Как воспитанница «Сириуса» покорила Большой театр

С 2015 года в «Сириусе» прошло более ста образовательных программ для талантливых детей со всей России. На самую первую восемь лет назад приехали более тысячи ребят. Среди них была и Арина Денисова. Сегодня она артистка Большого театра. Поговорили с молодой балериной о том, как сложилась ее судьба и как поездка в Образовательный центр помогла осуществить мечту и солировать на главной сцене страны.

В 2021 году Арина Денисова окончила Московскую государственную академию хореографии и попала в балетную труппу Большого театра. А уже в 2022-м стала первой солисткой. Балерина репетирует под руководством народной артистки РСФСР Ольги Ченчиковой.

— Как в вашей жизни появился балет?

Арина Денисова не раз участвовала в образовательных программах «Сириуса» Фото: из личного архива

Я родом из Зеленограда. Сначала занималась танцами в обычном кружке, потом перешла в детскую школу искусств имени Дягилева. Когда педагоги увидели во мне потенциал, посоветовали более профессиональное училище. Я не просила, но мама решила попробовать, и мы отправились на прослушивания по всем знаменитым балетным школам России, в том числе пошли в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ), куда меня сразу приняли. 

Мне тогда было 10 лет. С успехами и поражениями я проучилась во МГАХ восемь лет, окончила с красным дипломом. На экзамене к нам приходили художественные руководители разных театров. Они смотрели на потенциал выпускников, выбирали артистов балета в свои труппы. Меня пригласили в Большой театр. С 2021 года работаю на большой сцене, сейчас стартует третий сезон.

— В десятилетнем возрасте вы уже определились с профессией?

В академии дети по несколько часов в день стоят у станка, чтобы потом попасть на большую сцену. Я бы очень хотела спросить у себя 10-летней:

Что тебя держало, если это такой каторжный труд, сравнимый со спортивной или художественной гимнастикой?!

Арина Денисова в партии Марии в балете «Щелкунчик» Фото: из личного архива

Мне всегда нравилось просто танцевать и выполнять упражнения: деми плие, батман тандю, тянуть носок. У меня была хорошая база, и я понимала, что делаю и зачем. Когда видела старшекурсниц, смотрела на их красоту, грацию, физическую подготовку и понимала, что хочу быть такой же. Ради карьеры я была готова трудиться.

— С какими трудностями сталкиваются балерины во время обучения?

Даже фантастические данные не всегда позволяют качественно выполнять комбинации движений. У нас были девочки с самыми лучшими данными, но их отчислили на первом или втором году обучения из-за недостаточной мотивации или неспособности преодолеть себя. 

Арина Денисова на репетиции Фото: из личного архива

Еще одна сложность — вес. Это заблуждение, что балерины не едят сладкое или фастфуд, а только пьют водичку. Мы должны нормально питаться, потому что в день у нас по 7–8 часов активных занятий. Есть перерывы по 20–30 минут, но их не хватает, чтобы перекусить, потому что нужно прибежать в гримерку, переодеться и мчаться в другой класс. Поэтому тортик или шоколадка утром — это вообще не проблема, так как потом ты эту еду на первой же репетиции сожжешь. 

Однако гормональный фон меняется. Одной девочке повезет — она будет тростинкой все восемь лет обучения, а другой — нет, и она будет вынуждена бороться с лишним весом. Все по-разному относятся к этой ситуации: одну это замотивирует трудиться больше и держать себя в тонусе, а другую может ввести в депрессию и подавленное состояние. Например, я в какой-то момент тоже набрала лишнего, и мне педагог сделала замечание. Мне удалось взять себя в руки.

— Какие эмоции были, когда впервые стали выступать на большой сцене?

Самое первое выступление — партия Амурчика из балета «Дон Кихот». Это был 2011 год, на исторической сцене Большого театра тогда шла реконструкция, все постановки ставились на новой. Я училась во втором классе МГАХ. На отборе нам показали движения, которые следовало повторить. Были девочки на несколько классов старше, и в основном брали их. Но я так старалась, так прыгала, что меня заметил педагог и поставил в финальный состав вместо другой претендентки. 

Это было невероятно страшно и волнительно: ты не понимаешь, где и что находится за кулисами, на сцене, как все устроено. Колоссальная ответственность!

Ты не просто ребенок, а уже артист балета, который должен станцевать хорошо, держать общий уровень, выложиться на все 100 %

— В следующем году вы попали в «Сириус». Как это было?

«Сириус» с самого начала стал сотрудничать со МГАХ, поэтому на первую образовательную программу пригласили балетные классы, в том числе и мой. Я тогда была на четвертом году обучения и уже имела опыт поездок в разные лагеря, в том числе известные. Обычно в них для занятий балетом не было ничего: ни классов, ни сцены, ни станков. Мы сами создавали условия для учебы. Поэтому к приглашению в «Сириус» тогда отнеслись настороженно. Но когда приехали, оказались очень удивлены.

В «Сириусе» все было настолько правильно организовано, что сразу захотелось остаться в этом месте

Я помню, в каком мы были восторге от большой территории кампуса, бассейнов, вечерних мероприятий, площадок на улице. Тогда еще балетные классы располагались в ледовой арене «Айсберг». 

Арина Денисова в спектакле «Волшебный мир танца» по мотивам балета «Пахита», «Сириус» 2019 год Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Потом я еще несколько раз была в «Сириусе», и каждая поездка открывала для меня что-то новое: балетные классы перенесли в Парк науки и искусства «Сириус», затем построили корпус «Школа» (там проходят образовательные занятия), а потом корпус «Спорт» (где проводят тренировки), сделали специальные помещения для вечерних кружков.

— Какой опыт вы получили в Образовательном центре? 

Самое важное в «Сириусе» — это знакомство с педагогами: танцовщиками, артистами, примами и премьерами. Я невероятно благодарна Образовательному центру за то, что смогла поработать с Владимиром Малаховым. Он ставил нам номер для открытия первого конкурса «Созвездие» — мы изображали лебедей. Это было невероятно! Я до сих пор помню, как он с нами репетировал и давал советы.

Это был настолько ценнейший опыт, что иногда кажется сном

Также мне повезло поработать в «Сириусе» с Юрием Бурлакой. Он ставил для нас спектакль «Волшебный мир танца» по мотивам балета «Пахита». Мы работали очень плотно, получали профессиональные советы. Опыт сотрудничества с такими метрами — это потрясающие возможности и невероятные эмоции.

Арина Денисова (в центре) с другими воспитанниками «Сириуса» по направлению «Искусство» Фото: из личного архива

Кроме того, в «Сириусе» я познакомилась с ребятами, с которыми сейчас работаю. С кем-то продолжаю общаться в социальных сетях, с другими встречаемся на разных проектах, а с некоторыми — даже на сцене Большого театра. 

Теперь я приезжаю в «Сириус» в качестве артистки балета. Когда гуляла по Парку науки и искусства, возникла такая ностальгия, что я даже прослезилась. В этом году мне посчастливилось принять участие в проекте SIRIUS DANCE DAYS Светланы Захаровой. Танцевала адажио из «Ромео и Джульетты» с Артемием Беляковым.

Как не пошатнуться под балериной: премьер Большого о дуэтном танце

Читать

— Вы теперь артистка Большого театра. Какие ощущения?

Танцевать в Большом театре — мечта, которая осуществилась у меня на глазах

Теперь можно не просто об этом мечтать, а работать и служить великому театру. Кончено, это волнительно. Мой самый первый выход в качестве артистки балета — это партия лебедей из балета «Лебединое озеро». Я стояла в кордебалете, а это большая ответственность: нужно смотреть, куда встать, как держать линию, четко и слаженно с другими выполнять комбинации. Глаза должны быть спереди, сбоку и сзади, чтобы все видеть и контролировать. Это невероятные эмоции! Ты понимаешь, что наконец-то делаешь то, ради чего учился все годы.

Арина Денисова в партии Никии в балете «Баядерка» Фото: © Михаил Логвинов / Большой театр

Сегодня я первая солистка Большого театра, поэтому танцую только сольные партии. Моя любимая — партия Никии из балета «Баядерка». Мне посчастливилось уже трижды ее исполнить, и я получаю от нее огромное удовольствие, ведь там очень много драматических линий: радость, счастье, боль, страдания и предательство.

Мечта — станцевать партию Жизели из одноименного балета. Она мне очень близка как персонаж. Очень хочу прожить сцену в конце первого акта, когда героиня сходит с ума и умирает. Пройти весь процесс, чтоб прочувствовать, что она испытывала, как мыслила. За что я люблю нашу профессию — за то, что можно перевоплощаться в разные роли, проживать чужие эмоции, которых в реальной жизни можешь никогда не испытать.

Балет — частичка меня. Это душа, без которой нельзя

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Кузница танцев Светланы Захаровой: как в «Сириусе» готовят будущих прим? #Сириус #балет #хореография 29 декабря 2022 20:19
2
От историка балета из Большого театра: почему классика всегда востребована #балет #хореография 26 апреля 2023 07:04
3
Мужской балет открыл SIRIUS DANCE DAYS #Сириус #балет #Захарова #Sirius Dance Days 05 мая 2023 10:37