Главные открытия 2023 года в российской науке

Сегодня, 8 февраля, отмечается День российской науки. Отечественные ученые не раз заставляли говорить о себе весь мир. Вспоминаем, какие открытия могут стать одними из самых важных в науке в 2023 году. И это только верхушка айсберга.

Новые механизмы работы ДНК

Возможно, самое главное открытие года уже свершилось. И сделал его руководитель направления «Нанобиомедицина» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус» Максим Никитин, обнаружив новый механизм хранения информации в ДНК.

Открытый ученым эффект не рушит, а дополняет прежние представления о генетике, выявляя неведанные доселе возможности в поиске ответов на громадное количество вопросов. По словам самого Никитина, речь, в частности, идет о процессах старения, формирования памяти и происхождения жизни, создании принципиально новых компьютеров на основе ДНК и новых методах лечения болезней.

В «Сириусе» открыли новый способ хранения данных внутри ДНК

Обратно на Луну

Летом Россия запустит первый с 1976 года лунный космический зонд. Миссия «Луна-25» важна тем, что впервые аппарат прилунится не в районе экватора, а на Южном полюсе естественного спутника Земли.

На базе: как земляне колонизируют Луну

Одна из главных целей миссии заключается в отработке безопасной технологии мягкой посадки. К научным задачам относятся проведение исследований состава и строения лунного грунта Южного полюса Луны, в том числе на наличие воды.

Когда появился День науки?

До 1999 года в России этот день отмечали в последнее воскресенье апреля. Примерно в это время месяца в 1918 году Ленин подготовил «Набросок плана научно-технических работ», определивший дальнейшее взаимодействие ученых с новой советской властью. На закате столетия и своего президентства Борис Ельцин перенес его на 8 февраля. В этот день в 1724 году по велению Петра I была создана Российская академия наук.

Запуск коллайдера NICA

До конца года ученые Объединенного института ядерных исследований в Дубне намерены запустит коллайдер NICA. Считается, что это самая масштабная установка класса мегасайенс в России. На ней уже проводят исследования, но пока объект работает не на полную мощность.

Новый коллайдер поможет ученым воссоздать состояние, в котором пребывала наша Вселенная в первые мгновения своего существования. NICA не только даст толчок развитию физики элементарных частиц, но и позволит узнать много нового в радиобиологии, космической медицине, материаловедении, переработке ядерных отходов и других направлениях.

От лаборатории до коллайдера: кому и как государство помогает развивать науку

Лекарство для миллионов

В начале этого года стало известно, что ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета разработали метод борьбы с болезнью Альцгеймера. Препарат ограничивает утрату связей между клетками, помогая мозгу сохранить память. Свою эффективность он уже доказал на животных.

Методу еще предстоит пройти анализ на токсичность, мутацию и побочные эффекты. Клинические испытания начнутся после определения дозировки для человека — возможно, уже в этом году. Важность появления такого лекарства трудно переоценить, ведь, по оценкам ученых СПбПУ, к 2050 году болезнь Альцгеймера может быть диагностирована почти у 140 миллионов человек на планете.

Гранты получат 200 научных организаций

На обновление приборной базы научных организаций в этом году правительство выделит 15,5 млрд рублей. Одно из главных условий получения гранта — закупка оборудования российского производства.

«Президент Владимир Путин на встрече с молодыми учеными в „Сириусе“ особо отметил необходимость интенсивно развивать отечественную приборную базу, без которой работать просто невозможно», — вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Новые химические элементы

Из Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне может прийти еще одна новость. В скором времени здесь, вероятно, откроют новый элемент периодической таблицы.

В 2020–2022 годах в России впервые в мире удалось получить пять новых изотопов сверхтяжелых элементов: лоуренсий-264, сиборгий-268, хассий-272, дармштадтий-276 и московий-286. Конечная задача проведенных опытов — получение 119-го и 120-го элементов таблицы Менделеева. К этой цели российские ученые приблизились уже вплотную.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы не пропустить ничего нового!

Эффективную вакцину от туберкулеза разработали в «Сириусе» #вакцина #туберкулез #БЦЖ 29 марта 2023 14:36