Человек не может заразиться раком, дьявол — да

Долгое время бытовало мнение, что раком можно заразиться от больного им человека. Наука опровергла такую возможность. Однако, это касается только людей. Некоторым видам повезло меньше, например, тасманийским дьяволам.

Рак от злости

На острове Тасмания (хотя люди завезли его уже и в Австралию) обитает агрессивное сумчатое животное. За злость европейские переселенцы когда-то назвали его дьяволом. И именно это качество сыграло с ним злую шутку, став одной из главных причин повсеместной гибели представителей вида.

Что за зверь такой

Тасманийский дьявол — самый крупный представитель семейства современных сумчатых хищников. Одним укусом сумчатый черт легко может прокусить своей добыче позвоночник или череп. Кстати, дьяволом или чертом его стали называть первые переселенцы из Европы из-за черной окраски, огромной пасти с острыми зубами и зловещих ночных криков. Сегодня его численность не превышает 20-ти тысяч взрослых особей, и она продолжает снижаться.

Рак, способный передаваться от больного к здоровому, встречается в природе крайне редко. Подобное происходит из-за попадания злокачественных клеток в организм животного. В случае с тасманийским дьяволом они передаются через укусы, которые оставляют друг на друге эти свирепые животные. Так сложилось, что опухоль у зверей появляется на морде, и нападающие на них здоровые сородичи заносят раковые клетки себе в кровь.

Раковые клетки попадают в организм дьяволов через раны, нанесенные им больными собратьями Фото: © Max Stammnitz

Моллюски тоже

Не так давно в дикой природе было обнаружено несколько трансмиссивных видов рака, вызывающих значительную смертность среди морских двустворчатых моллюсков: мидий, устриц и гребешков. Значительные коммерческие убытки, которые связаны с гибелью этих животных, разводимых для пищи в прибрежных регионах, стали поводом к началу научных исследований. Ожидается, что изучение механизмов передачи раковых клеток, а также путей защиты поможет найти способы борьбы с подобными типами онкологии.

Среди тасманийских дьяволов распространено два вида трансмиссивного рака — лицевые опухоли первого и второго видов (DFT1 и DFT2). Стопроцентная смертность привела к резкому сокращению популяций животных в последние десятилетия, поставив вид под угрозу исчезновения.

История рака

Тасманийский дьявол, награждённый природой острыми крепкими зубами, одним укусом способен перекусить и раздробить не только кость, но и позвоночник своей добычи Фото: © Jiri Stoklaska / Shutterstock / FOTODOM

Исследователи из University of Cambridge отследили время происхождения DFT1 и DFT2, секвенировав ДНК тасманийских дьяволов и построив эволюционную модель ее последовательностей. Результаты, опубликованные в журнале Science, подтвердили нарастающую угрозу для вида.

Процесс накопления мутаций позволяет отследить эволюцию и лучше понять происхождение онкологии. Ученые узнали, что два вида рака возникли в результате сходных процессов в отдельных популяциях животных и продолжают активно эволюционировать.

Оказалось, что DFT1 появился в 1980-х, хотя впервые был обнаружен в 1996 году на северо-востоке Тасмании. Сегодня он распространен по всему острову. В свою очередь, DFT2 возник уже в новом веке — в промежутке между 2009 и 2012 годами. Он есть лишь у дьяволов, живущих на юго-востоке Тасмании. Генетики определили, что второй тип рака мутирует в три раза быстрее, чем первый. Он — более серьезная угроза из-за быстрого развития опухоли.

Человеческий фактор

Без человека в этой истории не обошлось. Люди не только напрямую снижали численность тасманийских дьяволов, отстреливая их. Косвенно, они виноваты и в распространении рака. Дело в том, что эти звери часто выбегают на дороги и попадают под колеса машин. Нередко сбитых дьяволов поедают их сородичи, получая таким образом раковые клетки.

Такие знаки предупреждают водителей: здесь нужно притормозить и быть на чеку, чтобы не задавить тасманийского дьявола Фото: © ChameleonsEye / Shutterstock / FOTODOM

Другая интересная особенность этих видов онкологии — срок инкубационного периода, который может составлять более года. Кроме того, исследователи выявили случай передачи рака от матери к детенышу в сумке. Как бы то ни было, они не берутся предсказывать перемены в геноме опухолевых клеток и прогнозировать, как это повлияет на тасманийских дьяволов.

Левша из «Сириуса» хочет «подковать» наноробота, убивающего раковые клетки #Сириус #наночастицы #нанокомпьютер 22 декабря 2022 19:28