей и студенческие общежития, библиотеки и концертные залы, стадионы и спортплощадки, закусочные и прачечные. Все сделано для того, чтобы студенты могли жить комфортно, не покидая территорию без особой надобности.
При этом кампусам вовсе не обязательно находиться в глуши. Обычно они просто выступают ядром пригорода или вовсе располагаются в пределах мегаполиса. Так могут называть даже разбросанные по городу здания, но в изначальном, американском понимании это все-таки единая территория со своими атмосферой и распорядком. Такой подход к организации учебного процесса дает свои плоды: у студентов, которые живут за пределами кампусов, хуже успеваемость, они меньше вовлечены в университетскую жизнь. Недаром для абитуриентов в Соединенных Штатах экскурсия по кампусу играет решающее значение при выборе колледжа, если оставить за скобками финансовый вопрос.
Кампус на свой лад
В последние десятилетия западный опыт успешно перенимают в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Самые престижные университеты строят и развивают собственные высокотехнологичные кампусы, правда с одним большим но. Обычно они находятся в черте мегаполиса, как, например, Вьетнамский национальный университет, Сингапурский университет технологии и дизайна или Шаньдунский педагогический университет.
В такой формуле есть своя логика, не чуждая, кстати, и многим американским (Кремниевая долина) и европейским (Медиконовая долина) вузам: высшие учебные заведения становятся частью больших технологических хабов и зачастую соседствуют с другими университетами и колледжами. Студенты сразу погружаются в мир, в котором им предстоит работать, с его исследовательскими центрами, стартапами и штаб-квартирами ИТ- или биотех-гигантов, современными лабораториями и горизонтальными связями. Это не значит, что исключений нет: тот же Гонконгский университет науки и технологий свой кампус расположил в пригороде. Однако восточная практика говорит в пользу больших городов.
Россия пошла тем же путем, хотя и нам есть что вспомнить. Комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах, открытый в начале 1950-х, часто называют первым советским кампусом. Налицо были все признаки: учебные корпуса, лаборатории, общежития, столовые, спортивные сооружения, бассейн, почта и другие объекты находились на огороженной территории. Можно вспомнить и Академгородок в Новосибирске. Однако вот что писал по этому поводу в 1994 году в «Литературной газете» советский эмигрант профессор Калифорнийского университета в Дейвисе Юрий Дружинников:
«Перевод слова campus как „университетский городок“ в последнем Оксфордском словаре 1993 года плохой, потому что университетский городок — это и то, что вокруг кампуса, а кампус — только сердцевина такого города. Русское „студгородок“ тоже не раскрывает сути кампуса: это в основном общежития. А нет слова „кампус“ в жизни бывшей в употреблении одной шестой части планеты потому, что нет пока такой реалии. Без слова „кампус“, составляющего важнейшую часть американской, а в будущем, несомненно, и русской жизни, не обойтись».
Как бы то ни было, сегодня по всей России идет строительство университетских кампусов. Первой ласточкой в 2013 году стал масштабный проект на острове Русский для Дальневосточного федерального университета. Это тот самый город в миниатюре, который с материком, где находятся исторические здания ДВФУ, связывает вантовый мост через пролив Босфор Восточный.
Эксперимент признали успешным — и в 2018-м запустили федеральный проект «Создание сети современных кампусов» как часть нацпроекта «Наука и университеты». Однако сегодня особой академической среды мало — важно погружать студентов в настоящие, востребованные рынком прикладные исследования. Поэтому цель — создать единую среду студенческого, научного и бизнес-сообществ в условиях города.
Уже к 2030 году по всей стране должны построить 25 кампусов (хотя планы есть и на дальнюю перспективу). Первый объект этой осенью сдали в Москве — футуристичным комплексом на реке Яузе обзавелся МГТУ им. Баумана. Построили и отреставрировали 14 зданий общей площадью около 170 тыс. кв. м. В их числе комплекс общежитий на 2 300 мест, инновационный хаб и конгресс-центр, кластер «Технологии защиты природы — зеленая территория», научно-образовательный кластер цифровой трансформации и кластер «Цифровое материаловедение», федеральный испытательный центр.
Свой кампус возводит и Новосибирский государственный университет. По словам председателя Сибирского отделения РАН Валентина Парамона, он станет «академгородком в Академгородке», что, впрочем, еще больше запутывает терминологию. Помимо общежитий и учебных корпусов, в нем появятся планетарий, трансформируемый актовый зал, музей, медиатека. Научная инфраструктура создается для изысканий в области искусственного интеллекта и обработки больших данных, биотехнологий, синхротронно-нейтронных исследований, фотоники и сенсорики, новых материалов и космического приборостроения.
Также утвержден проект кампуса Научно-технологического университета «Сириус». Уже завершены инженерно-технические обследования, инженерные изыскания, археологические работы и инженерно-сейсмические исследования. Строительство объекта не затронет культурные слои Имеретинской низменности, где расположена федеральная территория. В состав комплекса войдут жилой квартал для студентов, новый корпус Президентского лицея «Сириус», медицинская клиника, учебный корпус, жилье для сотрудников Университета и резидентов Инновационного научно-технологического центра. Кампус будет углеродно нейтральным и станет полигоном для демонстрации доступных передовых работ в области низкоуглеродного строительства.
Какие бывают углеродно нейтральные кампусы
ЧитатьНовые кампусы появятся также у вузов Архангельска, Великого Новгорода, Екатеринбурга, Иванова, Калининграда, Нижнего Новгорода, Перми, Самары, Сахалина, Томска, Тюмени, Уфы, Хабаровска, Челябинска, Южно-Сахалинска, а в перспективе и других городов.