Современный театр: главные тенденции и самые эффектные постановки
Смелые и часто эксцентричные решения театральных постановщиков часто отпугивают неподготовленного зрителя. Расскажем, какие режиссеры и спектакли сегодня востребованы и как это все понимать.
В трендах современного театра мы разбирались вместе со сценографом и мультимедиа-художницей Ольгой Сусловой. Она — выпускница Школы-студии МХАТ, финалист чемпионата «АртМастерс» 2020 года и конкурса Digital Opera 2022, а еще преподаватель мастерской сценографии на Арт-фестивале в Образовательном центре «Сириус».
Что такое современный театр
Шестидесятые годы XX века. Мир отходит от самой масштабной в истории войны, а культура вступает в эпоху постмодернизма — переосмысления устоявшихся концепций. В театре тоже начинают искать свежие решения: режиссеры предлагают зрителю новые формы взаимодействия, ищут другой язык для общения с ним.
Именно в это время зарождается современный театр — некий перформанс, требующий максимальной вовлеченности публики и ее реакции. Сценическое искусство демократизируется, становится ближе к людям. Появляется множество направлений: документальный театр, пластический театр, театр художника, иммерсивный театр, театр одного актера и другие. У каждого из них свои правила. Спектакль все чаще становится произведением «в себе» и все меньше опирается на литературный текст. Его главная цель — взволновать зрителя и построить с ним диалог.
Американского постановщика, драматурга и сценографа Роберта Уилсона называют одним из главных представителей театрального авангарда конца ХХ — начала XXI века и режиссеров постдрамы. Его главными инструментами и средствами выразительности были звук (шум и тишина), свет и движения актеров. Текст, который те читали, был лишь дополнением к постановке, но не ее фундаментом, поэтому зачастую спектакли Уилсона относят к визуальному театру. Известность пришла к режиссеру после постановки «Взгляд глухого», впервые показанной в Париже в 1971 году.
Что с театром будет дальше
Размышляя о том, как с головой погрузить зрителя в свое произведение, современный художник экспериментирует, воздействуя на разные органы чувств. Например, в иммерсивных постановках публика становится полноправным участником спектакля, от нее зависит происходящее на сцене. Этот творческий тандем режиссера и аудитории рождает уникальное действо, и именно непредсказуемость того, что увидят зрители, влечет их в современный театр. Люди идут на постановки, чтобы испытать новые эмоции.
Кроме того, современный театр часто выполняет психотерапевтическую функцию. На сцене разыгрываются ситуации из жизни. Зритель примеряет на себя образы персонажей, размышляет, как бы он поступил на их месте, и порой психологически «прорабатывает» собственные опыт и травмы.
«Театр сегодня не умирает, а чувствует себя живее всех живых и только расширяет свои границы. Его можно найти везде с абсолютно разным репертуаром, целевой аудиторией, режиссерами и художниками», — говорит Ольга Суслова.
В России театр можно найти практически в каждом городе и даже в небольших поселках. Один из них — Мотыгино в Красноярском крае. Местные жители еще в 1932 году (тогда это было село на 300 человек) организовали любительский театр. Удивительно, но сегодня уникальный мотыгинский театр не только продолжает существовать, но и имеет официальный статус. О его труппе знают в профессиональных кругах, а благодаря государственным грантам в поселок часто приезжают режиссеры и художники из крупных городов, ставят спектакли.
Сценография: почему театр начинается с нее, а не с вешалки?
ЧитатьКак рождаются театральные тренды
Современный театр неразрывен от всей остальной культуры. Режиссеры, сценографы и сценаристы находят идеи для творчества в том, что их окружает, черпают вдохновение из фильмов и книг. Но с переменами в обществе меняется и сценический мир. Так что театральная мода быстротечна.
«В прошлом году вышел фильм Йоргоса Лантимоса „Бедные-несчастные“ с Эммой Стоун. Многие режиссеры отметили необыкновенную пластику актрисы и начали копировать ее в своих работах. Фильм также задал моду на рюши и бантики в одежде, благодаря чему появилось множество дизайнерских коллекций с подобными решениями. Такие тренды быстро уходят в массы и так же быстро проходят. Это происходит само собой, а режиссеры лишь подхватывают модные веяния.
Впрочем, в театре любят создавать и свои тренды. Например, вышла громкая постановка, и другие режиссеры потихоньку начинают ее „растаскивать“ по своим небольшим спектаклям. Они берут какие-то яркие детали и переосмысливают их. Это нормально, если речь не о плагиате. Бывает и такое, что несколько художников в одно время делают что-то похожее. Но не потому, что кто-то у кого-то подсмотрел, а просто пришла в голову одна и та же фактура», — объясняет сценограф.
Лучшие спектакли, которые стоит посмотреть
Совместно с Ольгой Сусловой сделали подборку самых красивых спектаклей с точки зрения сценографии от известных режиссеров-постановщиков.
«Сказки Пушкина»
Роберт Уилсон
Золотая классика театрального дизайна. Уилсон — потрясающий художник по свету с очень минималистичным стилем и узнаваемыми образными спектаклями. У него интересный и сложный философский театр. В основе первого оригинального российского спектакля режиссера лежат несколько сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Медведиха», а также фрагменты поэмы «Руслан и Людмила».
«Садко»
Дмитрий Черняков
Эту оперу-былину Черняков поставил в Большом театре в 2020 году, и она отлично демонстрирует, как он интересно работает со сказками. Режиссер оправданно убирает из них фантазийную составляющую и переносит сюжет на реальную жизнь. Например, в его «Снегурочке» действие происходит в палаточном лагере в лесу, где живут люди, увлекающиеся исторической реконструкцией. «Сказка о царе Салтане» — история, которую мама рассказывает сыну, чтобы объяснить, куда ушел его папа. Черняков сохраняет декорационную систему сказки, добавляя туда собственный взгляд.
«Сын»
Юрий Бутусов
Эта очень мощная постановка идет в РАМТ с 2020 года. Люди, которые пережили тяжелый подростковый возраст или проблемы в семье, должны увидеть этот спектакль. После него рождается ощущение, что тебе миксером «перелопатили» всю грудь, настолько сумасшедшие чувства появляются. Режиссер использует коллективные воспоминания, понятные образные системы или смелый ракурс, который затрагивает самое сокровенное, рождая диалог между зрителем и спектаклем.
«Губернатор»
Андрей Могучий
Спектакль по рассказу Леонида Андреева, который идет в БДТ. Главный герой — градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть. Но пролетарский протест — лишь фон спектакля, в центре его — личная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой и собственной совестью.
«Сверчок»
Марфа Горвиц
Постановку можно посмотреть в «Электротеатре Станиславский» в Москве. Она создана по мотивам абсурдных сказок голландского писателя Тоона Теллегена. Режиссер ставит саркастичный и печальный диагноз современному обществу через своих героев — лесных зверей. Белка, слон, жук, стрекоза и сверчок переживают будни кинопроцесса. При этом продолжают жить «обычной» жизнью с любовными историями, истериками и нервозностью.
«Беги, Алиса, беги»
Максим Диденко
Спектакль, который можно увидеть в Театре на Таганке, — настоящий экшен в масштабных декорациях: с огромными младенцами, гигантскими советскими чашками, ростовыми куклами, мультимедийными проекциями и стихами Владимира Высоцкого из радиопьесы «Алиса в стране чудес» на музыку современного композитора Ивана Кушнира.