Сценография: почему театр начинается с нее, а не с вешалки?

Первое впечатление о театральной постановке складывается, когда зритель входит в зал и видит сцену с декорациями. Расскажем, как сценография отвечает за образ спектакля и где в России учат таких специалистов.

О профессии театрального художника мы поговорили со сценографом и мультимедиа-художницей Ольгой Сусловой. Она — выпускница Школы-студии МХАТ, финалист чемпионата «АртМастерс» 2020 года и конкурса Digital Opera 2022, а еще преподаватель мастерской сценографии на Арт-фестивале в Образовательном центре «Сириус».

Что такое сценография?

Сценография — это наука о пространстве. Художник сцены отвечает за среду, в которой происходит действие: за ее визуальное оформление, образное воплощение идеи и смыслы, передаваемые зрителю. Нас часто называют художниками-оформителями или художниками-декораторами, но сценограф — это другая профессия. Мы работаем не только со спектаклями. Сегодня рамки между искусством, наукой, модой и бизнесом стираются. Все чаще появляются запросы на художественную презентацию, а поскольку сценографы — прежде всего художники, то обращаются к нам. Поэтому появляются выставочные проекты, съемки кино и музыкальных клипов, fashion-показы.

Показы мод, которые проходят в пустыне, лавандовом поле, в здании вокзала, тоже готовят сценографы

Моя профессия мне нравится тем, что она легко интегрируется в другие системы. Сегодня большинство художников-постановщиков — фрилансеры. Я не привязана к какому-то конкретному театру, не закреплена за какой-то отдельной организацией, я могу участвовать в абсолютно разных проектах и получать уникальный опыт. Могу сделать выставку и провести по ней зрителя с определенным настроением, подготовить большой спектакль или придумать визуальную концепцию для позиционирования бренда.

Ольга Суслова Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Что должен уметь сценограф?

В институте нас учили тому, что идею нужно не только придумать, но и разложить на составляющие. Знать, реализуема ли она с точки зрения физики и из чего будут сделаны предметы на сцене. Для спектакля нужно создать макет и эскизы декораций (для каждой — отдельный габаритный чертеж), собрать подборку материалов, продумать свет, по каждой сцене расписать раскадровку перемещений декораций и даже найти материалы для закупки. Художник должен нести полную ответственность за свою задумку, особенно если на проекте нет технолога или конструктора. Я должна дать максимальные исходные данные, чтобы элементы на сцене были безопасны для актеров. 

Художник должен уметь все и нести ответственность не только за визуальную составляющую, но и за производственные моменты

Художник сейчас — это не просто фантазер, который оставляет в театре идею и уходит. Профессионал думает, как работает его декорация. Он сотрудничает с каждым работником театра и контролирует процесс подготовки спектакля. Этот путь — от задумки до реализации на сцене — очень долгий, но когда получается, испытываешь невероятные ощущения.

В спектакле сценография может выполнять три функции: персонажную, игровую и обозначающую место действия Фото: © Gino Santa Maria / Shutterstock / FOTODOM

Как сценограф готовит спектакль?

У постановки есть застольный период, когда художник берет время на обдумывание идеи и для обсуждения ее с режиссером. В идеале в это время нужно познакомиться с театром, чтобы понять возможности площадки. Когда итоговый проект готов, его необходимо защитить перед театром и подписать документы о начале работы над спектаклем. Творчество происходит до защиты проекта, а потом начинается производственный процесс.

Сценография — это не только про безумное творчество, но и про рутинное ремесло

Иногда художник находится на месте с момента запуска спектакля, иногда приезжает за несколько недель до выпуска постановки. Две недели до первого показа — это самое напряженное время. Художник плотно работает с мастерскими и режиссером, составляет план задач и контролирует всю подготовку. Обычно в такие дни утром я иду в театр, захожу проверить готовность костюмов и реквизита, только потом отправляюсь на репетицию. Весь этот план, конечно, очень индивидуален и зависит от задач, которые стоят перед труппой. 

Как создаются декорации?

Сначала режиссер дает задумку, сроки, определяет посыл декораций — будет это абстрактное пространство или реконструкция какой-то эпохи. Потом сценограф выдвигает 5–10 идей, как реализовать эту концепцию на практике. Определяет, где будет происходить действие: в исторической застройке, в «нигде», в ассоциативной реальности. Мы совместно подбираем самый точный вариант, в котором отразится задумка режиссера и где художник раскроется как автор, а не только как исполнитель.

Декорационное искусство родилось в итальянском придворном театре на рубеже XV–XVI веков. Декорации изображали окружающий человека мир: площади и города или идеальный сельский пейзаж Фото: © naskami / Shutterstock / FOTODOM

Мой любимый момент — когда декорация впервые появляется на сцене. Режиссер начинает осваивать ее и вписывать туда актеров, добавляет способы взаимодействия с ней, свет и реквизит. От этого она начинает оживать и «дышать». 

Что самое сложное в работе сценографа?

Иногда бывает творческий кризис. Часто мозг выбирает знакомые пути, и приходится заставлять его искать новый. Когда голова не работает, а идеи повторяются, я открываю книги по истории искусства. Иногда посмотреть чужие работы важно, чтобы понять направления мысли коллег. Ищу в них механику того, как создавались определенные арт-объекты: где художник искал тему, какие материалы использовал. 

Нужно ли сценографу начальное художественное образование? 

У меня все сложилось по базовому сценарию: сначала художественная школа, потом академическое образование в художественном училище в Екатеринбурге, затем «вышка» в Школе-студии МХАТ. Но есть люди, которые, даже не посещая «художку», поступают во МХАТ после школы, потому что они безумно талантливы. 

Хотя умение рисовать натюрморт или обнаженного человека не поможет тебе придумать хороший спектакль

Суть образования в том, что ты получаешь огромную базу знаний, которая пригодится в будущей работе: изучаешь историю искусств, разные стили, учишься работать с цветом, композицией, перспективой. Сегодня существует множество инструментов и ресурсов, которые делают художественное образование не остро необходимым: программы для дизайнеров, нейросети. Но все-таки это костыль. 

Как использует нейросети сценограф?

Известный сценограф Себастьяно Серлио в своем трактате (1545 год) сформулировал три типа перспективной декорации и главный принцип их расположения по отношению к актеру Фото: © naskami / Shutterstock / FOTODOM

Пример: сейчас мы с участниками программы по изобразительному искусству в Образовательном центре «Сириус» делаем декорации к собственной русской сказке про волшебный лес, который находится в Сочи. Нам пришла мысль сделать цифровой эскиз будущих декораций, пропустив через нейросети все задумки ребят. Так у нас, например, появилась вилла Бабы-яги, стоящая на двух пальмах. В данном случае искусственный интеллект помогает понять, как бы выглядела иллюстрация, если бы ее рисовал художник XVIII века. 

В Образовательном центре «Сириус» прошел Арт-фестиваль. Его участниками стали школьники, которые приехали на программы по изобразительному искусству. Им дали возможность выйти за рамки академического искусства, попробовать поработать в новых техниках и с новыми материалами, а также создать реальные проекты в командах. В результате они представили шесть художественных произведений, которые объединила тема наследия. Фестиваль завершился 20 августа выставкой в Университете «Сириус». 

Мы не срисовываем у ИИ, а используем сгенерированные изображения как стилистический образец — перенимаем цвета, шаг, пропорции и ритм изображения. Ребята все равно добавляют что-то свое в эти картины и дорабатывают их. При этом не тратят много времени на поиск информации и разработку нескольких эскизов. Нейросеть служит источником вдохновения и помогает выбрать направление. Мне кажется, в ближайшее время она не заменит сценографа — пока ИИ не сможет придумать спектакль и дать ему жизнь. 

Где учиться на сценографа?

Профессия редкая, и учиться на нее придется долго. В моем случае обучение было очень интересным, при этом тяжелым. Приходилось сидеть на парах с 9 часов утра до 8 вечера, а потом еще делать чертежи по ночам. Школа-студия МХАТ — это мощная школа, которая готовит не просто художника. Она учит понимать, как происходят даже самые мелкие процессы в театре. Это делает из тебя многопрофильного специалиста. 

Лучше поступать в крупные вузы, где ты получаешь не только профессию, но и попадаешь в профессиональную среду. Сразу знакомишься с людьми, с которыми потом будешь работать. Очень важно уже в это время понять, с кем тебе будет комфортнее взаимодействовать.

Современная сценография — это одна из самых многогранных профессий, сочетающая в себе вековые театральные традиции и современные мультимедийные технологии Фото: © Charlesimage / Shutterstock / FOTODOM
  • Также есть Российский институт театрального искусства (ГИТИС), где в подготовке студентов делают упор на творчество и историческую составляющую сценографии.
  • Профиль «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ). 
  • Курс по сценографии в Британской высшей школе дизайна. Там короткая программа, где идет упор на философский контекст сценографии и работу с пространством. 
  • Направление «Сценография» в Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге.

Практические навыки появляются уже в процессе работы. Важно посещать все громкие события: выставки, премьеры, кинопоказы. Вырабатывать насмотренность, наслаждаясь природой и архитектурой, постоянно анализировать окружающую обстановку, подкреплять свои наблюдения теорией из книг. Вырабатывать в себе визуальную и информационную «жадность». Чем больше вы смотрите, тем больше набираетесь опыта. И конечно, нельзя забывать о саморазвитии. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как подготовиться к современному театру? Подборка лучших спектаклей #Сириус #современный театр 15 апреля 2023 07:01
2
Кулисы и подмостки: хорошо ли вы разбираетесь в театральных терминах? #театр 27 марта 2024 05:56
3
Искусство против искусственного интеллекта: что будет с художниками? #искусство #искусственный интеллект #нейроискусство 18 августа 2024 12:05