Чудесный ритм: как связаны музыка и речь

Музыка помогает улучшить навыки чтения или выучить новый язык. Разберемся в этом вопросе вместе с младшим научным сотрудником Центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Максимом Маркевичем.

Ритм в речи и музыке

Музыка и речь состоят из множества повторяющихся элементов с бесконечным числом комбинаций. Часто элементы организованы определенным образом и по конкретным законам: благодаря этому формируется ритм. И речь, и музыка предполагают взаимодействие, коммуникацию с другими людьми: например, когда нужно синхронно произносить молитвы, петь хором или исполнять произведения для оркестра. 

«Ритм — это основной элемент как музыки, так и речи. Важно, что он присутствует в разных культурах и языках. Музыка и речь — это аудиальные сигналы, у которых есть временная структура и продолжительность (количество тактов), частота (высота), амплитуда и интенсивность (громкость), тембр (инструмент/голос) сигнала».

Максим Маркевич

Отличия музыки и речи

У музыкального ритма и речи существуют различия. Ритм обычно состоит из повторяющихся элементов, которые распределены во времени, а речь более хаотична. Строгая ритмичная речь кажется искусственной и неустойчивой в разговорном языке, где темп часто меняется.

Однако ряд особенностей создают ее предсказуемую структуру. Так, ударения, паузы между предложениями, границы слов, очередность говорящих в диалогах позволяют выделять элементы ритма в речи.

Темп речи может быть очень гибким в разговоре взрослых людей, быстрым в детской речи, асинхронным в рэпе или песне, ритмизованным в поэзии и ораторском искусстве. 

«Основополагающее значение для восприятия ритма музыки и речи имеет способность слуховой системы к точной обработке сигналов. Это относится к способности различать изменения высоты тона, тембр, наличие пауз и другие аспекты».

Максим Маркевич

Влияние музыки на языковые процессы

Исследование того, как музыка воздействует на языковые процессы, это одно из современных направлений в науке. Например, ученые изучают влияние ритмических структур на улучшение навыков восприятия текста и дислексию.

«В рамках фонологического направления ученые выяснили, что после прослушивания ритма, который соответствует структуре лингвистического материала — текстового предложения или акустического сигнала, улучшается его распознавание. А данные электрической активности мозга указывают на то, что реакция нейронов сильнее на предложения, совпадающие со структурой проигранного ритма.

Кроме того, исследуя реакции на синтаксис, ученые выяснили, что прослушивание регулярной ритмической последовательности до выполнения грамматических заданий хорошо влияет на результаты, в том числе для людей с дислексией».

Максим Маркевич

Ряд исследований показал, что музыкальные способности связаны с языковыми. Например, те, кто лучше других выполняет задания на повторение ритма, проще осваивают новые языки.

Чтобы улучшить навыки чтения, необходимо уделять больше внимания упражнениям, таким как простукивание мелодии и нотного текста, определение ритмических рисунков на слух и многое другое. Ведь музыка и речь не существуют друг без друга.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
В генах Бетховена не нашли особой предрасположенности к музыке #музыка #гены #талант 29 марта 2024 13:26
2
Самый юный победитель «Созвездия» о том, как изменилась его жизнь после конкурса #Сириус #музыка #Созвездие 06 апреля 2024 12:10
3
«Дни регионов России»: в «Сириусе» стартует новый музыкальный проект #Сириус #музыка 10 апреля 2024 06:15