Ледовары — кто они такие?

Лед не морозят, не заливают, не намораживают, его варят. Сегодня в мире отмечают профессиональный праздник — день ледовара. В «Сириусе» много ледовых объектов, есть и небольшие площадки, и целые дворцы. У всех свои особенности: в одном гоняют шайбу хоккеисты, в другом крутят пируэты фигуристы, в третьем трут щетками керлингисты, а на «Санках» по длинному желобу летают бобы.

Сколько воды утекло…

Максим Перминов по образованию биохимик. После окончания института в Ижевске пошел работать на фармацевтическое производство и не собирался связывать свою жизнь со льдом. А потом случилась Олимпиада. 

«В силу специфики работы знал систему водоподготовки. Мне позвонили из Сочи за год до Олимпийских игр и пригласили работать специалистом по водоподготовке в конькобежный центр. Также мы занимались эксплуатацией арены «Шайба». Я осваивал ледовую технологию под руководством опытных специалистов. Главным технологом тогда был Григорий Павлович Яковлев — один из научных теоретиков этой сферы и один из первых в России, кто начал заниматься ледовыми технологиями. Раньше такого понятия в спорте у нас в стране не было. На аренах работали как умели, что-то подсматривали у зарубежных коллег», — рассказывает начальник отдела по подготовке льда и трансформации арен департамента эксплуатации спортивных объектов Фонда «Талант и успех» Максим Перминов.

Когда Сочи получил право провести зимние Игры, в стране задумались, как подготовить хороший лед для соревнований такого уровня. История развития ледовых технологий началась с конькобежного центра в Крылатском, где к работе на арене подключили ученых-практиков. Те начали изыскания, разделившись на два лагеря: одни сделали акцент на физику формирования льда, другие — на химические присадки для улучшения его характеристик. На практике лучше себя показало первое. Это направление как раз и возглавлял Григорий Яковлев. Так была разработана технология.

Максим Перминов делает шланговую заливку Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Лед имеет шестигранную кристаллическую решетку и идеальную структуру. Со временем он естественным способом уплотняется, все дефекты выходят на поверхность — и качество естественным образом повышается.

Самый качественный — это чистый лед, как он образуется в природе.  

  Максим Перминов

Чем чище вода, тем лучшего качества получается лед. Поэтому на всех больших объектах используется система очистки воды от примесей и солей практически до идеального состояния.  

Чем «искусственный» лед отличается от естественного?

По физике и то, и другое — замерзшая вода. В естественных условиях намерзание происходит во всем объеме отрицательных температур, спортивный лед намораживается снизу от бетонной технологической плиты, которой можно задать нужную отрицательную температуру. В результате нарастание на аренах идет снизу вверх, а в природе обычно наоборот.  

Задача технолога-ледовара — создать качественный и максимально выносливый к нагрузкам лед. А потом поддерживать необходимые температуры. Для каждого вида спорта они свои, от этого зависит твердость льда и, соответственно, техника скольжения по нему. Фигуристы любят самый мягкий и теплый — минус 3,5–4,5 градуса по  Цельсию. Для скольжения конькобежцев, как доказали голландские специалисты, оптимальная температура льда — минус 7. Для хоккеистов такой лед будет уже перемороженным, у них много «взрывной» работы — резких движений и торможений. Холодный лед сильнее скалывается. От него остается больше снежной крошки, что ухудшает скольжение как игроков, так и шайбы. Очень же теплый лед со временем превращается в кашу. Оптимальная температура в хоккее — минус 5,5–6,5 градуса.   

Сотрудники универсальных арен стараются грамотно формировать расписание. Например, в первой половине дня на теплом льду тренируются фигуристы, а к обеду его температуру понижают, чтобы выпустить на площадку хоккеистов. Другой вариант — выставить усредненную температуру, чтоб лед удовлетворял всех спортсменов.  

Ледозаливочная машина на тренировочной арене ЛД «Айсберг» Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Пять фактов о специфике подготовки льда:

  • Лед для фигуристов и хоккеистов красят белой краской, чтобы невзрачный серый бетон не просвечивал через покрытие. На некоторых аренах, которые редко размораживают, полностью выкрашивают саму бетонную плиту.
  • Лед заливают слоями: черновой, слой с краской, защитный, разметка, еще один защитный и рабочий.
  • В лед можно вморозить специальное оборудование. Например, датчики для контроля пересечения линии Hog line при игре в керлинг или светодиодную ленту, которая будет светиться после гола. 
  • За одну заливку используется около тонны воды и срезается примерно три кубометра снега.
  • На покраску поля за раз уходит 240 кг краски в виде сухого порошка, который разводится тремя тоннами воды. Чтобы добиться насыщенного белого цвета, на лед наносится четыре-пять слоев.

Его морозят, а он тает

При заливке льда специалистам нужно не забывать, что они работают в самой южной точке России. Климатические особенности вносят в их работу коррективы, говорит заместитель руководителя Дворца спорта «Большой» Андрей Субботин.

«Погода, конечно, добавляет свои нюансы. В этом сезоне игры начались 2 сентября, когда на улице было плюс 35–37 градусов. В таких условиях трудно работать холодильным установкам. На поляне может образоваться туман, который мы убираем, подстраивая работу системы холодоснабжения, в частности сухих охладителей, которые отвечают за создание воздушной среды».

Качественный лед на арене можно подготовить только при слаженной работе четырех служб: ледоподготовки, холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования, подготовки воды.  

«Перед хоккейным сезоном летом мы подготавливаем ледозаливочные машины, проводим ТО, точим ножи, закупаем необходимые запчасти и материалы, чистим бункеры, куда сбрасывается срезанный снег, красим. Вся техника с Олимпиады находится в исправном состоянии», — отмечает Андрей Субботин.

«Сириус» — рекордсмен по ледовым аренам?

По соотношению количества жителей к числу спортивных ледовых объектов «Сириус» можно смело назвать одним из лидеров в России. На небольшой федеральной территории, где живет около 20 тыс. человек, функционируют сразу восемь дворцов спорта, арен и тренировочных площадок: «Айсберг», «Шайба», «Большой»… Технически лед можно залить и в «Сириус Арене», где во время Олимпиады-2014 проходили конькобежные соревнования. Еще два катка работают в горном кластере, там же находится и санно-бобслейная трасса.  

Лед переносит не только нагрузки спортсменов, но и трансформацию самой площадки. Например, для хоккейного турнира 3х3 пришлось внутри большой строить маленькую (20 на 40 метров) со своими бортами, воротами и разметкой. Для проведения бойцовских турниров, концертов, баскетбольных и танцевальных соревнований покрытие закрывают специальной теплоизоляцией и защитным слоем, на который устанавливается все необходимое оборудование (сцена, ринг, баскетбольные кольца и т.д.). 

Порой возникают чрезвычайные ситуации. Когда в «Большом» выступал «Цирк дю Солей», на лед вытекла жидкость из гидравлической установки. Часть льда пришлось срезать и залить заново. На хоккейных соревнованиях как-то устанавливали ворота и повредили в бетонной плите трубку с охлаждающей жидкостью. Для того чтобы ее восстановить, пришлось не только срезать лед, но и  долбить бетон. 

Специалистов для работы в «Большом» искали по всей стране. Многие приехали из городов с богатыми хоккейными традициями: Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Омска. Некоторые переквалифицировались в ледоваров после того, как олимпийские объекты были достроены.  

Без инея был бы курорт

Субтропический климат, соленый морской воздух и высокая влажность — враги ледоваров, работающих на объектах под открытым небом, признается Евгений Демченко, брат трехкратного олимпийского призера. Он — заместитель начальника по подготовке льда и спортивных сооружений санно-бобслейной трассы «Санки». Работает там уже больше 10 лет.

«Заливка у нас начинается рано в сентябре, когда на улице плюс 2530 градусов. То, что мы намораживали днем, тут же таяло. Тогда перешли на ночное время работы, когда на улице прохладнее. Температура желоба в это время устанавливается максимально низкая — минус 17. Из-за большой разницы температур окружающего воздуха и бетона у нас, как в советском холодильнике, все в инее. На лед влияет все: туманы, дожди, солнце, влажность».  

Евгений родом из Пермского края, из города Чусового. Там есть естественная открытая трасса, на которой тренировались будущие олимпийцы Татьяна Иванова и Альберт Демченко. Брат и предложил ему попробовать себя айсмейкером в Красной Поляне. На санно-бобслейных треках часто можно встретить семейные династии — спортсмены, ледовары, тренеры, судьи нередко носят одну фамилию. Лед завораживает и не отпускает — несмотря на тяжелую работу, с трассы редко уходят по собственному желанию.

Заливка льда на санно-бобслейной трассе "Санки" Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

«Опыт растет. Если раньше заливали трассу за две недели, то сейчас рекорд — четыре-пять дней. Сложность в форме желоба: по круглым стенкам вода стекает вниз, а высота бортов достигает четырех метров. Чтобы слой нарос равномерно, наращивать лед надо понемногу. Работа идет беспрерывно, сутками. Каждые несколько часов заливщикам приходится полностью переодеваться и сушиться, поскольку вода из шлангов попадает на одежду. Параллельно с толщиной льда на трассе на потолке, козырьках и фонарях нарастают сосульки, капли с которых деформируют лед. Когда слой достаточный, мы берем резаки и задаем профиль трассы, ориентируясь на бетонную чашу. 

Все входы и выходы с виражей создаются айсмейкерами на глаз, но на это не каждый способен. 

Евгений Демченко

Нужно видеть каждую кочку. Нужно уметь работать всеми инструментами: шпатель-правилом, резаками разных размеров, рубанком, шнурорезом. Специалистов высокого уровня, которые могут обслуживать любые трассы и делать лед для серьезных международных соревнований, в мире можно пересчитать по пальцам», — описывает специфику опытный ледовар. 

Самая большая проблема при заливке льда — иней. Если его упустить, он нарастает рыхлым пористым слоем. Такой лед не пригоден для тренировок, его приходится срезать и заливать все заново. Бывает так, что пока, срезая иней, дойдешь до последнего метра трассы, верх снова зарастает, говорит Демченко.  

Готовь «Санки» летом: все о санно-бобслейной трассе

Читать

После заливки желоба команда продолжает работать круглосуточно. В получасовых перерывах между тренировками готовят стартовые площадки для скелетона, бобслея и санного спорта. Кроме того, продувают трассу от снежной крошки и проливают ее водой.

После тренировок лед подрезают, дыры залепляют, старты готовят заново. По необходимости выравнивают профиль трека, за ночь айсмейкеры могут срезать столько снега, что наберется грузовик. Чтобы восстановить контруклон (участок для торможения), каждую ночь лепят 500-метровую ледяную горку.  

Работают ледовары в «кошках», под ногами постоянно путается шланг с водой. Часто кто-то укатывается по желобу вниз, но недалеко. Трактору, который помогает в резке трассы, тоже тяжело удержаться на льду: под колеса попадает срезанная ледяная крошка и он съезжает вниз.  

Самый капризный

Много ювелирной ручной работы требует лед для керлинга. Он намного прихотливее, чем в других видах спорта, утверждают специалисты. Для этой игры поверхность должна быть идеально ровной. На арене должна быть постоянная температура воздуха — +9... +11 градусов и льда — –3,5... –4,5 градуса, влажность — 40–50 %. Все эти параметры влияют на качество покрытия, а значит, на траекторию и скорость камня. Любые отклонения спортсмены сразу видят — они сказываются на их результатах. 

«При заливке льда для керлинга есть много ручной работы, тонкостей и нюансов. Например, при резке льда нельзя проходить по одной и той же траектории, ее всегда нужно немного корректировать. После подрезки лед чистят от снега. На ровную чистую поверхность специальной лейкой на дорожки наносится „пебл“ пупырышки из замерзших капелек воды. Они снижают силу трения камня о лед и позволяют ему лучше скользить. Чтобы сделать „пебл“ нужной высоты, его подрезают. Затем лед раскатывается камнями на специальной раме. Только после этого на дорожку выпускают спортсменов. Два-три раза за спортивный сезон мы точим камни, то есть под определенным углом наносим бороздки, проводя его по наждачной бумаге. Это делается для того, чтобы камень мог зацепиться за пупырышки и исполнить нужное вращение, заданное спортсменом», — перечисляет тонкости работы главный специалист по подготовке льда для керлинга Влад Игнатенко. 

Примерно один раз в сезон лед для керлинга перезаливают. Все дорожки полностью наполняют водой, она замерзает, и лед выравнивается. Ведь во время тренировок и соревнований он деформируется, появляются канавки и уплотнения. 

Почему день ледовара отмечают 16 января?

В этот день родился Фрэнк Замбони — американский инженер и предприниматель, который в 1949 году изобрел ледовый комбайн — ресурфейсер. Машина сильно облегчила работу заливщиков, раньше весь процесс по восстановлению льда проходил вручную. Фамилия изобретателя стала названием торговой марки одной из таких машин. 

Как и в других видах спорта, при заливке льда на керлинге важны опыт и знания. Ледовары из разных стран часто общаются, делятся полезной информацией, материалами и наработками.

Шоу любой ценой

Несмотря на сложность исполняемых элементов, пышность и зрелищность представлений, артисты ледовых шоу совершенно не требовательны к качеству льда. На нем горит огонь, передвигаются декорации, так что говорить о качестве покрытия не приходится.

«Практически всегда сроки монтажа декораций очень сжатые, а сами они мешают машинам полноценно заливать лед. Световые приборы тоже влияют на его качество. Для того чтобы во время представления держался сценический дым, отключается часть системы приточно-вытяжной вентиляции. В результате повышается влажность, и на льду быстро образуется иней, что мешает скольжению артистов. Но они с пониманием принимают этот компромисс между качественным льдом и зрелищностью и работают в данных условиях», — рассказывает Максим Перминов. 

Несмотря на кажущуюся простоту, ледоварение — целая наука. Нужно знать о воде все. Если она недостаточно очищена, поверхность не получится идеально гладкой. Переморозишь — травм при падений не избежать. И даже знание всей технологии не всегда гарантирует оптимального результата — часто приходится ориентироваться по ситуации. Хорошему айсмейкеру важно не только иметь пятерку по физике, умело управляться с техникой и быть морозоустойчивым, но и обладать недюжинной физической силой и, конечно, любить свое дело.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как прошел финал ВсОШ по физике 2024 года в «Сириусе» #Сириус #ВсОШ 28 марта 2024 14:03
2
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05
3
Топ-10 вакансий в «Сириусе» в апреле #Сириус #работа 31 марта 2024 11:30