Почему классическая музыка переживет рэп?

Сегодня академическую музыку часто называют скучной и устаревшей, но у нее есть то, чего не хватает большинству современных мелодий. Об этом «секретном ингредиенте», о том, как заинтересовать классикой молодежь и каких профессионалов сегодня не хватает, узнали у заслуженного артиста России Алексея Васильева.

Алексей Васильев — виолончелист, дирижер, профессор, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Преподает на программах в Образовательном центре «Сириус».

— Алексей Николаевич, сегодня молодежь практически не интересуется классической музыкой. По вашей консерватории это заметно?

В мое время профессия академического музыканта считалась престижной. В Советском Союзе культуре уделяли большое внимание. Например, в моем детстве Международный конкурс имени Чайковского освещали на всех трех доступных телевизионных каналах. И люди следили, волновались, болели за кого-то из участников. Конечно, это не могло не влиять на общество. Вся огромная страна мечтала своих детей научить этому ремеслу. Очень многих приводили в музыку родители, которые заставляли заниматься. И это нормально, потому что занятия музыкой — тяжелый труд, к которому приучают с раннего детства. Сейчас количество желающих стало меньше, но изменилось их качество. 

Теперь к нам идут люди, которые выбирают музыку не потому, что это престижно, а потому, что они без нее не могут жить

Сегодня академическая музыка не звучит в таких объемах, как прежде. По федеральным каналам ее практически не слышно. Изменилось отношение и к концертам. Раньше они были событиями, которые нельзя пропустить, а сегодня достаточно надеть наушники и найти нужное в интернете. 

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова Фото: © Yulia_B / Shutterstock / FOTODOM

Тем не менее я встречаю молодежь в филармонических залах. Сегодня существует такое огромное количество информации, что некоторые молодые люди начинают искать нечто отличное от культуры широкого потребления. Так они приходят к классике. 

Что такое академическая музыка? 

Это не просто классическая музыка, как принято считать, а совокупность жанров и форм, укоренившихся в европейской музыкальной традиции. Ее элементами являются симфонии, сонаты, опера, барочная музыка. 

— А вы сами слушаете современную музыку?

Есть академическая современная музыка, а есть просто современная музыка. Последнюю слушать не получается — не мое. Современная музыка — это всегда влияние момента. Сегодня моден рэп, а пройдет лет пять — и будут слушать другое. Есть мнение, что каждый человек считает современной ту музыку, на которой вырос. Моя юность пришлась на время падения железного занавеса, отделявшего СССР от всего мира. Тогда стала завоевывать популярность музыка, которую до этого не признавали. Она и сейчас в сфере моих интересов — иногда с друзьями юности собираемся и исполняем песни The Beatles. 

Вообще, для меня музыка бывает только двух видов — хорошая и плохая. Вне зависимости от жанра и стиля. И если рэперы вдруг изобретут что-то такое, что мне захочется переслушать еще раз, наверное, буду слушать и их тоже. Однако рэп идет от слова, тогда как для меня важнее всего в музыке мелодия. Та последовательность звуков, которая врезается в память и которую хочется повторить. Этого, увы, в современной популярной музыке почти нет. 

Пять произведений, чтобы влюбиться в классическую музыку

Читать

— Современная музыка все больше упрощается. Это изменит образ слушателей в будущем?

Популярная музыка сводится в основном к ритму. Изначально вся музыка начиналась с ритма, именно он имел главное значение для древних людей. Но сегодня, когда нам известно такое обилие гармоний и мелодий, странно возвращаться к истокам. Хотя, возможно, это исторически оправданно и сейчас такой момент, когда нам нужно погрузиться в первобытное состояние, чтобы потом развиваться с новой силой. 

Не думаю, что слушатель утратит для себя классику. Многие любят именно академическую музыку, хотя сегодня ее и принято считать элитарной. Большинство филармонических залов крайне редко бывают не заполнены. Именно при живом исполнении рождаются искренние эмоции и любовь к этому жанру. Ты слышишь абсолютно чистый звук, без электронных эффектов. Это обычно производит на людей столь сильное впечатление, что многие из них приобщаются к классической музыке, начинают регулярно посещать концерты.

Алексей Васильев за дирижерским пультом на Санкт-Петербургском международном фестивале в 2023 году Фото: © Александр Демьянчук / ТАСС

— Как привлечь молодежь к классической музыке?  

Важно понимать, что когда-то классическая музыка выполняла функцию, которую сегодня отводят рэпу. Несла определенную цель: либо развлекательную, либо духоподъемную.

Гайдн сочинил 104 симфонии — и все для развлечения. Он служил при доме состоятельного князя Эстерхази и вынужден был к каждому крупному застолью сочинять по новой симфонии. Сегодня мы их изучаем, ставим за знания отметки и превозносим как классику.

Но когда ты представляешь, что все это существовало для развлечения, возникает другое отношение. Поэтому нужно больше просвещать публику. В наши дни на концертах музыковед или сам дирижер рассказывают об истории создания сочинений, что очень помогает неподготовленной публике. Необходимо обязательно донести до сознания молодежи, что академическая музыка — часть нашей цивилизации, которая возникла, чтобы сделать жизнь лучше. Тогда они, скорее всего, к ней потянутся, потому что людям всегда интересно открывать для себя что-то новое. Считаю, что вполне возможно при содействии музыкальных менеджеров сделать это направление модным, привлекательным с точки зрения трендов. Тут должна быть информационная политика, в одиночку музыкантам не справиться.

Маргиналы от классики: зачем люди идут в музыковеды?

Читать

— С какой мотивацией приходят к вам в консерваторию? Стремление к популярности или что-то еще? 

У нас в академической музыке популярный музыкант — это солист. Но стать им — редкое везение. В основном наши струнники и духовики становятся артистами оркестра.

Самая сложная ситуация у пианистов, потому что их выпускают в таких же количествах, как и оркестрантов, но солистами становятся единицы. Такие выпускники часто выбирают путь концертмейстера, создают различные ансамбли. На самом деле вариантов много, но, конечно, большинство хотят стать звездами. Это нормально, и так происходит в каждой профессии. К сожалению, добраться до вершины удается немногим. 

«Играть в оркестре гораздо круче, чем быть солистом!»

Читать

— Можно ли стать музыкантом без профильного музыкального образования? 

Специфика музыкального вуза заключается в том, что в него, как правило, поступают люди, выбравшие профессию музыканта в раннем детстве и получившие основательную профессиональную подготовку. И тут хочется еще раз отметить уникальность нашего непрерывного музыкального образования.

Высшее образование дает возможность всю жизнь заниматься любимым делом

— А как стать известным академическим музыкантом? Социальные сети играют какую-то роль? 

Мы используем социальные сети в качестве вспомогательного инструмента, но это не особо влияет на продвижение. В нашей среде карьерные лифты — это обычно счастливые случайности. Например, когда молодого талантливого, но не популярного музыканта ставят на замену заболевшему великому исполнителю. Если он хорошо справляется с поставленной задачей, его замечают. 

В августе в Образовательном центре «Сириус» прошла программа «Музыкально-исполнительское искусство» по нескольким видам инструментов, в том числе по виолончели. Алексей Васильев был одним из преподавателей.

Алексей Васильев на концерте участников августовской программы в Образовательном центре «Сириус» Фото: © пресс-служба «Сириуса»

— Каких специалистов сегодня не хватает академической музыке? 

У нас очень мало хороших звукорежиссеров — тех, кто понимает, как должна звучать академическая музыка. Сегодня часто приходится играть на открытых площадках или в акустически сложных залах, где симфонический оркестр подзвучивают микрофонами. У нас в Питере я знаю только одного человека, которому бы доверил это дело. Бывает так, что плохое качество звука портит все впечатление от мероприятия. 

Обычно звукорежиссеры хорошо знают, как подзвучить современных артистов, а вот как работать с оркестром — нет. И этому сегодня практически негде научиться, потому что знающие специалисты все заняты, им некогда преподавать.

Обеспечить оптимальное звучание симфонического оркестра на открытой площадке — задача для опытного звукорежиссера Фото: © пресс-служба «Сириуса»

— Какие тренды сегодня в академической музыке? 

Людям очень нравятся творческие эксперименты. Например, у нас есть оркестр, пользующийся большим успехом, где музыканты (кроме виолончелистов) играют стоя. Это musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Талантливый человек, который умеет добавить в исполнение некую загадку, привлекающую людей. Зритель возвращается на его концерты снова и снова. 

Традиционное качественное исполнение может сегодня вызвать скуку у широкой аудитории

— Применяете ли вы искусственный интеллект в преподавании или написании музыки? 

Еще не пробовал, но он немного напугал меня, когда я решил над ним подшутить. Я задал нейросети вопрос: «Как добиться совершенства?». Получил ответ — список из достаточно очевидных советов. Поразил меня последний абзац, где было написано о том, что совершенство недостижимо. Тут-то я и призадумался. 

Нам уже давали послушать музыку, сочиненную нейросетью. Звучит она приятно и правильно, но пока не «цепляет». Музыка должна требовать возвращаться к ней снова и снова, а здесь такого не было. Пока что я не верю, что ИИ может сочинить что-то гениальное.

Задачу научить машину играть на музыкальных инструментах программисты уже решили, а вот писать хорошую музыку ИИ пока еще пробует Фото: © THINK A / Shutterstock / FOTODOM

Нейросеть — это сложные комбинации вычислений, а творчество — человеческие эмоции. Может быть, какой-то искусный программист научит искусственный интеллект правдоподобно притворяться, но любой живой человек это притворство раскусит. 

— Какое будущее у академической музыки? 

Мне кажется, что в ближайшие годы академическую музыку ждет возрождение. Сегодня мы должны окунуться в наше прошлое и понять, что в нем было хорошего. Повторение пройденного — неплохой путь. Значимость и ценность произведений, созданных века назад, с каждым годом только возрастает.

Музыкальное искусство — это чистые эмоции, которые в первую очередь лечат душу человека

И если у него есть потребность стать лучше, образованнее, получить новые эмоции, стоит дать ему направление — развернуть в сторону классической музыки. Быть может, она откроет для него невиданные глубины.  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
В Бейруте лезгинку исполняли на бис: ректор-виолончелист Алексей Васильев о пути в музыке и педагогике #образование #музыка 29 августа 2023 13:09
2
Средняя специальная музыкальная школа «Сириус»: какой она будет #образование #Сириус #музыка 21 мая 2024 06:13
3
Классическая музыка: 5 главных событий осени 2024 года #музыка #фестиваль 29 августа 2024 17:45