Готовь «Санки» летом: все о санно-бобслейной трассе

По поручению президента России Владимира Путина на федеральной территории «Сириусе» формируется большой спортивный кластер, который не будет иметь аналогов в мире. Как устроена самая современная в России санно-бобслейная трасса «Санки», в чем ее уникальность и как российские спортсмены, отрезанные от международных соревнований, готовятся к новому сезону?

После распада СССР единственная санно-бобслейная трасса с искусственным покрытием осталась в латвийской Сигулде. За неимением собственной трассы российским спортсменам на протяжении почти 20 лет приходилось тренироваться и проводить чемпионаты и Кубки страны за рубежом. Несмотря на все сложности, в нулевые годы российские саночники и бобслеисты стали вновь выигрывать, в том числе и на олимпиадах.

Самые яркие победы саночников и бобслеистов России

Олимпийские игры 2014 (Россия)
Бобслей – 2 золотые медали (Александр Зубков) 
Санный спорт – 2 серебряные медали (Альберт Демченко - личный зачет, эстафета -Татьяна     Иванова, Альберт Демченко, Александр Денисьев, Владислав Антонов)
Скелетон – 1 золотая медаль (Александр Третьяков), 1 бронзовая медаль (Елена Никитина). 
Олимпийские игры 2018 (Корея)
Скелетон – 1 серебряная медаль (Никита Трегубов)
Олимпийские игры 2014 (Китай)
Санный спорт – 1 бронзовая медаль (Татьяна Иванова)

Тогда и встал вопрос о строительстве современной трассы, на которой можно было бы работать круглый год.

В 2010 году по поручению Президента Российской Федерации началось строительство комплекса трамплинов и санно-бобслейной трассы в Сочи, проведения там тестовых соревнований.

Российские спортсмены Александр Зубков и Алексей Воевода (слева направо) на церемонии вручения олимпийских золотых медалей в бобслее-двойке. Стивен Холкомб (справа от Воеводы) и Стив Лэнгтон завоевали бронзу для сборной США, а швейцарский дуэт Бит Хефти и Алекс Бамуманн (крайний слева) завоевал серебро. Сочи, 2014 г. © Tim Hipps/flickr.com/imcom/CC BY-NC 2.0

10 лет назад «Санки» получили статус международного спортивного объекта, а в 2014 году уже принимали Олимпиаду, где россияне выиграли три золота. Трасса принесла России самое большое количество для нашей сборной медалей – золотых, серебряных и бронзовых. С тех пор центр современного санно-бобслейного спорта в России располагается на Красной поляне. По загруженности объект показывает одни из лучших показателей в мире. За сезон, который длится с октября вплоть до начала апреля, спортсмены в общей сложности выкатывают 32-33 тысячи спусков.

«В наших планах осуществлять эффективную работу объекта и усовершенствовать его инфраструктуру. Сейчас в приоритете Фонда – обеспечение тренировочного и соревновательного процессов спортсменов в зимнем сезоне 2022-2023. Планируется проведение работ по восстановлению и обновлению эстакады. Также рассматривается дальнейшее развитие комплекса с целью создания комфортных и доступных условий для спортсменов», – рассказал генеральный директор АНО «Спортивный кластер» Евгений Мейтес.

На объектах международного уровня всегда требуются перестройки и усовершенствования, утверждают специалисты. Спорт развивается, меняются условия, а инфраструктура должна подстраиваться, чтоб соответствовать современным требованиям. К примеру, изначально максимальная проектная скорость на санно-бобслейной трассе «Санки» была 135 км/ч, сейчас рекорд зафиксирован на отметке 144,1 км/ч, поэтому трасса должна быть готова к этому технически.

В чем уникальность трассы? 

Все санно-бобслейные трассы в мире по-своему уникальны, нет трассы, которая повторяет другую. Санно-бобслейная трасса «Санки» - одна из самых длинных, ее протяженность - 1814 метров, площадь ледовой поверхности около 8 800 кв.м., толщина ледового покрытия 10 см. На трассе 17 виражей и 3 контруклона, которые гасят скорость. Перепад высот от старта до финиша составляет 132 метра.

Материал из доклада на заседании Научного совета Российской Академии Архитектуры и Строительных наук © inforceproject.ru

Нужно учитывать и то, что на трассе работают спортсмены разного уровня: от детей до основного национального состава, участников Олимпийских игр. У каждого тренера и его подопечного свои требования к трассе, льду и объекту в целом.

«Объект строился к Олимпийским играм, для взрослых соревнований, а промежуточные стартовые площадки, где тренируются дети, требуют совершенствования и развития. Здесь одновременно могут находиться от 20 до 60 человек. Площадки нужно оборудовать навесами, усовершенствовать места для разворота автомобилей, помещения для ожидания спортсменов, тренерского состава, обеспечение судейского корпуса. Все должно быть на уровне», - говорит Михаил Хомутов – руководитель группы по организации и проведению спортивных мероприятий санно-бобслейной трассы «Санки».

Текущий сезон для санно-бобслейной трассы «Санки» будет не типичным. Фокус - на российские соревнования, максимальное внимание - национальным сборным. Ведь они эту зиму проведут в необычном режиме - без выездов с домашней трассы.

Александр Горбацевич © Мария Анучина / «Сириус.Журнал»

«Сейчас появилось время попробовать что-то новое в техническом плане, в плане заточки той же самой. Когда начинается сезон, мы уезжаем на другие трассы, промежуток короткий. Потом соревнования, там 6 подготовительных заездов и зачетные, не до экспериментов. А сейчас время такое, можно смело воплощать свои наработки и задумки», - делится планами один из лидеров сборной России по санному спорту Александр Горбацевич.

Сейчас на санно-бобслейной трассе тренируется 17 команд (6 национальных сборных и представители регионов). Тренировки начинаются в 7.30 и заканчиваются в 23.30. Технические службы работают 24 часа на 7. Чтобы обеспечить один качественный спуск спортсмена, нужно учесть, скоординировать и подготовить все условия: качество ледовой поверхности, автомобильный транспорт, стартовые и финишные площадки, готовность основного сооружения.

«Осенью здесь одни из лучших кондиций льда. Спасибо ледоварам и администрации санно-бобслейной трассы «Санки», вообще никаких замечаний нет. Мы высказываем свои пожелания, и все делается в срок. Эта трасса заливается одной из первых в мире, и в конце сентября мы уже можем на ней тренироваться», – говорит Сергей Чудинов – главный тренер сборной России по санному спорту.

Несмотря на порой экстремальные погодные условия, технические возможности позволяют намораживать лед на санно-бобслейной трассе даже, когда на улице +30. Нужный микроклимат вокруг ледяного желоба холодильным установкам помогает поддерживать крыша, которая построена на протяжении всей трассы и солнцезащитные шторы.

Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Полгода на трассе - ледовое покрытие. Для его подготовки до двух недель уходит на наморозку желоба, еще месяц трасса таит и на ней проходят профилактические работы. Два, три месяца трассу выкатывают: на сани устанавливают ролики, и спортсмены по бетонному желобу спускаются по треку.

«На трассе круглый год идут работы, либо подготовительные, либо технические, связанные с обслуживанием спортивных тренировок. Это безостановочный, круглогодичный процесс. Выше качества льда здесь ценится только безопасность. Важно, чтобы каждый спуск спортсмена соответствовал всем ее требованиям. «Санки» выдерживают эти критерии, а после передачи объекта «Сириусу» работы по улучшению безопасности трассы и модернизации инфраструктуры будут продолжены», – сообщил генеральный директор АНО «Спортивный кластер» Евгений Мейтес.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21
2
Как прошел финал ВсОШ по физике 2024 года в «Сириусе» #Сириус #ВсОШ 28 марта 2024 14:03
3
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05