Бой мангуста и сусликов против кобры сняли на видео

Удивительный случай произошел в одном из сафари-парков Южной Африки: туристам удалось запечатлеть противостояние грызунов и ядовитой змеи.

Видео записано в туристическом лагере трансграничного парка Кгалагади. Капская кобра намеревалась проникнуть в норы сусликов, а зверьки, которых еще называют капскими земляными белками, отважно оборонялись. Некоторое время грызуны защищались самостоятельно, а потом на подмогу им пришел мангуст. В итоге змея ретировалась.

«Белки по очереди постоянно нападали на кобру с разных сторон. Внезапно появился мангуст и взял верх. В этот момент суслики отдыхали и наблюдали со стороны, как мангуст защищал их территорию и активно атаковал», — пояснила автор видео Аннет Смит.

Капская кобра считается одной из самых ядовитых змей Африки. Ее яд содержит наибольшее количество нейротоксинов среди всех кобр. Он моментально поражает нервную систему, вызывая паралич мышц. Жертва умирает от удушья. В одном укусе этой кобры содержится достаточно яда, чтобы убить шестерых человек.

Оружие мангуста

В журнале Nature опубликован обзор экспериментов, которые проводил над мангустами английский доктор Джозеф Файрер в середине XIX века. По его наблюдениям,  только один зверек погиб после нескольких укусов кобры, а остальные стойко переносили такие травмы.

Одного из мангустов посадили в большую проволочную клетку с коброй. Они провели в замкнутом пространстве сутки, постоянно нападая друг на друга. Зверек был укушен несколько раз, но яд на него не действовал. Тогда ночью в клетку бросили еще одну змею, и в этом неравном бою мангуст продержался лишь несколько часов.

Мангусты распространены в Азии и Африке, известность животное приобрело благодаря рассказу английского писателя Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» о борьбе храброго зверька с королевскими кобрами Фото: © Annette Smit / LatestSightings

Загадку противоядия решили уже в XX веке израильские биологи. Они изучили молекулярные структуры ацетилхолиновых рецепторов мангустов и змей. Оказалось, что они мутировали схожим образом и устроены так, что яд просто не может проникнуть в мышечные клетки. Змеям это нужно, чтобы не отравиться собственными токсинами. А мангустам, судя по всему, чтобы противостоять пресмыкающимся.

Воздействуя на ацетилхолиновые рецепторы мангустов, ученые поняли, что вполне могут превратить их в обычных, чувствительных к яду грызунов.

Суслики-стратеги

Таких как капские земляные белки, например. У них нет резистентности к токсинам, зато есть пушистый хвост. Именно им грызуны дезориентируют хищников, тех же кобр. Распушая хвосты, белки в групповом боевом танце активно ими машут и иногда бьют противника, отвлекая и отводя непрошеного гостя подальше от своих детенышей. В 2012 году канадские ученые выяснили, что самки с молодым потомством обороняются от змей дольше и интенсивнее, чем самцы.

Капские белки общаются с помощью звука: если приближается хищник, они начинают громко пищать, чтобы другие пришли на помощь Фото: © Annette Smit / LatestSightings

А вот их сородичам калифорнийским сусликам повезло в этом плане больше. Ученые выяснили, что хвосты этих грызунов нагреваются и излучают инфракрасные сигналы, которые змеи не любят. К тому же организм этих сусликов, как и у мангустов, устойчив к ядам.

Не только люди: суслики занимаются фермерством #суслики #сельское хозяйство 12 июля 2022 11:52