Современный археолог — многорукий Шива, управляющий дроном

Как бы ни хвалили ChatGPT, он пока не способен написать сложное исследование об особенностях обряда вбивания мечей на территории Скандинавии и Руси в X веке, утверждает археолог Василий Новиков. Говорит, проверял. О том, как цифровые технологии помогают двигать вперед историю и что пока под силу только человеку, он рассказал «С(Ж».

Василий Новиков — кандидат исторических наук, руководитель отряда музея-заповедника «Гнездово» в составе Смоленско-Гнездовской объединенной экспедиции на территории одноименного археологического комплекса — одного из крупнейших в Европе археологических памятников эпохи викингов, который расположился примерно на 1000 гектаров. Он адепт применения в археологии геофизических методов, аэрофотосъемки, воздушного лазерного сканирования, 3D-визуализации.

— Правда, что все значимые открытия были сделаны еще в XIX веке?

Василий Новиков Фото из личного архива Василия

— Открытие Вавилонского царства, египетских пирамид, зарождение египтологии да и самой археологии как науки действительно приходятся на XIX век, но и сегодня случаются большие открытия. Просто мы так пресыщены информацией, что не замечаем этого. Приведу пример. В 2008 году наши ученые нашли в Денисовой пещере на Алтае останки древнего человека. Шведский биолог Сванте Пэабо расшифровал его геном и выяснил, что ДНК денисовского человека «уникальна по сравнению с уже известными геномами древних и современных людей» и влияет на нашу иммунную систему. Это большое открытие, напрямую связанное с археологией. В прошлом году за него ученому присудили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины, а помогли ему в этом именно российские археологи.

Археологи каждый год находят новые объекты и открывают культуры. Но с помощью современных методов мы можем совершать открытия и в обнаруженных ранее комплексах, уточнять датировки и находить неизвестные ранее исторические памятники.

— То есть сегодняшний археолог — это не просто человек с рюкзаком, лопатой и блокнотом. Он и лазерным сканированием пользуется, и дрон со смартфона запустить может?

— Лично у меня с собой в экспедиции планшет, беспилотник, фотоаппарат, тахеометр, компьютер, чтобы фиксировать и уточнять полученные данные и оперативно реагировать на неожиданные находки. При этом под рукой всегда есть миллиметровка для чертежей и блокнот.

Если пойдет дождь, он практичнее планшета и разрядиться не может.

— Какие цифровые методы сейчас главные в археологии?

— Один из ключевых методов — это воздушное лазерное сканирование, которое проводят с использованием разных носителей и на разной высоте. Был даже проект GEDI, когда лазерный сканер разместили на космической станции. Правда, результаты этого эксперимента не выдающиеся — слишком большая высота и, соответственно, невысокая точность. Ниже идет спутниковая съемка в мультиспектральном и инфракрасном диапазонах. Она дает очень много информации об историческом ландшафте и объектах. Например, с помощью нее можно выявлять археологические объекты, опираясь на характер местной растительности. Конечно, есть аэрофотосъемка: самолеты, вертолеты и очень популярные сейчас беспилотники. С помощью этих инструментов можно сделать карты, ортофотопланы и даже 3D-модель пространства. Это очень важно, поскольку вы получаете не просто фотографии объектов, но и возможность трехмерной визуализации их места в ландшафте в целом.

Отдельного внимания заслуживают методы разведочной геофизики. Опираясь на различные свойства земли, можно получать карты с аномалиями, которые археологи могут интерпретировать, и находить объекты уже под землей, а не только на поверхности. Сейчас некоторые из этих приборов также устанавливают на летательные аппараты, что дает большой охват по площади. Все эти методы относятся к так называемым неинвазивным методам, то есть к тем, которые дают данные без обращения к раскопкам.

Искривления таза помогли выяснить, когда именно люди оседлали лошадь

— Как это работает на примере?

— Несколько лет назад в Мезоамерике просканировали с воздуха около 2144 км2 джунглей и обнаружили свыше 61 тысячи новых объектов, связанных с культурой майя.

Как археологи работали там раньше? Они брали рабочих, брали мачете, вырубали километровые просеки и вручную зарисовывали объекты. Естественно, многое оставалось скрытым в зарослях.

Воздушное лазерное сканирование с самолета позволило очень быстро получить огромное трехмерное облако точек и после программной обработки выделить только ландшафт с объектами без деревьев, кустов и прочей растительности. Они обнаружили огромную сеть городов с системами ирригации, каналами, неизвестными объектами — скорее всего, ритуальными — в виде огромных платформ.

— А в России что-то подобное было?

— Да. Взять, например, Гнездовский археологический комплекс недалеко от Смоленска, где я работаю. На этой территории около 5000 курганов — это самый крупный могильник эпохи викингов. Но до настоящего времени невозможно было составить карту и увидеть все это целиком, так как большая площадь покрыта лесом и травой. Еще сложнее обнаружить курганы, которые были уничтожены в ходе сельскохозяйственного воздействия в XVIII–XIX веках. С помощью воздушного сканирования мы увидели все курганы в лесной зоне и по слабовыраженным следам в рельефе опознали некоторые распаханные курганы. Зафиксировать все это глазами или даже при помощи инструментов с земли было бы невозможно.

Если говорить об открытиях в ходе раскопок, то нам за последние несколько лет удалось обнаружить группу курганов, которые были уничтожены в период активной жизни комплекса — где-то в середине X века. Сейчас мы связываем это с деятельностью княгини Ольги. В «Повести временных лет» есть запись о том, что, устанавливая государственность, она ввела «уроки» («уставы») и «погосты», то есть места и порядок сбора дани. Но было непонятно, что за этим стоит и как это могло происходить. Вот в Гнездове, вероятно, это сопровождалось целой акцией по уничтожению могильника, который мог иметь особое значение. Это новая страница в истории становления Древнерусского государства, и ее невозможно было бы реконструировать без работы археологов.

Распутывать это — все равно что решать сложную детективную задачу.

Разумеется, работая с этим объектом, мы используем максимально доступный набор современных инструментов: цифровую фиксацию, фотограмметрию, аэрофотосъемку, ручное лазерное сканирование, геоинформационные системы и другие.

Как появление этих методов изменило работу археолога?

— Археология — это набор методов, которые приводят к разрушению объекта. Нельзя раскопать что-то дважды. И именно от того, что и как археолог использует в ходе раскопок, зависит объем данных, который позволит ему восстановить картину прошлого.

Я часто говорю, что современный археолог, как многорукий Шива, должен стремиться ориентироваться в большом количестве смежных дисциплин и их методах. Нужно понимать, как работает геофизика, как использовать аэрофотосъемку, уметь работать с программным обеспечением, знать, пусть и в общих чертах, почвоведение, физику и химию.

Василий Новиков Фото: © Археологический комплекс Гнёздово

В каком-то смысле у археолога есть и сверхзадача — рассказывать популярно о своих находках и открытиях сторонним наблюдателям. Если люди понимают, что перед ними не просто поле, а остатки грандиозного средневекового поселения, то и сохранить этот объект для будущего будет значительно проще. Здесь, к слову, на помощь приходят современные технологии дополненной и виртуальной реальности.

— Каких технологий вам сегодня не хватает?

— Хотелось бы более широко использовать и развивать методы, которые позволяют заглядывать под землю. Например, тепловизионную съемку или методы разведочной геофизики. Интересно развитие нейросетей и программирования для автоматизации анализа данных воздушного сканирования.

— А раскопки сегодня ведутся так же, как и сто лет назад?

— Несмотря на развитие технологий, основным методом познания культурного слоя и объектов остаются раскопки. Благодаря им проверяют данные, которые получены неинвазивными способами, и ставят точку в их понимании.

Основными инструментами, как и сто лет назад, остались лопата, кисточка, совок, пинцет.

Копают, как и раньше, квадратами разной площади, но для улучшения понимания слоя снимать могут пластами от 20 до 5 см. Это замедляет процесс работ, но увеличивает тщательность. Сейчас мы активно промываем весь культурный слой, который извлекаем из раскопа, чтобы изучить даже незначительные фрагменты предметов.

При этом сегодня можно прямо в раскопе использовать микроскоп и в полевых условиях брать образцы, которые раньше легко было не заметить. И конечно, у нас появилось много вариантов цифровой фиксации находок, слоев и прослоек. Новые методы, конечно, расширяют возможности археолога, но сам принцип раскопок остался прежним.

В Древнем Египте врагам вместо скальпов отрезали руки

— Изменится ли что-то существенно в будущем?

— Я думаю, копать нужно будет всегда. Может, конечно, появится робот, который будет сам разбирать культурный слой, но, к сожалению, нет такой нейросети, которая сможет интерпретировать находки, расшифровывать особенности залегания слоев и прочее. Так что без вмешательства человека все равно не обойтись. Как бы ни хвалили чат-боты, пока они на это точно не способны.

В Великом Новгороде археологи нашли редкий псалий #археология #скандинавия 19 августа 2022 14:22