Ковид против рака: как вирусы избавляют от опухолей

Вирусов на Земле больше, чем всех живых организмов, вместе взятых. Только разновидностей гриппа насчитывается свыше 2 тыс. Но если одни вирусы вредят людям и убивают их, то другие, наоборот, способны помочь и спасти. Например, от рака. Как это работает и может ли ковид превратиться из беды в панацею?

Сейчас есть три основных метода лечения онкозаболеваний: это хирургическое удаление опухоли, разрушение ee разными химиопрепаратами и с помощью радиации. Эти методы не всегда эффективны, поэтому ученые постоянно в поиске. В нашей стране разрабатывать новые подходы к борьбе с онкологическими заболеваниями начали еще в советское время. Сегодня эта работа продолжается. 

Схема работает так: неболезнетворный вирус доставляют в опухолевую клетку, после чего он размножается, уничтожая злокачественную опухоль. В свою очередь, здоровые клетки при контакте с ним вырабатывают интерферон и защищаются от заражения. Правда, это в идеале. 

Визуализация вируса COVID-19 Фото: © Fusion Medical Animation / Unsplash.com

Об этом методе впервые заговорили более 100 лет назад. Еще с XIX века наука знает о способности вирусов уменьшать или совсем убирать опухоли.  В медицинских справочниках остались записи, которые описывают случаи чудесного исцеления, когда у человека исчезала опухоль после перенесенной инфекции — после сыпного тифа или сальмонеллеза, например. 

Позже положительный эффект заметили после вакцинации против бешенства. Правда, доказать взаимосвязь было довольно сложно: начавшиеся эксперименты все-таки посчитали опасными и остановили их. Однако в 1950–1960-х годах — после появления вакцин от полиомиелита и кори — исследования продолжились.

При чем тут полиомиелит и рак?

В 1955 году в СССР открылся Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов. Разработкой вакцины занимались советский вирусолог Михаил Чумаков и его жена Мария Ворошилова. Благодаря им в 1958 году в Советском Союзе начали первыми в мире производить живую полиомиелитную вакцину. В стране началось ее массовое применение. Со временем препарат стали использовать в 60 странах мира, он помог справиться со вспышками полиомиелита в Восточной Европе и Японии. Позже Мария Ворошилова обнаружила и другие полезные для людей энтеровирусы, которые были способны бороться с онкозаболеваниями.

Дорогой рак: во сколько человечеству обходятся онкологические болезни?

Читать

«В 1970 году произошел интересный клинический случай. Первого декабря восьмилетний мальчик попал в больницу в Уганде с лимфомой Беркитта (это достаточно агрессивный вид рака, от которого человек гарантированно умирает), 13 декабря у этого мальчика диагностировали вирус кори.

Спустя две-три недели после заражения инфекцией ребенок полностью излечился от одного и второго заболеваний

У него наступила ремиссия. Оказалось, что опухолевые клетки сильно восприимчивы к различным вирусным инфекциям. Они просто не умеют подавлять вирус. Естественно, умные ученые решили этим воспользоваться и стали разрабатывать новые варианты вирусных частиц (которые где-то были ослаблены, а где-то усилены), для того чтобы бороться с различными онкологическими заболеваниями. Такой подход идеален для лечения рака крови», — рассказал научный руководитель направления «Генная терапия» Научного центра трансляционной медицины Университета «Сириус» Александр Карабельский.

Как это работает? Онкологические пациенты относятся к группе риска, поскольку более восприимчивы к вирусным инфекциям на фоне противоопухолевой терапии. Но иногда вирус не убивает иммунитет, а, наоборот, его активирует. Тогда тот уничтожает клетку не только инородного агента, но и рака. Такие вирусы называют онколитическими.

Сотрудники Научного центра трансляционной медицины в университете «Сириус» (слева направо): руководитель направления «Генная терапия» Александр Карабельский, ведущий научный сотрудник направления «Генная терапия» Александр Егоров, старший специалист Ресурсного центра биотехнологических продуктов Артем Тумаев Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

В «Сириусе» создают убийц рака

Ученые Университета «Сириус» разрабатывают противораковые вирусы. За основу специалисты взяли безопасный для человека вирус везикулярного стоматита. Это достаточно просто устроенный неопасный для человека РНК-содержащий вирус с негативным геномом. При этом онколитические свойства вируса можно усиливать, вводя в геном генетические конструкции для стимуляции противоракового иммунного ответа. Новый препарат планируют использовать для уничтожения клеток глиобластомы, меланомы, рака головы и шеи. В ближайшие пять лет исследователи рассчитывают выйти на стадию клинических испытаний. 

Во время пандемии COVID-19 врачи наблюдали онкопациентов, которые поправлялись частично или полностью без противораковой терапии, после того как переболели коронавирусом. Об этом сообщил заведующий отделением противоопухолевой лекарственной терапии Подольской городской клинической больницы доктор медицинских наук Мехти Нариманов.

В его практике было два таких случая. Одна инфицированная ковидом пациентка полностью вылечилась от рака шейки матки, и в течение следующих трех лет рецидивов не было. Другая женщина, заразившаяся коронавирусом, страдала от рака прямой кишки с метастазами в легких. Чтобы не ухудшать состояние и без того ослабленного организма, ей отменили онкотерапию на два месяца, а когда потом врач сделал компьютерную томографию легких и провел дополнительное исследование, метастазы пропали. 

То, что коронавирус может исцелять онкобольных, подтверждает Пётр Чумаков — член-корреспондент Российской академии наук, заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН. Он тоже наблюдал улучшение самочувствия у раковых пациентов на фоне перенесенного ковида. Чумаков предположил, что коронавирус может подойти для онкотерапии, но сначала его нужно сделать безопасным. 

Лучше один раз увидеть: какое у вирусов «лицо»

Читать

О том, что ковид способен помочь в борьбе с раком, говорят и зарубежные специалисты. В 2021 году в Лондонский Королевский госпиталь обратился 61-летний пациент, которому неудачно пересадили почку, требовался гемодиализ. У мужчины была лимфома Ходжкина третьей стадии. Через некоторое время у него обнаружили пневмонию, к тому же тест на COVID-19 оказался положительным. Тем не менее через 11 дней больного выписали, и он продолжил восстанавливаться на дому. При этом лимфому так и не лечили, а спустя четыре месяца томография ее не обнаружила. В журнале Британского общества гематологов об этом случае есть отчет. Подобные истории встречались и в других странах. 

Говорить о COVID-19 как об онколитическом вирусе пока рано, считают специалисты. К тому же вирусологи задаются вопросом, а стоит ли вообще его применять в лечении рака, ведь уже существует множество менее опасных аналогов. Например, сейчас ученые по всему миру активно создают препараты на основе аденовирусов, вирусов герпеса и даже неопасных вирусов животных.

Над разработкой противораковых препаратов на основе вирусов активно работают по всему миру, в том числе в России, Китае и США Фото: © Mat Napo / Unsplash.com

Кроме того, при лечении рака вирусы применяются индивидуально: в одном случае они могут быть эффективными, а в другом не помогут. В любом случае, у этого метода все впереди, сейчас механизмы разрушения опухолей этими вирусами детально изучаются, как и причины неудач при их применении. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Левша из «Сириуса» хочет «подковать» наноробота, убивающего раковые клетки #Сириус #наночастицы #нанокомпьютер 22 декабря 2022 19:28
2
В России провели уникальную операцию пациенту с последней стадией рака #рак #операция #онкология 18 января 2023 17:22
3
Человек не может заразиться раком, дьявол — да #рак #тасманийский дьявол 27 апреля 2023 16:40