Пять произведений, чтобы влюбиться в классическую музыку

«Сириус» славится своей насыщенной фестивальной программой, и главную скрипку в ней играет классика. Выступления симфонических оркестров собирают залы, и все же бытует мнение, что это элитарный и весьма скучный способ проводить время. Главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев с этим не согласен. Он знает произведения, которые никого не оставят равнодушным.

Ярослав Тимофеев — кандидат искусствоведения, музыковед, лектор, композитор, пианист группы OQJAV, а еще звонарь. Он ведет концерты в Московской филармонии и в этом же амплуа приезжает на фестивали в «Сириус». Сотрудничает с известными изданиями в качестве музыкального критика. Выступал музыкальным консультантом при подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.

Ярослав Тимофеев Фото: © пресс-служба «Сириуса»

— Не знакомые с классической музыкой люди часто стесняются идти на концерт, боятся выглядеть профанами. Кто-то уверен, что там скучно. Какой совет можно дать в таком случае?

Неподготовленному слушателю я рекомендую начать знакомство с классической музыкой, например, с «Болеро» Равеля.

— Чтобы с первых нот ощутить радость узнавания?

И восторг, связанный с простотой и ясностью музыки, ее ритмом, энергией. Классическая музыка — это гигантское меню со множеством национальных кухонь. Для первого знакомства нужно выбирать более-менее знакомое, понятное — то, что где-то слышали краем уха. 

Сходить на Рахманинова, Чайковского, Баха, Моцарта и постепенно открывать все более изысканные «блюда»

Современную поп-музыку специально пишут так, чтобы она с первого прослушивания была понятна абсолютно всем и, как говорится, заходила сама. Классическая музыка сама может не зайти. Хотя бы потому, что нас от нее отделяет большая временная и культурная дистанция. Классической музыке лучше идти навстречу, и для этого как раз нужны люди нашей профессии — музыковеды. По сути, мы — посредники между человеком современной эпохи и классической музыкой, которые ищут связи и точки соприкосновения, позволяющие проникнуть в ее мир гармонично и свободно.

Не стоит чураться популярных лекций на YouTube. Рекомендую хотя бы попытаться понять, как музыка устроена: что такое семь нот, почему есть тоника, доминанта, как работает ритм. Это поможет. А дальше, скорее всего, случится чудо естественного погружения в музыку, которое происходит у очень многих. И тогда станет легко.

Ярослав Тимофеев на сцене в «Сириусе» вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

Один мой знакомый, очень далекий от музыки, рассказал, как в шесть лет попал с родителями на «Лебединое озеро» в концертном исполнении. Сейчас это нормальный современный молодой человек, который слушает попсу. Но когда он рассказывал про детский опыт, я увидел, как его глаза загорелись. Это было одно из самых сильных переживаний в его жизни. В шесть лет у ребенка случилась вспышка, которая сделала классическую музыку зоной волшебства. И когда он, став взрослым, пришел в концертный зал во второй раз, ощущение чуда не пропало.

— Вы упомянули «Болеро» Равеля. Назовете еще произведения, через которые в классику может влюбиться каждый? 

Чайковский, музыка балета «Щелкунчик» — прекрасное начало знакомства с классикой, особенно зимой. Дальше я бы посоветовал кого-то из современных минималистов, например Стива Райха. Почти любое его сочинение — скажем, «Три движения». Не раз замечал, что современный минимализм может быть точкой входа в академическую музыку для людей, от нее далеких.

Четвертым примером будет Вторая симфония Сергея Рахманинова, в особенности ее медленная часть. Можно начинать не со всей симфонии, а именно с медленной части. Рахманинов — очень хороший вариант пути к классической музыке: глубокий, полноценный и при этом достаточно простой.

На творческой встрече с Ярославом Тимофеевым в «Сириусе» Фото: © пресс-служба «Сириуса»

И пятый пример — Эдвард Григ, «Пер Гюнт». Особенно «В пещере горного короля». Произведения этого композитора — канал входа в мир классики для людей всего мира.

— Как вы относитесь к тому, что классическая музыка звучит сегодня в кавер-версиях, используется для рингтонов, саундтреков? Превращается она таким образом в попсу или, наоборот, становится ближе к людям?

Эта тенденция неизбежна, отношусь к ней нейтрально. Плюс в том, что человек, приходящий в концертный зал, узнает знакомые мотивчики, его это радует. Радость узнавания очень важна. В нашем мозгу есть датчики, настроенные на две большие радости — узнавания и неузнавания. Радость узнавания дает чувство уюта, ощущение, что ты не потерян в гигантском мире классической музыки, у тебя уже есть в нем что-то родное. В этом плане телефонные звонки с «Шуткой» Баха или фрагментом Сороковой симфонии Моцарта — благо.

А радость неузнавания — это инстинкт любопытства. Он всегда сидит в нас, толкает двигаться вперед — открывать для себя новые места, эмоции, смыслы. Для классической музыки этот инстинкт важнее, поскольку она построена не на повторах, как поп-культура, а на развитии. Именно поэтому ее невозможно целиком запихнуть в рингтон или сигнал громкой связи в аэропорту.

Рингтоны не помогают по-настоящему познать классическую музыку

Человек, который закачал и слушает фрагментики, кусочки или даже пять классических сочинений, еще не наш клиент. Нашим он становится, когда просидит отделение концерта, которое длится 40 минут, и ни разу не захочет заглянуть в телефон, потому что будет пребывать в этом развитии, в этом потоке.

— А если чудо соприкосновения случается? Что классическая музыка способна привнести в повседневную жизнь обычного человека?

Человек, который чувствует, понимает и любит слушать хорошую музыку, становится богаче того, кто этого лишен. Музыка совершенно точно обладает способностью проникать в запретные зоны нашего мозга, куда не добирается сознание, куда трудно проникнуть с помощью кино и литературных сюжетов. У нее есть доступ к самым потаенным уголкам нашего нутра. Человек, который нашел свою взаимосвязь с музыкой, ощущает себя наполненным, а в случае необходимости у него всегда есть личный психотерапевт. Музыка побуждает размышлять об устройстве мира, смысле жизни, самом важном и интересном. 

Моя идеальная цель как лектора и музыковеда — открыть хотя бы одному из слушателей этот дивный мир и пригласить его туда. Если даже один человек благодаря лекции поймет что-то новое про музыку или откроет ее для себя, я буду совершенно счастлив.

Маргиналы от классики: зачем люди идут в музыковеды?

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
5 книг, которые помогут глубже понять музыку #музыка #книги 11 октября 2022 23:03
2
Может ли музыка свести с ума? #музыка #психика #биполярное расстройство 10 февраля 2023 16:31
3
Нотная грамота: как преподавать музыку и делать сольфеджио интересным? #Сириус #сольфеджио 14 марта 2023 07:03