«Играть в оркестре гораздо круче, чем быть солистом!»

Сегодня в «Сириусе» открывается Большой летний музыкальный фестиваль. До конца августа на сцене выступят исполнители, оркестры, ансамбли мирового значения, а вот как добиться такого уровня и воспитать будущих звезд, рассказал «Сириус.Журналу» дирижер Алексей Рубин.

Один из самых перспективных музыкантов нашей страны в июне гастролировал в «Сириусе» вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром (РНМСО). Они отыграли серию концертов, в которых в том числе приняли участие дети, обучающиеся на программе по исполнительскому искусству в Образовательном центре. Для многих из них это было первое выступление на большой сцене. Алексей Рубин дирижировал оркестром. 

— Как происходит интеграция в сложившийся музыкальный коллектив новых музыкантов, особенно если они школьники? Когда с РНМСО на сцену вышли дети, которые приехали на программу в Образовательный центр «Сириус», что вы почувствовали?

— Это было здорово. Школьники играли с высококлассными музыкантами, они работали в связке со своими взрослыми коллегами. Детских оркестров много, а такой практики, где ребенок работает вместе с профессионалами, ее просто нет. В «Сириусе» ты находишься рядом с сильными, тянешься к ним и растешь быстрее.

Концерт РНМСО под управлением Рубина с участием школьников, обучающихся на программе по исполнительскому искусству в Образовательном центре «Сириус» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Перед этим мы все серьезно готовились: дети занимались с педагогами, музыкантами, которые объясняли им, как мы играем, что надо делать. Потом они уже оказались на сцене и поняли: здесь нельзя расслабляться, нужна постоянная концентрация. 

У них была поддержка, они буквально были встроены в оркестр. Я видел, как они играли, как отдавались процессу. Мелкие недочеты вычищали кураторы и музыканты из оркестра, которые их вели. 

Что это за программа?

«Симфоническая академия» проходит в «Сириусе» третий год подряд. Это совместный интенсив от РНМСО и Образовательного центра «Сириус» для талантливых школьников-музыкантов. В этом году в ней приняли участие 29 ребят из 15 регионов России, с которыми проводились общие и групповые репетиции, а также индивидуальные занятия. В конце программы школьники вышли на большую сцену с музыкантами РНМСО под руководством Алексея Рубина и сыграли перед публикой.  

— Что сложнее — выступать с оркестром или сольно? 

— Это абсолютно разные профессии, зависит от психотипа человека. Не все же хотят быть солистами: многим нравится играть в оркестре и чувствовать себя частью единого целого. Даже более того, некоторым солистам нравится играть в коллективе. Когда ты выступаешь вместе с десятками людей, тебя порой захватывает ощущение единства. Создается такое напряжение в воздухе, что происходит магия! 

Почему многие мечтают оказаться в оркестре? Именно из-за этого — когда все вдруг начали «дышать» как один, вместе с дирижером и друг с другом. Это доставляет удовольствие, такие ощущения нигде больше не получишь. 

Солист должен обладать виртуозностью, харизмой, характером — это сложная задача. В оркестре другая специфика — например, необходима максимальная концентрация. Это настолько два разных полюса: соло и в оркестре…

Почему чудо на сцене не произойдет без дирижера?

Читать

— Все считают, что солистом нужно родиться. А работа в оркестре — это рутинный труд.  

— Девочка-флейтистка, приехавшая в «Сириус» на Образовательную программу, выходя после первой репетиции с РНМСО, мне сказала: «Играть в оркестре гораздо круче, чем быть солистом». Господи, наконец-то кто-то это сказал! 

Действительно, люди все разные. Для соло должна быть предрасположенность, надо иметь набор особых психофизических качеств. Каждый раз, выходя на сцену, нужно подтверждать свое право быть солистом. В оркестре иная ответственность. В реальности человек не сидит, думая лишь о том, что должен слушать всех, смотреть на дирижера, концертмейстера, считать. Нет! Это все происходит на интуитивном уровне. 

— А этому можно научиться?

— Здесь помогает музыкальность, которая закладывается с детства. Педагоги часто повторяют начинающим: ты вот сейчас играешь, а послушай: что играет в этот момент рояль? 

С таким подходом ты понимаешь логику развития музыкальной формы, стиля. И тогда ты интуитивно подстраиваешься. Если ты настоящий музыкант, то почувствуешь, возьмешь вместе дыхание, «не вылетишь».

Алексей Рубин с оркестром РНМСО в «Сириусе» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Единственное, я считаю, что есть один навык, который нужно постоянно развивать, — это чувство ритма и умение считать. Я порой замечаю, что даже очень талантливые музыканты, которые умеют слушать, не понимают, что в оркестре надо постоянно считать. Нужно обучать не просто брать ноты и какой-то ритм, а постоянно его разбивать на более мелкие отрывки. Когда ты это делаешь нон-стоп, то получается ритмично, тогда становится понятно, что происходит вокруг, на что надо ориентироваться. 

Ноты бывают условно длинные и короткие, а темп один. За одну счетную долю может быть десять нот, а может быть одна или три, потом пауза, потом покороче, а в этот момент, например, идут короткие ноты у других инструментов. Музыкант должен играть и внутри себя пропевать, простукивать. Каждый жест дирижера он должен так же разбивать, чтобы понять, когда ему надо включаться. Вот этому, я считаю, просто необходимо учить. Тогда будет меньше возникать проблем в оркестре. 

— Залог хорошего оркестранта — это хорошее образование. Почему оркестрантов не готовят целенаправленно с самого начала?

— У нас есть система детских музыкальных школ. Я когда сам учился в консерватории, даже несколько раз дирижировал детским музыкальным оркестром. Это воспитывается в самом начале пути. В данном случае очень важна квалификация двух наставников: педагога по специальности и педагога по оркестру.

В годы учёбы Алексей Рубин стал лауреатом III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина Фото: Пресс-служба «Сириуса

Но у нас в русской школе традиционно есть «крен» на сольное исполнительство. Это целая система, которую сломать или перестроить невероятно трудно. Начиная с того, что педагоги получают больше денег, если ученик стал лауреатом какого-то конкурса. А оркестр, как многие считают, вредит сольному исполнительству. На самом деле это не так. Да, когда музыкант садится в оркестр, он хуже слышит свою интонацию и штрих может быть не всегда такой точный. Но в оркестре ты учишься концентрации, счету, умению слышать других, умению чувствовать себя в команде. Солисту это тоже очень важно! Ты же не всегда один на сцене, а обычно выходишь вместе с пианистом, с оркестром.

Выход из этой ситуации — просто «прочищать ушки». Ученик поиграл в оркестре, а потом 10–15 минут — сольно, проверил интонацию. К примеру, оркестранты РНМСО в любое свободное время постоянно занимаются по несколько часов. 

— Сколько вы работаете в день над партитурой? 

— Очень по-разному, иногда даже во сне. Поэтому я для себя вывел правило: на ночь не заниматься. У меня есть друзья, которые занимаются схематично, у меня не получается. Когда я работаю с партитурой или слушаю запись, то эмоционально вовлекаюсь и после занятий очень возбужден. Замечаю, что через шесть часов голова отключается, настигает ощущение, что мозг взорвется.

— От чего вы получаете удовольствие при работе с партитурой? 

— У всех разный вкус, кто-то предпочитает борщ, а кто-то рассольник. Здесь такая же история. Когда я изучаю музыку, которая мне нравится, получаю от этого удовольствие, могу сидеть и шесть часов, потом подкатит, я проветрюсь и готов снова в бой. А бывают партитуры с музыкой, которые не по душе, и это просто ад. Особенно когда ты понимаешь, что будешь исполнять или, что еще хуже, репетировать это произведение только один раз, а партитура очень сложная и навороченная. То есть ты должен потратить 30–40 часов своего времени, чтобы сыграть или порепетировать один раз.  

Большой летний музыкальный фестиваль: полная афиша

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Чудесный ритм: как связаны музыка и речь #музыка #речь 03 декабря 2022 19:19
2
В «Сириус» поедут на Гергиева и Большой театр, пляж и лыжи потом #Сириус #фестиваль #концерты 03 марта 2023 18:22
3
Талант на слуху: поможет ли наука находить музыкальные дарования? #Сириус #музыка #талант #ген 02 мая 2023 10:00