Что такое нейроискусство? Сможет ли нейросеть заменить художника?

Как искусственный интеллект помогает творить и способен ли он прийти на смену живописцу? Почему работы, созданные ИИ, сейчас стоят сотни тысяч долларов. Об этом «С(Ж» рассказала нейрохудожница Валерия Титова, выставка которой прошла недавно в московском парке «Зарядье».

Валерия Титова Фото из личного архива Валерии

В интерактивной экспозиции «Алиса в Нейроцарстве» создатели предложили посмотреть на произведения популярного английского писателя Льюиса Кэрролла через призму русской изобразительной традиции. Это мультижанровый микс из иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России — от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого. Мультимедийное оформление и видеоарт создали с применением нейросетей, которые обработали образы Льюиса Кэрролла в стиле Ивана Билибина, известного иллюстратора русских сказок. О том, как уже сегодня нейросети могут нарисовать изображение по тексту с помощью схематичного наброска или зарисовки, мы поговорили с художницей Валерией Титовой.

— Начнем с того, что такое нейроискусство?

— Это любое художественное высказывание, созданное с помощью нейросетей.

— Как тогда вы работаете с нейросетью?

— Обычно я иду от идеи или от хода работы. Мне либо интересно искать технические возможности воплощения моих мыслей — и тогда я пробую знакомую программу, пишу сценарии из текстовых подсказок для нейросети (промты), подбираю референсы (исходные эскизы, зарисовки) для визуальной части, а потом реализую. Либо это новая технология — и я достаю что-то из своих идей или постоянных мотивов творчества.

Работа Валерии Титовой

— Получается, ИИ — это инструмент художника? Или его соавтор и даже автор произведения?

— Разумеется, это только инструмент в отношении художника. Так же как соавтором не являются кисти живописца и камера фотографа.

— Чем тогда нейрохудожник отличается от того, кто использует похожие инструменты и скачивает, например, приложение Lensa, а потом создает новые изображения из своих фотографий?

— Я считаю, что каждый человек — художник. Если он чувствует творческий порыв, думает и делает выводы, обрабатывая фотографии в Prisma, Lensa или где-то еще, пусть будет художником. Мы говорим о самоидентификации человека как творца и его выборе творить даже нажатием одной кнопки. 

Что такое Lensa?

Lensa — мобильное приложение, разработанное российской компанией Prisma Labs. Оно появилось около года назад и изначально было стандартным фоторедактором. В ноябре 2022-го вышла обновленная версия, в которой добавили функцию, делающую людей на фотографиях похожими на персонажей кино, мультфильмов и комиксов. Загрузив в Lensa с десяток своих фотографий, можно получить от 50 до 200 сгенерированных портретов. 

— Изображения рождаются из текста. Получается, формулировки играют важную роль. Не становится ли в этом случае художник писателем?

— Да, слова играют особенную роль, но это совершенно не литературный язык, а язык текстового запроса. Я думаю, художник — это широкое понятие, которое может вмещать все детали процесса — внешние и скрытые. Последний век художники работают не только с визуальными медиумами.

Искусство на то и искусство, чтобы не ограничиваться, а расширять границы

— Какова роль непредсказуемости в работе с нейросетями?

— Я работаю не очень аккуратно и по вдохновению, поэтому если говорить о моем творчестве, то случайных находок там очень много. При этом я понимаю, как могут отображаться художественные стили, свет и материалы — для этого есть специальные таблицы и библиотеки, где собрана вся эта фактура. 

— Созданные нейросетями изображения продаются на аукционах наравне с картинами, написанными людьми. Как вы к этому относитесь? Сможет ли нейросеть заменить художника?

— Аукционы — это отдельная тема, где на искусство наслаиваются другие контексты и особые правила. Отношусь к этому хорошо — так нейросети легитимизируются, а разработчики получают больше финансирования. Это здорово для нашего общего будущего.

Сама по себе нейросеть не сможет заменить никого. Для хорошего, даже не превосходного, а просто хорошего результата за ней должен сидеть творческий эрудированный человек. В противном случае работа не заладится. 

Настоящий фурор в 2021 году произвела новость о том, что искусственный интеллект Botto заработал $1,1 млн. Это сумма не за одно, а за четыре произведения. Аукцион проходил на платформе SuperRare, где картины были представлены в качестве NFT. Нейросеть Botto генерирует изображения на базе всего искусства, когда-либо созданного человеком. На них отдаленно угадывается, например, почерк Рембрандта.

Картина «Asymmetric Liberation», созданная нейросетью Botto Иллюстрация: © botto

— На каком уровне вы можете реально контролировать эстетику сгенерированного изображения?

— С точки зрения образов этим можно управлять. Все зависит от эрудиции или терпения автора. Достаточно знать художников и техники, понимать, как устроен свет и работает камера, чтобы писать хорошие промты, или искать примеры того, как может выглядеть задумка, в библиотеках. Для качественного контроля над произведением и его визуальным стилем нужно иметь желаемый образ, а он может взяться только из головы художника.

Работа Валерии Титовой

— Нейросеть работает только с набором уже существующих изображений. Выходит, она не способна придумать ничего принципиально нового?

— Принципиально нового — нет. Для этого за ней сидит художник. 

Строго говоря, программа ничего не придумывает и не принимает самостоятельных решений

Все, что происходит в работе, — это чистый синтез. 

— Эстетика нейроискусства часто психоделична. С чем это может быть связано?

— Думаю, с тем, что нейросеть превращает одни предметы в другие, а человек привык видеть такое в состоянии измененного сознания или во сне. При этом технологии достаточно хороши, чтобы многие предметы узнавались и были похожи на реальные. Скоро видеоролики, созданные нейросетями, станут неотличимы от снятых на камеру и не будут иметь своей конкретной эстетики.

Пять ИИ-кистей для начинающего нейрохудожника

Валерия Титова составила для «С(Ж» список программ, которыми пользуется сама и рекомендует новичкам:

Phygital Plus. Удобный инструмент — простой интерфейс, много нейросетей «под капотом», постоянные обновления, а также нейросетевая библиотека, которая даст понять, что сегодня умеют нейросети. 

Midjourney. Самая эстетичная нейросеть для генерации изображений с кнопкой «красиво».

StableDiffusion. Самый легкий способ поиграть с моделью преобразования текста в изображение.

Runway. Инструмент со множеством удобных функций для обработки видео. 

DALL-e 2. Эта нейросеть для генерации изображений хоть и появилась более двух лет назад, сегодня не теряет актуальности, и ее стоит попробовать.

— Техническая сторона нейроискусства развивается очень быстро. Каким вам представляется его скорое будущее? 

— Если человечество в который раз не испугается и не даст по тормозам и не наступит «зима ИИ», то нас ждет много понятных инструментов для любого уровня. Сама я хочу попробовать инструменты text2video, чтобы создавать не просто покадровую анимацию, а полноценные фильмы и мультфильмы с сюжетом. Жду, когда это все внедрится в каждый продакшен наравне с более простыми нейроинструментами, к которым все уже привыкли. 

Иными словами, я уже жду не революций, а того времени, когда это все станет приятной и стабильной обыденностью

Оцените статью
Поделись знанием