Как появился «Сириус» — из первых уст

Сегодня федеральная территория «Сириус» отмечает третий день рождения. Ее сердце — одноименный Образовательный центр. Он открылся в 2015 году и с тех пор принял более 65 тыс. детей со всей страны. О том, как зарождался «Сириус» и какое участие в этом принимали российские педагоги, а еще об олимпиадах и работе с одаренными ребятами в регионах «С(Ж» рассказал ректор Адыгейского университета и эксперт в области математического образования Дауд Мамий.

Дауд Мамий Фото: © архив РЕМШ

Дауд Мамий — выпускник механико-математического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук, член жюри всероссийской олимпиады школьников по математике, заслуженный работник образования Республики Адыгея. Основатель и руководитель (с 1998 по 2019 год) Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ), председатель Ассоциации школ — партнеров Образовательного центра «Сириус» (с 2019 по 2022 год), член Экспертного совета Фонда «Талант и успех», один из руководителей математических программ в «Сириусе».  

О пути в математику

Мой папа был математиком, он окончил Ростовский государственный университет, а потом и аспирантуру на механико-математическом факультете МГУ. У нас дома была большая, в том числе и математическая, библиотека. Мне всегда нравилось копаться в книгах. На мои интересы родители старались не влиять. Я всегда выбирал сам: сначала хотел быть историком, затем — астрофизиком, потом — программистом, еще хотелось заниматься прикладной математикой. Отец посоветовал поступить на мехмат МГУ, аргументируя это тем, что с таким образованием можно реализовать себя в самых разных сферах науки. Так что уже в 8-м классе мне было понятно, какой выбрать путь.

Я учился в школе № 22 города Майкопа и еще в двух заочных: Всесоюзной заочной математической школе при МГУ и Заочной физико-технической школе при МФТИ. Для детей из провинции в то время это был один из основных способов получить дополнительную подготовку по физике и математике.

Всероссийская заочная многопредметная школа — крупнейший и старейший центр дополнительного образования, работающий с 1964 года Фото: © ВЗМШ

Там было углубленное изучение математики без какого-то ориентира на олимпиады. Тем не менее, в 10-м классе я занял второе место в зональном этапе Всесоюзной олимпиады по математике и попал на финал, который проходил в 1982 году в Одессе. Я оказался одним из двух первых школьников Адыгеи, кому это удалось. В финале решил немного, зато получил большой опыт, увидел ребят с чрезвычайно высоким уровнем подготовки. В том числе Григория Перельмана. Тогда он стал одним из победителей, а потом в составе советской сборной выиграл золото на Международной олимпиаде по математике в Будапеште.

В советское время была выстроенная система выявления и развития талантов. Правда, в большей части регионов таких возможностей у ребят было немного, за исключением каких-то крупных городов. Но наиболее способные и подготовленные школьники из регионов могли поступить в физико-математические школы-интернаты, которых тоже было немного. В начале 90-х годов в стране стали возникать центры, школы, ориентированные на работу с одаренными детьми.

Команда РСФСР, занявшая в 1981 году второе место на Всесоюзной олимпиаде по математике для студентов технических и сельскохозяйственных вузов Фото: © Чепурко Александр / ТАСС

В то время я закончил мехмат, аспирантуру, защитился и вернулся в Майкоп, где начал работать в Адыгейском государственном педагогическом институте на кафедре алгебры и геометрии. Пожалуй, в то непростое время, я был одним из немногих среди моих однокурсников, кто ушел в образование и науку. Вот уже 32 года я преподаю. Первому моему кружку в этом году исполнилось 30 лет.

О первом кружке

В Майкопе проходил Всероссийский фестиваль юных математиков, и меня попросили позаниматься с командой школьников Адыгеи. Тогда я познакомился с ведущими педагогами, наставниками и тренерами страны: Назаром Агахановым, Игорем Рубановым, Сергеем Рукшиным, Львом Емельяновым. Понял, что мне это интересно, и решил попробовать заниматься с ребятами, совмещая математические кружки с работой в университете. На фестивале мы тогда всем проиграли, и я решил в своей родной школе открыть математический кружок.

В то же время в Майкопе создали ассоциацию «Одаренность», через которую начали открывать сеть кружков по разным предметам, и в этом процессе естественным образом кружок по математике в школе стал превращаться в городской. Появились результаты, ребята впервые регулярно выходили в финал всероссийской олимпиады. Появились первые результаты на уровне зонального этапа, ребята стали регулярно выходить в финал всероссийской олимпиады. На Юге России мы вошли в число регионов-лидеров вместе с Ростовской областью и Краснодарским краем. 

Кроме того, начали проводить летнюю математическую школу в Адыгее. Первая была в 1995 году. Была открыта Республиканская физико-математическая школа при АГУ, куда принимали детей со всей республики. Это казалось удивительным в то время, ведь в стране был тяжелейший экономический кризис, а тут указом президента Адыгеи Аслана Джаримова на этот проект выделили деньги.

Каменная лента Мебиуса в Математическом парке Майкопа, появившемся в 2018 году на базе РЕМШ Фото: © Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея

Республиканская естественно-математическая школа, в которую трансформировалась в дальнейшем РФМШ при АГУ, отличалась от того, что мы делали на старте. Там были не только занятия по физике и математике, но и другие направления: биология, химия, информатика, астрономия, экономика, история культуры адыгов. В этом году РЕМШ исполнилось 25 лет. Сейчас там обучается больше 2000 школьников, для которых созданы буквально неограниченные возможности для развития.

«Республиканская естественно-математическая школа» — основной центр по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук в Адыгее. Она — член Ассоциации школ-партнеров образовательного центра «Сириус»

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко (в центре справа), президент Адыгеи Мурат Кумпилов (в центре слева), Дауд Мамий (крайний слева в первом ряду) с учащимися РЕМШ Фото: © Алексей Гусев

Особенно приятно, что выпускники РЕМШ, которые когда-то были в числе первых ее учеников, сегодня работают в школе. Например, Светлана Беджанова сейчас директор РЕМШ и преподаватель образовательных программ в «Сириусе».

О создании «Сириуса»

В феврале 2015 года мне позвонил Иван Ященко и рассказал, что в Олимпийском парке будет открываться детский образовательный центр, предложив мне приехать на совещание. Я тогда не очень понимал, о чем идет речь, но согласился приехать.

Мы собрались в отеле Azimut, нас было несколько человек. Обсуждали, как сделать детский центр. Нужны были аудитории, чтобы дети могли учиться. Ходили по отелю и смотрели, где можно номера превратить в учебные классы. Наметили комнаты, которые можно соединить, рассуждали, куда следует поставить теннисный стол, чтобы детям было еще чем заниматься. Одной из первых математических программ, запущенных в 2015 году, была программа для школьников регионов Юга России, которую разрабатывал Адыгейский государственный университет (АГУ до сих пор является одним из создателей образовательных программ «Сириуса»).

Это была сплошная романтика

Опыт реализации интенсивных математических программ у нас к тому времени уже был достаточно большой: помимо летней школы в Адыгее с 2005 года в Федеральном детском центре «Орленок» мы проводили ежегодно Всероссийскую смену «Юный математик», куда со всей страны отбирались сто  школьников.

Директор Московского центра непрерывного математического образования, научный руководитель Центра педагогического мастерства, составитель ЕГЭ по математике Иван Ященко на лекции в Образовательном центре «Сириус» в 2015 году Фото: Пресс-служба «Сириуса»

О первой программе в «Сириусе»

Я всегда считал, что при реализации таких проектов нужно не только заниматься с ребятами математикой, но и развивать их в целом. Поэтому в первый год мы решили разработать разнообразную программу, учитывающую что школьники приезжают на 24 дня. Решили рассказать им что-то интересное про Юг России, пригласили потрясающих художников, искусствоведов из Нальчика, Краснодара, Каспийска, Майкопа. Они читали лекции и проводили мастер-классы.

Раньше в отеле был ночной клуб, а мы превратили его в Научный клуб центра. Нам специально отдали его под арт-фестиваль «ТелепАртация». Там вместе с художниками ребята создали из картона потрясающее пространство. Потом мы этот фестиваль проводили в течение несколько лет.

Были лекции не только по математике, но и научно-популярные. Приглашали известных популяризаторов науки: физиков, химиков, астрофизиков, в том числе Олега Верходанова.

Не забывали и о физической подготовке, по утрам проводили для детей зарядку, которая называлась «Пробуждение в радость». Ее вел известный специалист по Кавказской йоге Заур Жанэ.

За эти восемь лет я вижу колоссальный прогресс. Сегодня каждый ребенок может за 24 дня найти в «Сириусе» свое направление в науке, спорте, искусстве и максимально развить свой потенциал. Это уникальное явление, аналогов которому, мне кажется, нет.

«Сириус» для меня — это семья, сообщество и пространство неограниченных возможностей

Может каждый: как оказаться в «Сириусе»

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
100: в «Сириусе» стартовала юбилейная программа #образование #Сириус 01 ноября 2023 06:00
2
Как воспитанница «Сириуса» покорила Большой театр #Сириус #балет 12 ноября 2023 06:09
3
Матч против Овечкина и тренировки после уроков: как появился хоккей в «Сириусе» #Сириус #хоккей 14 ноября 2023 15:35