Талант на слуху: поможет ли наука находить музыкальные дарования?

Что получится, если объединить опыт ученых и талант музыкантов? Как музыка помогает развивать когнитивные способности человека? Можно ли научно обосновать феномен слуха? Ответы на эти вопросы намерены найти ученые Университета «Сириус» совместно с ведущими музыкантами России. Смелый замысел, который может вылиться в уникальные программы выявления талантов, уже поддержали педагоги и мэтры классической музыки. 

В Центре когнитивных исследований «Сириуса» среди прочего разбираются и в том, как музыка может помочь детям в процессе обучения. Ведь, как и сама речь, она состоит из множества повторяющихся элементов с бесконечным числом комбинаций. Эти сегменты организованы таким образом, чтобы получался ритм. Например, эксперименты показали, что если перед занятиями слушать музыку, с грамматическими заданиям удается справляться лучше.

Ольга Сысоева Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Увлечение музыкой помогает развивать когнитивные способности. Это связано не только с развитием восприятия слуховой информации, но и с другими аспектами. Например, играя на инструменте, человек анализирует поступающую информацию и интегрирует ее в то, что делает. При этом активизируется не только слуховая кора, но и лобные доли, отвечающие за концентрацию, критическое мышление и мотивацию, улучшаются сенсомоторные реакции, поясняет научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» кандидат психологических наук Ольга Сысоева.

«Это очень важные функции. Результаты исследований говорят, что развиваются не только отдельные мозговые структуры, но и возникают новые связи между ними. В частности, усиливаются взаимодействия между полушариями, о чем говорит в том числе и увеличенный размер мозолистого тела у музыкантов. И это влияет на наши способности, например, говорить, читать и писать. Поэтому занятия музыкой полезны всем», — рассказывает Ольга Сысоева.

Во время занятий музыкой человек привыкает к многократным повторяющимся действиям, он учится игнорировать часть информации, которая ему не нужна в данный момент Фото: © granata68 / Shutterstock / FOTODOM

На слуху

Феномен абсолютного слуха — другая тема, интересующая ученых «Сириуса». Благодаря многочисленным международным исследованиям точно известно, что одаренность определяется конкретными генами, в том числе и теми, которые отвечают за формирование слухового аппарата, рассказывает научный руководитель Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» доктор психологических наук Елена Григоренко.

Елена Григоренко Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

«На развитие таланта влияют три основные составляющие: генетическая предрасположенность ребенка, среда, в которой он живет, и его усердие. Это должна быть комбинация. Как диагностировать этот ген? Сколько времени нужно репетировать молодому музыканту? И какие психологические аспекты на него влияют? Это круг вопросов. Диагностика и практика требуют определенной выборки, доверия преподавателей и наших способностей определить те элементы, которые работают в педагогике. И такие исследования с нашим оборудованием и специалистами более чем реальны».

Кроме слуха, для развития музыкальных способностей ключевое значение имеет и ритм, утверждает ректор Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства заслуженный артист России профессор Валерий Пясецкий.

«Наличие абсолютного слуха вовсе не обязательно. Его можно развить. Важнее чувство ритма, ведь оно практически не поддается улучшению. Можно чуть-чуть его подправить, но добиться идеального ритма, если его нет, практически невозможно. Во всяком случае у меня в практике таких случаев не было. Среда, в которой растет ребенок, действительно имеет большое значение: насколько мама и папа хотят, чтобы он развивался всесторонне. Если в доме звучит музыка, будет один результат, а если родители приводят ребенка, а у самих интереса к этому нет получится совершенно другой».  

Как воспитать выдающегося музыканта? Советы Валерия Пясецкого:

— начинать следует с четырех-пяти лет. Большую роль играют родители: они должны не только всецело помогать ребенку воспринимать информацию от педагогов, но и контролировать весь процесс обучения от начала и до конца, а также дома максимально погрузить ребенка в творчество;

— не зацикливаться на одном инструменте. Нужно посещать разные концерты: симфонические, камерные, фортепианные, скрипичные и др. Конечно, выбирать соответствующий возрасту репертуар. Не обязательно высиживать с маленьким детьми полный концерт — 30 минут достаточно, затем постепенно увеличивать время пребывания;

— ходить в театр: как на постановки, так и на оперу, и балет. Здесь тоже стоит начинать с непродолжительного времени и выбирать репертуар по возрасту;

— посещать выставки и музеи — таким образом знакомить детей с живописью;

— читать литературу — к примеру, стихи Пушкина, басни Крылова. 

В том, чтобы распознать талант и помочь ему развиться, заинтересованы и сами наставники, музыканты. Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, председатель правления и учредитель Фонда «Талант и успех» народный артист России Сергей Ролдугин отметил, что сейчас каждый педагог по музыке учит детей, основываясь на своем личном опыте, а вот задача исследователей — найти наиболее эффективный метод. 

Композитор и пианист Кузьма Бодров, который также обучает детей в Образовательном центре «Сириус», считает: чтобы добиться результата, нужно изначально ставить перед ребенком высокие цели.

«Я преподаю предмет „композиция“. Занимаюсь с детьми по консерваторской методике. Мы анализируем, например, Прокофьева, а потом на основе его конкретной пьесы дети сочиняют свою. Казалось бы, ребенок 12–15 лет, никогда не писал музыку, чего от него ждать? Но за эти 10 дней каждый из них может почувствовать себя настоящим композитором. У многих ребят неожиданно, в первую очередь для самих себя, открываются способности к творчеству, и потом они уже продолжают двигаться в этом направлении после обучения в „Сириусе“», — делится наблюдениями Бодров. 

«Созвездие» в «Сириусе»: когда талант соединяется с волей

Читать

Новый проект может стать началом серии совместных исследований музыкантов, психологов и педагогов. А в будущем послужит появлению новых методик выявления таланта у детей на самых разных этапах развития, отметила руководитель Образовательного центра «Сириус», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева

«Логика исследований, которую мы развиваем в „Сириусе“, связана с подтвердившими свою эффективность педагогическими и профессиональными моделями работы с талантами. При этом у нас есть уникальная возможность идти еще дальше: экспериментировать с этими моделями, расширять и совершенствовать их для создания новых программ подготовки музыкантов на стыке разных дисциплин. Наша задача — сформировать в виде методик все то, что „Сириус“ может выдвинуть сегодня как гипотезу, верифицировать фактический опыт наших педагогических и профессиональных школ и понять, все ли мы сделали для становления молодых артистов, для того чтобы они могли гармонично развиваться и максимально эффективно реализовать себя в искусстве», — сказала Елена Шмелева.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Чудесный ритм: как связаны музыка и речь #музыка #речь 03 декабря 2022 19:19
2
Интеллект и эмоции: как музыка влияет на работу мозга? #музыка #мозг 28 октября 2022 19:54
3
Может ли музыка свести с ума? #музыка #психика #биполярное расстройство 10 февраля 2023 16:31