Как понять, что тебе нужна математика: советы от автора Сириус.Курсов

Что выбрать, если одинаково нравятся математика и физика? Почему нужно быть готовым к неудачам и не гнаться за Филдсовской премией? Куда направлять плохих учеников и отчего советские студенты шли работать дворниками, а современные — в бизнес? Обо всем этом «Сириус(Журналу» рассказал автор Сириус.Курсов по алгебре Александр Штерн.
Александр Штерн — кандидат физико-математических наук. Возглавлял региональную предметно-методическую комиссию ВсОШ по математике, жюри регионального этапа ВсОШ и методическую комиссию и жюри математической олимпиады школьников им. Г. П. Кукина. Не раз приезжал преподавать на математические смены в Образовательный центр «Сириус».
— Когда вы поняли, что вам нравится математика?
— Боюсь, отвечу банально: в школе. Я начал читать книги, участвовать в математических олимпиадах. Я понял, что если мне нравится изучать математику сейчас, то, наверное, будет нравиться и дальше. И поступил на матфак в ОмГУ. В то время я особо не думал, где буду работать после обучения, не ставил перед собой цели решить, что делать после вуза. Мне просто хотелось следующие пять лет изучать математику.
— Получается, чтобы выбрать математическую специальность, не всегда нужно хотеть стать математиком?
— Профессиональные математики ведут очень специфичный образ жизни: они доказывают новые теоремы, пишут статьи, делают доклады. Параллельно обычно еще где-то преподают. Это узкая область науки.
Профессиональных математиков, в принципе, много не нужно
Матфак готовит самых разных специалистов, и после обучения выпускники могут заниматься компьютерными науками, промышленным программированием, финансовым анализом, фондовым рынком, биоинформатикой или биологией. Мне кажется правильным, если школьники сперва думают, выбрать ли им математическую специальность для обучения, а не мыслят сразу категориями, стать ли мне математиком. Сначала надо выучиться, а потом видно будет.
— А что делать, если в школе тебе одинаково даются и математика, и, скажем, физика? Что выбрать?
— Это трудный выбор. Я бы исходил из того, что больше нравится. Можно окончить бакалавриат по физике, а магистратуру по математике. Или наоборот. Я знаю много таких примеров.
Во многих западных университетах, как мне рассказывали ученики, студент не стоит перед таким сложным выбором уже на первом курсе. Он вправе записаться на курсы и по математике, и по физике, чтобы со временем понять, к чему душа лежит. Обычно за два года это понимание приходит.
— Что бы вы могли посоветовать школьникам, которые только принялись изучать математику?
— Главный совет — не ограничиваться только школьными уроками. Ходите в математические кружки, участвуйте в олимпиадах. А когда окажетесь перед выбором конкретного факультета или университета, посетите летние школы, например от МФТИ, НИУ ВШЭ или другие. Там можно познакомиться с преподавателями и получить хорошее представление о том, что происходит на матфаке, о том, чем там занимаются студенты.

— Вообще, хорошее образование — какое оно?
— В моем понимании оно ориентировано на школьника или студента, которому дают подробную обратную связь. Учитель следит за его трудностями и проблемами. Лезть в душу к ученику, конечно, не нужно, но он должен быть неким объектом внимания и рефлексии.
Еще в хорошем образовании должны присутствовать внутренние, или горизонтальные, связи. Мне приходилось общаться с нашими специалистами — физиками и математиками, которые жили за границей. И все они отмечали, что ученики там много работают самостоятельно. Когда они чего-то не знают, то собираются вместе и обсуждают. Во время беседы каждый усваивает что-то для себя, а еще узнает много такого, чего преподаватель не рассказывал. К сожалению, в России школьник или студент часто приходят не за таким общением, а только за знаниями.
Важно, чтобы освоение материала требовало от ученика напряжения, но не превращало его в мученика
— Что вам больше всего нравится в общении со своими учениками?
— Мне с людьми в принципе интересно общаться, так уж я устроен. Но если говорить именно о математическом общении, то оно всегда полно интеллектуальных неожиданностей. Например, ты думаешь, что задача решается одним способом, а школьник начинает решать другим, и приходится разбираться, прав он или нет.
В этом случае получается очень живое общение и активное взаимодействие, полное сюрпризов. Рад, что ученики постоянно дарят мне возможность удивляться.
— А бывают плохие ученики?
— Плохой ученик всегда находится не на своем месте. Ему можно только посочувствовать и постараться направить его в нужную сторону, объяснить ситуацию ему и его родителям.
Еще есть ученики, которые ориентированы на существующую реальность: могут думать и анализировать только то, что их непосредственно окружает. Это просто означает, что им не нужно получать высшее образование. Как не нужно оно было раньше, например, ученику сапожника: ему нравилось делать качественные сапоги, и он находился на своем месте.

— Студенты в советское время и сейчас отличаются?
— Конечно, отличаются. Современный студент очень быстро понимает свои профессиональные возможности. Уже на втором курсе он осознает, что может работать в ИТ или на фондовом рынке, и у него сразу возникает мысль: мой час слишком дорого стоит, чтобы я тратил его на лекции. Современный студент понимает, что пора зарабатывать деньги, и учеба перестает быть первостепенной целью.
В советское время студентам тоже были нужны деньги. Но как они их зарабатывали? Шли в дворники, ночные сторожа. Это была физическая нагрузка, и учебе она не мешала. А если сегодня студент полдня работает в компьютерной фирме, то сидеть на лекции вроде как уже некогда. И он все чаще задает себе вопросы: зачем я учусь? сколько времени я должен тратить на учебу? Такого раньше не было.
— Есть ли у вас какие-то предостережения для тех, кто собирается связать свою жизнь с математикой?
— Нужно понимать, что математика требует от человека «долгого дыхания». Если вы настроены получить быстрый результат, то это не для вас.
Неудача для математика — гораздо более частое явление, чем удача
А нацеленность на быстрый результат заставляет к каждой неудаче относиться как к катастрофе. Профессиональные математики осознают, что им придется долго в чем-то разбираться, продвигаться вперед не торопясь.
Мотивация заниматься математикой, только чтобы получить Филдсовскую премию, тоже слабая. Вы же не становитесь актером, чтобы вам вручили «Золотую маску». Занимаются математикой ради науки, а не ради премии.