Как не пошатнуться под балериной: премьер Большого о дуэтном танце

Как дуэтный танец воспитывает мужское отношение к женщине, почему технически талантливые танцовщики не справляются с балеринами и отчего у артистов «летят» спины и болят ноги. Обо всем этом и многом другом «Сириус(Журналу» рассказал премьер Большого театра Артемий Беляков.

Артемий Беляков окончил Московскую государственную академию хореографии. Уже студентом выступал в Большом театре. В составе балетной труппы Беляков уже 13 лет. Женат на первой солистке театра Дарье Хохловой. Премьер Большого впервые приехал в Образовательный центр «Сириус», где сейчас занимается с молодыми артистами по программе «Хореография: классический танец (балет)».

— Что такое дуэтно-классический танец? 

— Дуэтный танец для мужчины — это базис, на основе которого создается спектакль. Во время такого танца у девушек работает тот же опорно-двигательный аппарат, который они развивают на занятиях по классическому. А у мужчин отдельная техника исполнения — задействованы другие мышцы. 

Раньше когда выпускники балетных училищ приходили в кордебалет, они практически не сталкивались с дуэтным танцем, так как их партии были чаще всего технически ненасыщенными. Но в наше время все молодые артисты задействованы в современных постановках, которые включают сложные поддержки, поэтому важно развивать технику дуэтного танца и готовиться к этому еще в школе. 

— В чем техническая разница между классическим и дуэтным танцами? 

— Это разные направления работы опорно-двигательного аппарата. Во время классического танца ты управляешь своим телом, в дуэтном танце — телом партнера.

Умение чувствовать тело балерины — важный навык, который нужно совершенствовать и развивать 

Для этого необходимо много времени проводить в зале: на уроках и репетициях с партнершей. Только такой подход поможет отточить мастерство.

Бережное отношение к партнерше — первое, что должны объяснять педагоги молодым танцорам, которые учатся взаимодействовать с балеринами, считает Артемий Беляков Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— Как сегодня обучают дуэтно-классическому танцу в балетных училищах? 

— В балетных училищах дуэтный танец начинают преподавать мальчикам в 15–16 лет четыре часа в неделю. В этом возрасте мышцы и суставы еще не до конца сформированы, поэтому в программе нет высоких поддержек, а упражнения с партнершей выполняются исключительно на уровне груди или когда та стоит на полу. Для сравнения, занятия по классическому танцу проходят каждый день, и ученики не забывают пройденный материал, сохраняя тело в тонусе. 

Мне кажется, что со стороны парней дуэтному танцу уделяется значительно меньше времени и сил, чем классическому. Вот почему когда ребята взрослеют, у многих недостаточно развит грудной и спинной мышечные отделы. Я часто вижу, что в театр приходят талантливые молодые артисты, которые просто потрясающе танцуют классические вариации. Они приходят готовыми в плане техники сольного исполнения. Но как только дело касается дуэтного танца, возникают проблемы. Например, через половину адажио они «умирают» — физически не в состоянии продолжать исполнять танцевальный кусок, в конце которого партнершу нужно поднять на вытянутые руки

Артисты уходят, пошатываясь под балериной

Поэтому когда мы как педагоги работаем с ребятами, наша задача — до них донести: если не хватает времени в классе, нужно заниматься дополнительной гимнастикой, работать над мышечным аппаратом, хотя бы качать спину и пресс дома. Это важный нюанс — только на ногах ты в театре не вывезешь.

Многие молодые артисты не умеют технически правильно выполнять поддержку, отмечает Артемий Беляков Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— А если нет нужной подготовки? 

— Чаще всего у артистов возникают две проблемы. Первая — здоровье. У многих начинают «лететь» спины, каждый второй хромает. Вторая — практическое использование знаний. Многие молодые артисты технически не понимают, как правильно выполнить поддержку, придуманную хореографом. У них координационно не налажен процесс. 

Сегодня как минимум половина репертуара любого современного театра состоит из постановок, где балерин нужно поднимать в нетипичных положениях, использовать нестандартные хваты, выбросы, повороты. Та нагрузка, которая сваливается на современного артиста после прихода в театр, подразумевает не только классический танец, но и ежедневные репетиции с партнершами.

В Образовательном центре «Сириус» сейчас идет программа «Хореография: классический танец (балет)». Несмотря на название, ее участники занимаются также современным и дуэтно-классическим танцем, а также актерским мастерством и гримом. Программа завершится гала-концертом, на котором молодые артисты представят вариации из всемирно известных балетов и постановок. 

— Учитывая такие особенности, как вы строите работу с учениками в «Сириусе»? 

— Хотя у нас совсем мало времени, в Образовательном центре есть возможность практиковаться каждый день. При этом ребята танцуют не только с одноклассницами, но и с незнакомыми партнершами. Здесь у них есть возможность приобрести хоть и небольшой, но новый опыт. Если получается расширять стандартную программу обучения и давать им больше работать в дуэте, это здорово и в будущем принесет пользу.

Когда молодые танцоры только начинают заниматься дуэтным танцем, упражнения с партнершей они выполняют только на уровне груди или когда та стоит на полу Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— А за счет чего ее можно расширить? 

— Моя задача — разобрать технику исполнения дуэтных приемов. Когда на занятии мы пробуем какую-нибудь интересную поддержку или технические перехваты, которые ребята не изучают в школе, у них сразу же меняется настроение. Я понимаю, что им это интересно, они хотят узнавать и пробовать новое. 

Я по себе это помню: когда у нас в школе только появился дуэтный танец, мы с одноклассником до урока в зале начали пробовать с девочками верхние поддержки. Когда пришел педагог, он сказал:

Быстро спустили девочек, никаких верхних поддержек в этом году у вас не будет

Мы, конечно, расстроились, потому что очень хотелось попробовать что-то необычное. Поэтому в «Сириусе» я пытаюсь хотя бы немного, на пару движений, нагнать тот темп развития театрального репертуара, который есть сейчас. Когда занятия заканчиваются, вижу, что ребята хотят остаться, доделать комбинации, которые мы начали изучать.

На занятиях ученикам нравится пробовать выполнять интересные поддержки или новые перехваты, говорит Артемий Беляков Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— В чем секрет правильного исполнения дуэтного танца? 

— Для успешного исполнения важны талант, развитие мышечного аппарата и координация: владение собственным телом и руками, чтобы можно было управлять телом партнерши.

Самое важное — это воспитание мужского характера, который проявляется в отношении к балерине

Это первое, что педагоги должны объяснять мальчикам, когда они начинают работать с балеринами. Хороший партнер — не тот, кто поможет балерине сделать больше поворотов и пируэтов, выше другого выбросит ее в воздух. Это тот, кто в случае непредвиденных сложностей обеспечит партнерше безопасность, чтобы она в любом случае осталась у него в руках. Даже невзирая на то, что после адажио будет его сольная вариация, хороший партнер не будет экономить силы и посвятит себя артистке, чтобы потом она отдохнула и дальше продолжала выступление на чуть более свежих ногах. Это мужское отношение к женщине закладывается в дуэтном танце. 

 

Оцените статью
Поделись знанием