Современная опера: главные имена и постановки
Кажется, что опера не менялась со времен Чайковского, Вагнера и Моцарта. И все же она способна удивить привередливую современную публику. Вместе с музыковедом Ярославом Тимофеевым определили главные тренды жанра, назвали лучшие произведения XXI века и выяснили, что же делает оперу такой живучей.
Ярослав Тимофеев — кандидат искусствоведения, музыковед, лектор, композитор, ведущий концертов Московской филармонии, пианист группы OQJAV, а еще звонарь. Сотрудничает с музыкальными изданиями в качестве критика. Выступал музыкальным консультантом при подготовке церемонии открытия Олимпиады-2014.
Особенности оперы
Опера — это высший жанр европейской культуры, объединивший все основные виды искусства. Она сформировалась в Италии на рубеже XVI–XVII веков как искусство для аристократов. Со временем вошла в моду в соседних странах. В России комическая опера, которая брала лучшие примеры из французских и итальянских музыкальных произведений, появляется во второй половине XVIII века. А в XIX веке отечественная оперная школа становится популярной, и о ней начинают говорить. Мир открывает для себя Михаила Глинку, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других русских композиторов.
Опера объединяет музыку, живопись и поэзию. В свое время в театр можно было ходить, как в музей. Например, в «Русских сезонах» Сергея Дягилева творили Александр Бенуа, Михаил Врубель, Николай Рерих. А стихи талантливых поэтов становились либретто. Кроме того, опера включает в себя архитектуру и скульптуру. Нередко художник-постановщик выстраивает на сцене целый городок, детализируя его малыми архитектурными формами.
«С XVII века в оперном театре используются самые технологичные спецэффекты. Тогда людей поражало неожиданное появление певца-кастрата, который спускался на сцену „с небес“ на веревках. Примерно так же на нас сегодня может подействовать IMAX-кино. Ведь многие ходят на голливудские блокбастеры именно ради яркой картинки», — проводит параллель Ярослав Тимофеев.
Опера не просто собирает все лучшее из других видов искусства. Важно, чтобы все составляющие были на высоте и зритель остался доволен, подчеркивает музыковед.
«Хороший пример сотрудничества двух современных творцов — союз поэтессы Марии Степановой и композитора Леонида Десятникова. Одна из лучших русскоязычных авторов написала либретто для современной оперы одного из лучших композиторов. Я очень жду результата работы этого тандема», — продолжает он.
С 23 по 27 октября пройдут концерты нового проекта «Дни оперы в „Сириусе“», который подарит возможность увидеть и послушать российских звезд этого жанра. На сцене Университета «Сириус» ждут артистов Московского театра «Новая опера» имени Колобова. Прозвучат «Иоланта» Петра Чайковского, «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана и другие произведения.
Главные сюжеты современной оперы
Мир академической музыки устроен так, что примерно 95 % репертуара — это старые произведения. Так и в мире оперы — современной называют партитуру, которой может быть полвека, потому что классическая музыка никуда не спешит и меняется медленно. Чтобы опера вошла в репертуар и закрепилась в нем, необходимо время. Тогда можно говорить о том, что она осталась в истории.
При этом сегодня пишут много новых опер. В том числе в жанрах фантастики и фэнтези — модных в литературе и кино. К примеру, «Властелин колец».
В этом году британский композитор Пол Годфри, который большую часть жизнь писал музыку к произведениям Джона Толкина, получил от организации Tolkien Estate (владеет правами на литературное наследие профессора) разрешение на оперную адаптацию «Властелина колец». Это будет гигантское 17-часовое произведение, разбитое на 30 глав и рассчитанное на шесть вечеров прослушивания. Оперу планируют выпустить в 2025 году, когда будут отмечать 70-летний юбилей со дня публикации последней книги трилогии «Возвращение короля».
И все же в основном сюжеты современных произведений связаны с актуальными для наших дней темами. Сегодня в операх часто обсуждаются вопросы полового неравенства и прав женщин, гендерной идентичности, политическая и социальная повестка.
То, что люди читают в газетах и обсуждают, то и появляется на сценах театров
Например, в 2014 году премьера постановки Джона Адамса «Смерть Клингхоффера» в Metropolitan opera в Нью-Йорке вызвала настоящий скандал. Сюжет основан на реальных событиях — захвате террористами круизного лайнера и убийстве одного из пассажиров. Часть общественности посчитала главных героев — террористов — слишком привлекательными персонажами. В силу жанра в опере не бывает исключительно отрицательных героев. Если человек поет, то он уже не может быть совершенно отвратительным.
Главные имена современной оперы
Сегодня в опере на первый план вышла режиссура. Она стала важнее, чем когда-либо, ведь современная публика ходит смотреть именно на работу постановщика. По словам Ярослава Тимофеева, сейчас самый востребованный в мире режиссер — россиянин Дмитрий Черняков. К сожалению, в России он ставит крайне редко. Из последних постановок — «Садко» в Большом театре в 2020 году.
Вообще, профессия оперного режиссера очень дефицитная, она нуждается в качественных кадрах. В XIX веке оперный постановщик был дополнительным лицом, его мог заменить композитор. Но уже к середине XX века все изменилось.
«В деле режиссуры произошла революция. Началось это во многом со Станиславского и Немировича-Данченко. Они первые в России и одни из первых в мире попытались превратить оперу из концерта в костюмах в настоящий театр. Потом весь мир понял, что старые классические шедевры, которые люди множество раз слышали и видели, могут оживать заново, если режиссер талантливо их переосмыслит. Сейчас опера живет за счет этого», — говорит Ярослав Тимофеев.
Лучшие современные оперы
«Индекс металлов»
Фаусто Ромителли — итальянский композитор, который умер очень молодым. Перед смертью в 2003 году он написал эту видеооперу. Она похожа на транс, когда сознание идет по непредсказуемому тоннелю.
«В Московской филармонии эта опера исполнялась в прошлом году и собрала в зале порядка 800 человек. За время постановки (она идет 50 минут) едва ли не половина аудитории покинула зал».
Люди не выдержали очень мощного напряжения. А те, кто остался, потом писали мне, что их жизнь не будет прежней после такого опыта
Ярослав Тимофеев
«Дети Розенталя»
Очень громкая и скандальная премьера этой оперы Леонида Десятникова состоялась в 2005 году в Большом театре. Все дело в том, что либретто к ней написал Владимир Сорокин — один из самых неоднозначных русских писателей. Тогда перед театром собирались митинги против постановки оперы. И даже Госдума на специальном заседании рассматривала вопрос о запрете. В итоге команду депутатов отправили на генеральную репетицию. Оперу удалось сохранить в репертуаре театра и показать большому количеству людей. Она уже стала классикой, сегодня ее можно послушать и посмотреть на разных носителях и в интернете.
«Девочка со спичками»
Сложная современная опера Хельмута Лахенмана, которая была написана в 1999 году. Она объединяет сказки Ганса Христиана Андерсена, тексты Да Винчи и дневниковые записи немецкой политической активистки Гудрун Энслин.
Может ли опера стать массовым искусством?
Опера рождалась как элитарный жанр, за который платили состоятельные люди. Она была самым дорогим искусством и редко окупалась. Сегодня ее можно сравнить с кино и компьютерными играми (правда, эти окупаются значительно чаще), но они доступны в разных частях света одновременно, а опера всегда происходит здесь и сейчас. Чтобы создать ее, нужна большая команда: полноценный оркестр, хор, миманс, солисты, дирижер, режиссер, художник-постановщик и другие специалисты, а также декорации и костюмы.
Опера всегда нуждалась в «правильной» публике и финансовой поддержке, будь то инвесторы или государство. Но сегодня у большинства зрителей нет «прививки классической культуры». В ходу массовое искусство, которое пытается охватить всех и становится очень простым. Поп-музыка должна быть элементарной, иначе не выживет. Привыкший к такому уровню сложности зритель, приходя в оперу, чувствует себя абсолютно чужим.
«Последние 70 лет опера — это нишевое искусство, интересное только 2 % населения мира, по примерным оценкам ученых. И глобальных изменений тут быть не может, пока не изменится социальный строй. Когда меня спрашивают, почему опера умирает, я, наоборот, удивляюсь, почему она так живуча. Думаю, что один из секретов ее долголетия — смещение акцента внимания на разные виды искусства. Вообще, мало жанров, которые чувствуют себя живыми спустя более 400 лет», — подытоживает Ярослав Тимофеев.