Что такое NFT, насколько это экологично и причем тут котики?

Появившись в 2017 году, технология NFT проделала путь от мультяшных животных до международных аукционов. Сколько миллионов долларов стоят пиксели с дискет Энди Уорхола и первый в мире твит? Помогли ли виртуальные токены сделать планету чище? И какой выбор сделали арт-покупатели между настоящей и цифровой картиной эпатажного Дэмиена Хёрста? Разбираемся в феномене NFT.
Неповторимый файл
Non Fungible Token (NFT), или невзаимозаменяемый токен, — порождение мира криптовалюты. По сути, это цифровой сертификат, подтверждающий право собственности на любой файл, будь то изображение, видео или аудио. Почти всегда его покупают и продают за криптовалюту. Каждый NFT уникален, а все транзакции регистрируются в блокчейне.
Что такое блокчейн?
Простыми словами это электронная книга бухучета, где фиксируются все данные о покупках или продажах цифровых объектов, будь то криптовалюта или предметы искусства. Эту информацию невозможно подделать, ведь каждый ее элемент связан с другим. Можно провести аналогию с цепью, которая рвется, если удалить одно из звеньев (отсюда название blockchain, которое с английского можно перевести как «цепь из блоков»). Блокчейн находится в открытом доступе.
Первый NFT был создан нью-йоркским художником Кевином Маккоем в 2014 году. Несколько лет это было интересно лишь ограниченному кругу энтузиастов, но потом в дело вмешались котики. В 2017-м появилась игра CryptoKitties, где можно разводить уникальных мультяшных кошек, а потом продавать их в качестве токенов. Некоторых «животных» покупали за сотни тысяч долларов, а всего за несколько дней пользователи потратили на них больше миллиона долларов. В мире, где ценность цифрового предмета сводится на нет нажатием двух кнопок, CryptoKitties придумали, как сделать виртуальный продукт продаваемым.
Мы можем скачать в интернете любую NFT-картинку и поставить ее себе на заставку смартфона, но это не сделает нас владельцем оригинального изображения, и мы не сможем его, например, продать. Все как с классическим искусством: сколько бы ни было копий «Моны Лизы», наибольшую ценность имеет только оригинал.

Корни матери Леонардо да Винчи нашли в России
ЧитатьТехнология долгое время ограничивалась криптомиром, и до сих пор большинство сайтов по продаже цифрового искусства позволяют оплачивать изображения и анимацию криптовалютой Ether. Хотя сейчас появляются маркетплейсы, где можно использовать карту. В 2020 году, когда криптовалюта сильно подорожала, а люди из-за пандемии оказались запертыми дома наедине со своими мониторами, интерес к NFT стал быстро расти. Многие художники разбогатели.
Откуда это помешательство?
Пандемия сильно ударила по традиционному миру искусства. Зрители перестали ходить на выставки и арт-ярмарки, мировые продажи упали в среднем на 22 %. NFT же не нужны ни галереи, ни аукционы, хотя те ими активно интересуются. К новой технологии обращаются и популярные художники. Например, Дэмиен Хёрст.
Дэмиен Хёрст — британский художник и предприниматель, построивший карьеру и состояние на искусстве, которое шокирует. Одна из самых известных работ Хёрста называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» и представляет собой резервуар с раствором формальдегида и помещенной туда тигровой акулой.
В 2016 году Хёрст начал акцию The Currency, выставив на продажу 10 000 токенов по 2000 долларов за штуку. Каждый из них шел вместе с настоящим рисунком с уникальным сочетанием разноцветных точек. Через два месяца после приобретения такого NFT покупатель должен был решить: оставить реальную или виртуальную картину. От этого выбора зависело, что будет уничтожено. Таким образом художник предлагает сделать ставку на то, что будет более востребовано в будущем.
В итоге около 60 % процентов ценителей эпатажного искусства оставили себе цифровую версию. Реальные картины-аналоги начали сжигать в одной из лондонских галерей осенью прошлого года.
В свою очередь, устроители аукциона Christie's попытались объединить рынок современного искусства и криптовалютный, устроив распродажу цифровых работ Энди Уорхола, созданных в 1980-х годах. Файлы, которые были восстановлены с дискет и преобразованы в NFT, представляют собой рисунки, сделанные на компьютере Commodore Amiga. Изображения бананов, цветов и банок супа Campbell были проданы больше чем за миллион долларов.

За сколько продали «Бирюзовую Мэрилин» Энди Уорхола?
ЧитатьКак и на рынке «аналогового» искусства, в мире NFT произведение стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Так, бывший генеральный директор Twitter Джек Дорси продал изображение первого в истории твита за 2,9 млн долларов.
Не скупись, покупай живопись
NFT — это в первую очередь технология, и совсем не обязательно ограничивать ее сферой искусства. Существовать там могут и предметы моды. К примеру, компания Gucci продала на аукционе Christie’s NFT-видео за 25 тыс. долларов, а Dolce & Gabbana — коллекцию, где вместе с одеждой и ювелирными украшениями были цифровые токены, за 5,7 млн долларов.
Хотя изначально NFT продвигали как искусство для всех, сегодня очевидно, что в этой сфере доминируют цены, а не идеи и смыслы. Когда технология только появилась, казалось, что она сократит глобальное потребление. Ведь при покупке цифрового и физического объекта вырабатывается одинаковое количество дофамина. А если нет разницы, зачем приобретать (а значит, производить) осязаемую вещь?
Однако экотокены оказались не совсем зелеными, ведь на поддержку блокчейна, а вместе с ним и NFT уходит колоссальное количество ресурсов. Например, годовое потребление электричества платформой Ethereum сопоставимо с количеством энергии, которое тратит небольшая европейская страна.
Однако вряд ли этот отпугнет от NFT армию художников, которые благодаря ей могут продавать свои работы напрямую покупателям, минуя арт-дилеров. К тому же с каждой перепродажи они получают процент — в мире реального искусства такой системы нет.