Как менялась Земля за 100 млн лет, можно увидеть на новой модели

Извержения вулканов и землетрясения, глобальные изменения климата и образование месторождений полезных ископаемых — понимание этих процессов может многое сказать нам о будущем планеты. Исследователи создали подробную геологическую модель изменения земной поверхности.

Многоэтапные геологические процессы, формирующие рельеф земной поверхности, занимают десятки, а порой тысячи и миллионы лет. Проследить эволюцию земной поверхности можно, только воссоздав общую картину. За многие годы исследований накопился огромный массив данных, для работы с которыми сейчас есть мощные вычислительные инструменты.

«Переоценить важность подобных исследований невозможно, ведь силы природы, ответственные за перемещение блоков земной коры, отвечают и за большинство процессов на Земле в целом и сейчас. Вспомним последние землетрясения в Турции», — отмечает Алексей Коваль, главный геолог АО «Центральное ПГО» (Росгеология).

Проект по созданию геологической модели Global Scalable Paleo Landscape Evolution (goSPL) планеты стартовал три года назад. Для этого ученые задействовали современные реконструкции тектонических плит и смоделировали изменения климата на протяжении миллионов лет с момента распада суперконтинента Пангея.

3D визуализация суперконтинента Пангея Иллюстрация: © ManuMata / Shutterstock / FOTODOM

Что за суперконтинент такой?

Он объединял все существующие на сегодняшний день континенты, оставался в полностью собранном состоянии около 100 млн лет, прежде чем начал распадаться.

Пангея существовала на историческом отрезке примерно от 299 млн лет назад (начало пермского периода) до примерно 180 млн лет назад (юрский период).

Модель представляет собой компьютерную симуляцию изменений земной поверхности на протяжении 100 млн лет. Разрешение, заявленное исследователями из Франции и Австралии, составило до десяти километров. Результаты их работы опубликованы в журнале Science.

На модели можно наблюдать, как расходились континенты, насколько интенсивно появлялись новые отложения в результате эрозии почв и в каких направлениях двигались потоки воды на планете. На анимации видно, как плиты, которые образуют континенты, сталкиваются между собой. В месте их соприкосновения растут горные хребты. А там, где плиты расходятся, появляются моря и океаны. Погружение плит вглубь мантии Земли приводит к образованию вулканов, возникновению землетрясений. Не стоит забывать о процессах, которые не столь велики по масштабам, — об осадках и ветре, которые приводят к эрозии почвы и участвуют в круговороте веществ в биосфере.

«Прогнозирование неразрывно связано с изучением и моделированием процессов, происходящих в недрах Земли. Таким образом, каждое обоснованное уточнение геологической истории нашей планеты способно существенным образом сказаться на улучшении жизни человечества», — объясняет Алексей Коваль.

Геологи считают, что эта работа позволит ученым проверить различные теории относительно того, как поверхность Земли будет реагировать на изменение климата и тектонические силы в будущем. Изучение геологической модели также может помочь отследить расселение растений и животных на планете за всю ее историю.

Готов ли «Сириус» к землетрясению? #строительство #землетрясение 16 февраля 2023 06:29