Окаменелое «фото» показало, как насмерть бились млекопитающие и динозавры

На севере Китая в провинции Ляонин есть место, которое называют Помпеями динозавров. Там были найдены тысячи доисторических животных, которых после невероятных по силе извержений накрыло грязевыми потоками из вулканических обломков и пепла. Благодаря такой консервации палеонтологи теперь могут изучать практически идеально сохранившиеся кости динозавров. Среди погребенных оказалась и необычная пара — тела переплелись в смертельной схватке.

Примерно 125 млн лет место, где сейчас находится провинция Ляонин, судя по всему, было покрыто лиственными и хвойными видами. Там было много пресноводных озер и ручьев, а в густой траве между деревьев ходили динозавры, доминировавшие тогда на Земле. Но были и другие животные — предки современных млекопитающих. И они соперничали друг с другом не на жизнь, а насмерть.

Схватку двух враждующих сторон и запечатлели окаменелости, найденные в 2012 году. Их обнаружил местный фермер. Он обратился к палеонтологу Гань Ханю из Hainan Vocational University of Science and Technology. Находку достали из земли и привезли в лабораторию, где над ней принялись работать ученые. И вот на днях в научном журнале Scientific Reports вышла статья, где китайский исследователь и его коллеги отчитываются о проделанной работе.

Исключительную находку называют мечтой палеонтолога, ведь существует крайне мало доказанных примеров взаимодействия между динозаврами и млекопитающими, сосуществовавшими в течение примерно 230 млн лет. В те времена звери были небольшого размера, и репеномам (Repenomamus robustus) был одним из самых выдающихся. Хищник, похожий на барсука, обладал острыми зубами и предпочитал охотиться на детенышей травоядного пситтакозавра (Psittacosaurus). Этот предок трицератопса ходил на двух лапах и обладал мощным клювом (у одного вида на хвосте даже были перья).

Так художник представил эту смертельную схватку, в которой проиграли обе стороны Рисунок: © Michael Skrepnick / Gang Han / An extraordinary fossil captures the struggle for existence during the Mesozoic / Springer Nature Limited

Взрослый пситтакозавр весил больше 10 килограммов. Что характерно, найденный репеномам напал именно на такого, притом что сам был втрое меньше. Хотя для хищников, в том числе современных, это не помеха.

Судя по той позе, в которой животных застала смерть, репеномам не поедал мертвого динозавра — они именно дрались. По окаменелостям четко видно, что млекопитающее вонзило клыки между ребер пситтакозавра и одной лапой держит того за пасть. По сути, эта картина предвосхищает то, что случится с динозаврами спустя 60 млн лет, когда они вымрут, а на их место придут млекопитающие.

Вместе с тем Гань Хань и его коллеги проявляют осторожность в оценке подлинности находки. В последние годы в Китае были случаи подделок окаменелостей. Правда, отложения в месте обнаружения и на самой окаменелости совпадают, так что, скорее всего, это просто предосторожность. Чем больше ученых изучат уникальный доисторический объект, тем меньше к нему будет вопросов.

Бой мангуста и сусликов против кобры сняли на видео