Почти наркомания: как мы привыкаем к вредным продуктам

Ожирение становится все более значимой проблемой, которая обходится мировой экономике в триллионы долларов. По всему свету люди набирают лишний вес, потому что заменяют натуральные продукты в своем рационе на бедную питательными веществами высококалорийную пищу. Беда в том, что она не только вредна сама по себе, но и вызывает зависимость, сравнимую с никотиновой и алкогольной. Рассказываем, как появляется эта страсть и каких продуктов лучше избегать.
Концепция пищевой зависимости появилась сравнительно недавно и находит все больше сторонников в научном мире. Под ней понимают нездоровую тягу к определенным видам продуктов и их бесконтрольное потребление. При таких нарушениях у людей зачастую возникает свойственный курильщикам и алкоголикам синдром отмены. Без любимой шоколадки или газировки человек становится тревожным и раздражительным, чувствует дискомфорт, плохо спит.
При этом не всякая еда может вызвать зависимость. Как правило ее провоцируют так называемые ультраобработанные продукты (УОП). К ним относится произведенная промышленным способом пища с использованием искусственных добавок, рафинированных ингредиентов, ароматизаторов и загустителей. Конечно, пристраститься можно и к домашнему печенью, но речь в первую очередь о чипсах, сладких газированных напитках, мороженом и фаст-фуде. Именно их активно рекламируют и ими заполняют те прилавки магазинов, на которые покупатель обращает внимание первым делом.

Зависимость от УОП связана с биопсихологическими механизмами в организме, она встречается у 14 % взрослых и 12 % детей
В натуральной или минимально обработанной еде превалируют либо жиры, либо углеводы. Например, в 100 г яблока 55 ккал углеводов и 1,5 ккал жиров, то есть соотношение примерно 36 к 1. В том же количестве лосося 73 ккал жиров, а углеводов нет вообще. В ультраобработанных продуктах доля этих веществ зачастую сопоставима. В плитке шоколада их практически поровну. Более того, они рафинированные, то есть содержат меньше витаминов, минералов и антиоксидантов. Зависимость вызывает их сочетание в УОП, говорится в новом исследовании международной группы ученых из Бразилии, Испании и США.
Ультраобработанные продукты
- фаст-фуд.
- сладкие газированные напитки, включая энергетики.
- готовые обеды и завтраки.
- чипсы и сухарики.
- конфеты.
- мороженое и замороженные десерты.
- фруктовые йогурты.
- майонез.
- куриные наггетсы и другие полуфабрикаты.
Быстро и вкусно
Важную роль в возникновении зависимости играет скорость, с которой ультраобработанные продукты доставляют жиры и углеводы в организм. Одно из их ключевых свойств, которое появляется в процессе производства, — умение мгновенно передавать сигнал в систему вознаграждения головного мозга. Исследователи приводят такое сравнение: УОП действуют также стремительно, как сигарета, а натуральная или минимально обработанная пища — медленно, как никотиновый пластырь. Именно поэтому стакан газировки или шоколадка моментально повышают работоспособность, чем многие пользуются, попадая в зависимость.
Весомый вклад в ее развитие вносят вкусовые добавки. Сами по себе они не вызывают привыкания, но усиливают воздействие других веществ. Тот же привкус ментола или ванили ускоряет и укрепляет привязанность к табачным изделиям. Вот почему в некоторых странах уже запретили продавать ароматизированные сигареты. В ультраобработанных продуктах усилители вкуса действуют схожим образом.

Авторы нового исследования утверждают, что рафинированные жиры и углеводы работают примерно так же, как никотин или этанол, хотя и не воздействуют на системы вознаграждения напрямую. В то же время, подчеркивают они, одного присутствия химического вещества, вызывающего привыкание, недостаточно для появления зависимости. В баклажанах есть никотин, но на них люди не подсаживаются. Значение имеет доза, которая, правда, до сих пор точно неизвестна даже для табака и алкоголя (скорее всего, индивидуальна).
Не все так однозначно

Критики концепции пищевой зависимости от УОП отмечают, что в таких продуктах нет специфических химических веществ, вызывающих привыкание. К примеру, никотин и этанол активируют в мозге системы вознаграждения, провоцируя всплеск выработки гормонов счастья — эндорфинов. А в УОП ничего подобного нет. Исключением могут служить, пожалуй, только сладкие газированные напитки с кофеином.
Официально диагноза «зависимость от УОП» не существует, поэтому большинство исследователей этой проблемы сосредоточены на ее научном обосновании. Тем временем больные нуждаются в клинической помощи или хотя бы в практических рекомендациях по борьбе с пагубным пристрастием. Тем более, проблема шире, чем просто набор лишнего веса.
Злоупотребление ультраобработанной едой не только вызывает ожирение, но и усугубляет сопутствующие ему проблемы со здоровьем. Например, тяжелее протекают болезни, связанные с неправильным питанием, в том числе психические, ухудшаются умственные способности и снижается эффективность назначенного лечения.
Что делать?
В XX веке табачные компании мастерски уводили внимание общественности от того, что их продукция вызывает привыкание, апеллируя к личной ответственности курильщика. Только под занавес столетия благодаря политическим и законодательным усилиям сигареты стали маркировать как вредный товар и вводить ограничения. В результате потребление табака во всем мире серьезно сократилось. Недавно в Новой Зеландии и вовсе запретили курить всем жителям страны, родившимся после 2008 года.

В мире появится страна, где запретят курить
ЧитатьУченые предлагают аналогичным образом подходить к распространению УОП. Причем такой опыт уже есть. В Чили для борьбы с детским ожирением с 2019 года запретили рекламу ультраобработанных продуктов около школ и по телевизору (правда, только днем). С упаковок исчезли мультяшные персонажи, зато появились броские предупреждающие знаки, причем на лицевой стороне. В учебных заведениях перестали продавать чипсы и газировку. Для нарушителей предусмотрены серьезные штрафы.
Такая борьба принесла свои плоды. Производители УОП в Чили начали менять рецептуру своих товаров. В ультраобработанных продуктах стало на 24 % меньше калорий, на 16 % — насыщенных жиров, на 27 % — сахара, и на 37 % — натрия. Напитки с высоким содержанием сахара стали менее калорийными почти на треть. В первый же год почти у половины брендов сухих завтраков сменились маркетинговые стратегии, ориентированные на детей.

В Чили ограничения вводили в течение трех лет, а новое законодательство проталкивали с огромным трудом больше 10-ти. Параллельно в Аргентине, Мексике, Перу и Уругвае, которые частично переняли опыт соседей, шел аналогичный процесс, и там все получилось гораздо быстрее.
По словам ученых, подспорьем в борьбе с зависимостью от ультраобработанных продуктов на государственном уровне должны стать новые исследования, которые убедят органы здравоохранения признать ее диагнозом. В таком случае врачи начнут составлять профилактические рекомендации и клинические методики по лечению от пристрастия к такой еде.