От укиё-э до манги: краткий гид по изобразительному искусству Японии

Японская анимация уже давно стала частью поп-культуры, но ею изобразительное искусство Страны восходящего солнца, конечно, не ограничивается. Оно гораздо шире, чем экранизированные комиксы. Рассказываем о главных направлениях в японской живописи и о том, как они связаны с мангой и аниме.

Японское искусство, и не только изобразительное, опирается на несколько религиозных и философских концепций.

Синтоизм — традиционная религия Японии, основанная на анимизме — вере в одушевленность природы. В центре поклонения находятся ками — божества и души умерших. Согласно синтоизму за каждым природным объектом — горой, озером, лесом — стоят свои ками.

Буддизм — одна из мировых религий, распространившаяся на территории Японии в VI веке. В связи с возникшей необходимостью росписи храмов профессия художника становится востребованной.

Натурфилософия — философское направление, которое пытается осмыслить природные процессы.

Ямато-э

«Горы и ручьи осенью и зимой», тушь, цвет и золото на бумаге, XVI век. Институту искусств Миннеаполиса Public Domain

Влияние более развитого Китая распространялось на Японию с IV до IX века — до разрыва дипломатических отношений в 894 году. Императорские дворцы и зажиточные дома к тому моменту были украшены изображениями в «китайском стиле» (так назывались картины с китайскими сюжетами и пейзажами). Стиль ямато-э появился как альтернатива китайскому — возникла потребность изображать родную японскую повседневность. Картины ямато-э писались в основном на традиционных дверях фусума и ширмах бебу. Это были сцены из обыденной или дворцовой жизни, изображения природы, иллюстрации к литературным произведениям. Тогда же стали укрепляться традиционные символы — например, сакура.

Сансуй-га

Ма Юань. «Весенняя прогулка по горной тропинке». Музей императорского дворца Public Domain

Из росписи ширм вытекает самостоятельный жанр живописи сансуй-га. Сансуй переводится как «горы и вода» — классический японский пейзаж. Мы привыкли оценивать живопись с точки зрения реалистичности и достоверности. Однако это западный взгляд на искусство. Японский пейзаж сансуй-га не стремился отражать реальность — такие картины могли даже рисоваться не с натуры, а из головы. Задача художника — создать цельный, сбалансированный и гармоничный мир. В таком пейзаже должны сочетаться противоположности: горы и вода, мужское и женское начало, инь и ян. Сансуй-га писались на длинных свитках справа налево: предполагалось, что такую картину нужно рассматривать медитативно.

Сёдо

«Куда бы ни шел, будь хозяином», каллиграфия, Сёдо Харада Роси © Сёдо Харада Роси

Сёдо, или каллиграфия, — это искусство красивого письма. Японская каллиграфия уходит корнями в Китай: она появилась в VII веке. В отличие от китайских каллиграфических стилей, японский был проще. Сегодня существует много разновидностей. Например, сосё, или «травяное письмо», используется для художественной каллиграфии и записи поэзии. В этом стиле важно не столько содержание, сколько форма написания. Под влиянием дзен-буддизма искусство сёдо приблизилось к медитации — требуются сосредоточенность и погружение в процесс.

Укиё-э

«Две женщины на веранде». Судзуки Харунобу, цветная гравюра на дереве, около 1750 года Public Domain

С развитием технологий в японских городах с XVII века распространяются укиё-э — гравюры, или «картины изменчивого мира». До этого изобразительное искусство было делом элиты — правителей, придворных, богачей. Благодаря дешевизне и тиражности гравюр искусство становится доступным и для обывателей. Укиё-э распространялись в основном в городах и изображали сцены из повседневной жизни (чайные дома, ремесленные, набережные, театр кабуки). Укиё-э, в отличие от ямато-э, стремились к приземленности и реалистичности. Такие гравюры считались «низовым» искусством.

Манга

«Обезьяна-воришка убегает от животных с длинными палками» (первый свиток «Тёдзюгига»), Тоба Содзё, XII век. Токийский национальный музей Public Domain
«Тагосаку и Мокубэ осматривают Токио», Ракутэн Китадзава, 1902 год Public Domain

Прообраз японских комиксов манга был создан еще в XII веке — это сборник «Тёдзюгига». Он содержал юмористические зарисовки об антропоморфных животных, а также истории буддийских монахов, нарушающих устав. Первые же серийные комиксы в той форме, которую мы знаем сегодня, вышли в 1902 году — это была юмористическая манга. Манга «Тагосаку и Мокубэ осматривают Токио» Ракутэна Китадзавы создавалась под влиянием американских комиксов и европейской карикатуры, впитав в себя традиции гравюры укиё-э.

Расцвет манги начался после Второй мировой войны. Появилась целая система жанров и возрастных категорий — от детских сказок до эротических зарисовок. Сегодня японские комиксы популярны по всему миру, а манга — одна из главных визитных карточек страны.

Магазин манги в Японии Фото: © Doc Sleeve / CC BY-SA 3.0
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
«Африка. Цвет жизни»: яркая выставка живописи открылась в «Сириусе» #Сириус #живопись #Африка 23 апреля 2024 18:31