От историка балета из Большого театра: почему классика всегда востребована

Кто создавал и реформировал русский балет, в чем уникальность отечественной хореографической школы и почему тема цветов в академическом танце едва ли не одна из ведущих? Все это и многое другое «С(Ж» рассказал историк классического и современного балета Алексей Исайчев. 

Алексей Исайчев Фото: Московская государственная академия хореографии

Алексей Исайчев — выпускник философского факультета​ МГУ. Преподает историю балета в Московской государственной академии хореографии. Работает в Большом театре, там же проводит экскурсии и авторские лекции. В начале мая он приедет в «Сириус» на SIRIUS DANCE DAYS с лекциями, посвященными искусству танца. 

— Есть мнение, что сегодня классический балет на сцене не дают. Якобы то, что показывают, это позднейшие редакции редакций. Что сейчас на самом деле можно увидеть на сцене?

— Это очень спорное мнение. Для каждого театра классический балет — основа репертуара, мировые постановки, ради которых артисты столько лет стояли у станка. В некоторых театрах таких спектаклей может быть 6–7 за сезон, где-то — свыше 10. 

Время меняется, меняются и сами танцовщики. Сегодня артисты балета могут без проблем выполнять комбинации и технически невероятно сложные движения, которые их коллегам в XIX веке и даже в середине XX века не удавались. Поэтому в редакциях спектаклей великого танцовщика, балетмейстера, педагога Мариуса Петипа (1818–1910 гг..) в прошлом веке восстанавливали утерянные, забытые фрагменты хореографии. Сохранять шедевры прошлого — непростая работа: в некоторых нотациях толком не сохранилось никаких записей.

Спектакль «Лебединое озеро» в исполнении артистов Казанского театра оперы и балета. Хореограф — Мариус Петипа, Казань. 1 декабря 1993 г. Фото: © Медведев Михаил / Фотохроника ТАСС

— И все же меняется стиль исполнения классики?

— В какой-то степени. Например, балетный шаг стал выше. Вообще, последние 20 лет наблюдается устойчивый интерес к реконструкциям старинных спектаклей. На основе архивов хореографы, насколько это возможно, делают большую стилистическую работу, пытаются воскресить дух и атмосферу классических балетов. И это им прекрасно удается.

Поэтому классика всегда востребована и всегда живая

Зрители, которые хорошо разбираются в тонкостях балета или просто любят его на восприятии, всегда будут приходить на «Баядерку», «Раймонду», балеты Чайковского.

Анжелина Воронцова и Иван Зайцев в постановке хореографа Начо Дуато по мотивам «Баядерки» в Михайловском театре, Санкт-Петербург Фото: © Александр Демьянчук / ТАСС

Если вернуться в прошлое, что такое классический балет?

Мариус Петипа Фото: Photo collection of Adam Lopez / PD

— Балетами стали называть церемонии дворцовых выходов с танцами и пением под музыку в Италии. Первая профессиональная школа была открыта Людовиком XIV в Париже 350 лет назад. 

Формирование русского балета началось примерно в середине XVIII века: появились императорские театры, балетная школа стремительно развивалась. У истоков балетной славы в России стояли такие гиганты, как Дидло, Сен-Леон, тот же Петипа. Именно благодаря им до наших дней дошли шедевры, которыми гордится отечественная школа.

— Кроме классического танца, есть еще контемп и неоклассика. В чем особенность этих направлений и какие здесь самые выдающиеся хореографы?

Контемп — это не просто современный танец. Это целый мир, существующий по своим законам. Пина Бауш, Джордж Баланчин, Охад Нахарин — выдающиеся мастера, авторы собственного стиля хореографии, поставившие немало спектаклей, многие из которых стали абсолютными шедеврами.

Пина Бауш создала танцтеатр в Германии, особый синтетический жанр. Ее всегда интересовала сама философия танца, его природа. Пина никогда не подходила к работе без «умысла» — ее занимало, что движет людьми во всех смыслах. Ритуальная «Весна священная» в ее трактовке, «Мазурка Фого», «Кафе Мюллер», «Мойщик окон», поставленные в разное время, — замечательные примеры этого танцтеатра.

Солисты Немецкого Театра танца Пины Бауш в сцене из спектакля «Мойщик окон» Фото: © Александр Куров / ИТАР-ТАСС

Джордж Баланчин, напротив, стремился к совершенной красоте, переосмысливал классический танец по-новому, с позиции своего времени. Он любил Петербург, балерин на пуантах и музыку Стравинского. Был невероятно продуктивным и создал огромное количество балетов. Например, обязательные к просмотру: «Аполлон», «Симфония до мажор», «Кончерто барокко», «Агон».

Светлана Захарова и Александр Волчков (на первом плане) на предпремьерном показе одноактного балета «Симфония до мажор» в постановке Д.Баланчина в Большом театре Фото: © Александр Куров / ИТАР-ТАСС

Охад Нахарин — актуальный мэтр. Его спектакли живые, экспрессивные, экспериментальные. В их основе лежит новый танцевальный язык, придуманный самим хореографом. Этот язык он шутливо назвал вымышленным словом «гага». Гага — это не техника, это способ инстинктивных движений, чтобы лучше понять свое тело и общаться через него.

Кадр из фильма «Мистер Гага», посвященного хореографу Охаду Нахарину © TheatreHD

К слову, великий швед Матс Эк когда-то считался бунтарем. Его авторская «Жизель», где от первоисточника осталась только музыка, а сюжетные линии изменились до неузнаваемости, в начале 1980-х стала настоящей бомбой! Жесткую, смелую, интеллектуальную хореографию Эка танцуют звезды и лучшие балетные труппы.  

Чтобы иметь представление о работах этих мастеров, нужно один раз посмотреть их хотя бы в записи. Гарантирую, вы их не забудете никогда!

SIRIUS DANCE DAYS проходит в мае — в разгар весны. Вообще, флора — это же одна из главных тем балета.

Да, тема очень обширная: у балета и цветов много общего — например, легкость, эфемерность. Предстать на сцене прекрасным цветком, воплотить его хрупкую красоту — сложная задача. В «балетной оранжерее», особенно в классических балетах, распускаются цветы, созданные великими артистами: Анной Павловой, Вацлавом Нижинским, Владимиром Васильевым, Майей Плисецкой.

Что такое SIRIUS DANCE DAYS? А также полная программа на майские праздники и где купить билеты

Читать

Цветочная символика в балетах далеко не случайная: каждый штрих — это послание и смысл. В «Спящей красавице» добрая фея по имени Сирень олицетворяет силу созидания, к тому же пятилистник сирени приносит счастье. В «Жизели» ромашка — символ нежной и чистой любви. В «Корсаре» есть картина «Оживленный сад»: букет цветов здесь может выражать доверие, отказ или признание в чувствах.

Первый советский балет «Красный мак», «Гвоздики» из танцевального театра Пины Бауш, «Видение розы» в хореографии Михаила Фокина, миниатюра «Нарцисс» Касьяна Голейзовского, «Дама с камелиями» от нескольких балетмейстеров — в каждом из них цветы обретают особенный, уникальный голос. 

К слову, в программу SIRIUS DANCE DAYS вошла постановка BLOOM — цветение. Это новый балет молодого хореографа Максима Севагина в исполнении артистов балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря этому спектаклю мы с вами убедимся, что цветы очень даже умеют танцевать!

Cпектакль BLOOM в исполнении балетной труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Фото: © Карина Жидкова / Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

— Одна из ваших лекций на SIRIUS DANCE DAYS будет посвящена лучшим русским балеринам. Расскажите об этом подробнее.

— Истомина, Павлова, Уланова, Плисецкая — имена говорят сами за себя. Не хочу забегать вперед, поэтому только намекну, что мне интересно рассматривать прим не только как исторических легендарных танцовщиц, но и как великих женщин, как интереснейших личностей. Хочется показать, через что им пришлось пройти на пути к вершине, кого и что они любили, какие у них были привычки. Да хотя бы, например, какие блюда или цветы предпочитали.

— Вы будете говорить и о Светлане Захаровой, которая танцевала все заветные классические партии, работала с самыми известными балетмейстерами. В своих лекциях вы нередко обращаетесь к ее творчеству.

— О, я могу говорить об этом часами! Светлана Захарова — балерина с большой буквы. Незабываемым для меня стало первое ее появление на сцене Большого театра на гастролях балета Мариинского театра на старте ее карьеры. Светлана танцевала Повелительницу дриад в «Дон Кихоте» и Жизель — это было чудесное явление новой звезды. Уникальные природные данные, красота образа и каждого па, чистота исполнения в сочетании с личностными качествами. Не было ни доли сомнения в том, что очень скоро она станет примой Большого театра, обладательницей самых высоких наград. В канонических партиях неутомимо искала свое, и это стало ее особенностью.

Феномен Светланы Захаровой в том, что она — не просто танцовщица, а лицо русского балета.

В завершение SIRIUS DANCE DAYS прима выступит в заглавной партии «Кармен-сюиты», которую она получила из рук ее создателей — балетмейстера Альберто Алонсо и Майи Плисецкой. Это нужно увидеть своими глазами хоть раз в жизни!  

Оцените статью
Поделись знанием