Как не пошатнуться под балериной: премьер Большого о дуэтном танце

Как дуэтный танец воспитывает мужское отношение к женщине, почему технически талантливые танцовщики не справляются с балеринами и отчего у артистов «летят» спины и болят ноги. Обо всем этом и многом другом «Сириус(Журналу» рассказал премьер Большого театра Артемий Беляков.
Артемий Беляков окончил Московскую государственную академию хореографии. Уже студентом выступал в Большом театре. В составе балетной труппы Беляков уже 13 лет. Женат на первой солистке театра Дарье Хохловой. Премьер Большого впервые приехал в Образовательный центр «Сириус», где сейчас занимается с молодыми артистами по программе «Хореография: классический танец (балет)».
— Что такое дуэтно-классический танец?
— Дуэтный танец для мужчины — это базис, на основе которого создается спектакль. Во время такого танца у девушек работает тот же опорно-двигательный аппарат, который они развивают на занятиях по классическому. А у мужчин отдельная техника исполнения — задействованы другие мышцы.
Раньше когда выпускники балетных училищ приходили в кордебалет, они практически не сталкивались с дуэтным танцем, так как их партии были чаще всего технически ненасыщенными. Но в наше время все молодые артисты задействованы в современных постановках, которые включают сложные поддержки, поэтому важно развивать технику дуэтного танца и готовиться к этому еще в школе.
— В чем техническая разница между классическим и дуэтным танцами?
— Это разные направления работы опорно-двигательного аппарата. Во время классического танца ты управляешь своим телом, в дуэтном танце — телом партнера.
Умение чувствовать тело балерины — важный навык, который нужно совершенствовать и развивать
Для этого необходимо много времени проводить в зале: на уроках и репетициях с партнершей. Только такой подход поможет отточить мастерство.

— Как сегодня обучают дуэтно-классическому танцу в балетных училищах?
— В балетных училищах дуэтный танец начинают преподавать мальчикам в 15–16 лет четыре часа в неделю. В этом возрасте мышцы и суставы еще не до конца сформированы, поэтому в программе нет высоких поддержек, а упражнения с партнершей выполняются исключительно на уровне груди или когда та стоит на полу. Для сравнения, занятия по классическому танцу проходят каждый день, и ученики не забывают пройденный материал, сохраняя тело в тонусе.
Мне кажется, что со стороны парней дуэтному танцу уделяется значительно меньше времени и сил, чем классическому. Вот почему когда ребята взрослеют, у многих недостаточно развит грудной и спинной мышечные отделы. Я часто вижу, что в театр приходят талантливые молодые артисты, которые просто потрясающе танцуют классические вариации. Они приходят готовыми в плане техники сольного исполнения. Но как только дело касается дуэтного танца, возникают проблемы. Например, через половину адажио они «умирают» — физически не в состоянии продолжать исполнять танцевальный кусок, в конце которого партнершу нужно поднять на вытянутые руки.
Артисты уходят, пошатываясь под балериной
Поэтому когда мы как педагоги работаем с ребятами, наша задача — до них донести: если не хватает времени в классе, нужно заниматься дополнительной гимнастикой, работать над мышечным аппаратом, хотя бы качать спину и пресс дома. Это важный нюанс — только на ногах ты в театре не вывезешь.

— А если нет нужной подготовки?
— Чаще всего у артистов возникают две проблемы. Первая — здоровье. У многих начинают «лететь» спины, каждый второй хромает. Вторая — практическое использование знаний. Многие молодые артисты технически не понимают, как правильно выполнить поддержку, придуманную хореографом. У них координационно не налажен процесс.
Сегодня как минимум половина репертуара любого современного театра состоит из постановок, где балерин нужно поднимать в нетипичных положениях, использовать нестандартные хваты, выбросы, повороты. Та нагрузка, которая сваливается на современного артиста после прихода в театр, подразумевает не только классический танец, но и ежедневные репетиции с партнершами.
В Образовательном центре «Сириус» сейчас идет программа «Хореография: классический танец (балет)». Несмотря на название, ее участники занимаются также современным и дуэтно-классическим танцем, а также актерским мастерством и гримом. Программа завершится гала-концертом, на котором молодые артисты представят вариации из всемирно известных балетов и постановок.
— Учитывая такие особенности, как вы строите работу с учениками в «Сириусе»?
— Хотя у нас совсем мало времени, в Образовательном центре есть возможность практиковаться каждый день. При этом ребята танцуют не только с одноклассницами, но и с незнакомыми партнершами. Здесь у них есть возможность приобрести хоть и небольшой, но новый опыт. Если получается расширять стандартную программу обучения и давать им больше работать в дуэте, это здорово и в будущем принесет пользу.

— А за счет чего ее можно расширить?
— Моя задача — разобрать технику исполнения дуэтных приемов. Когда на занятии мы пробуем какую-нибудь интересную поддержку или технические перехваты, которые ребята не изучают в школе, у них сразу же меняется настроение. Я понимаю, что им это интересно, они хотят узнавать и пробовать новое.
Я по себе это помню: когда у нас в школе только появился дуэтный танец, мы с одноклассником до урока в зале начали пробовать с девочками верхние поддержки. Когда пришел педагог, он сказал:
Быстро спустили девочек, никаких верхних поддержек в этом году у вас не будет
Мы, конечно, расстроились, потому что очень хотелось попробовать что-то необычное. Поэтому в «Сириусе» я пытаюсь хотя бы немного, на пару движений, нагнать тот темп развития театрального репертуара, который есть сейчас. Когда занятия заканчиваются, вижу, что ребята хотят остаться, доделать комбинации, которые мы начали изучать.

— В чем секрет правильного исполнения дуэтного танца?
— Для успешного исполнения важны талант, развитие мышечного аппарата и координация: владение собственным телом и руками, чтобы можно было управлять телом партнерши.
Самое важное — это воспитание мужского характера, который проявляется в отношении к балерине
Это первое, что педагоги должны объяснять мальчикам, когда они начинают работать с балеринами. Хороший партнер — не тот, кто поможет балерине сделать больше поворотов и пируэтов, выше другого выбросит ее в воздух. Это тот, кто в случае непредвиденных сложностей обеспечит партнерше безопасность, чтобы она в любом случае осталась у него в руках. Даже невзирая на то, что после адажио будет его сольная вариация, хороший партнер не будет экономить силы и посвятит себя артистке, чтобы потом она отдохнула и дальше продолжала выступление на чуть более свежих ногах. Это мужское отношение к женщине закладывается в дуэтном танце.