Олимпиада для всех: что она дает и почему ее не нужно бояться?

Сотни олимпиад и конкурсов в области науки, искусства и спорта проходят ежегодно в России. Официально их больше 800. Может ли в них победить обычный ребенок или это только для одаренных? «С(Ж» выяснил, почему организаторы интеллектуальных состязаний призывают участвовать всех школьников без исключения и что обещают взамен.

В этом году в России участниками олимпиад и конкурсов стали свыше восьми миллионов человек. С каждым годом это число растет, а вместе с ним и олимпийское движение, причем не только количественно, но и качественно. Организаторы постоянно ломают головы над тем, как привлечь внимание подростков. Придумывают новые форматы: хакатон, кейс-чемпионат, «бродилка» (школьники в течение нескольких месяцев ходят по паркам, музеям и выполняют задания. — Прим. ред.)

ЧТО ТАКОЕ ХАКАТОН В «СИРИУСЕ», ИЛИ КАК «ХАНТИТЬ» ЮНЫХ АЙТИШНИКОВ

Читать

Сейчас олимпиады проводят по информатике, математике, истории, литературе, обществознанию, праву, русскому языку, экономике, экологии, иностранным языкам, финансовой грамотности, дизайну, инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям. А пионером этого движения в нашей стране была астрономия.

Журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» (В.О.Ф.Э.М.) Фото: © Фонд «Математические этюды»

Первый прообраз «олимпиады для учащейся молодежи» появился еще в XIX веке. Конкурс организовало Астрономическое общество Российской империи. Исследователи космоса должны были написать диссертацию на выбранную тему, а комиссия из пяти человек определяла победителей.

Заочная олимпиада впервые прошла в 1886 году. Такой формат предложил научно-популярный физико-математический журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики». Все желающие могли проявить себя в решении математических задач.

Перспективные кадры

Одна из главных задач олимпиады — найти талантливых школьников, «подвести» их к учебе в вузе, где они смогут получить высшее образование и впоследствии стать квалифицированными профессионалами. А их сейчас российскому бизнесу не хватает. Именно поэтому к интеллектуальным играм присоединяются не только преподаватели лучших образовательных заведений страны, но и ведущие компании. Активная борьба за перспективные кадры начинается уже со школьной скамьи. Об этом говорили на втором Конгрессе молодых ученых, который прошел в «Сириусе» в начале декабря.

«Дети, участвующие в олимпиадах, еще даже не окончили школу, но их уже зовут лучшие университеты страны, проводят им экскурсии, завлекают их. 

Есть много примеров, когда корпорации делают предложения по работе даже школьникам)

Поэтому олимпиады и конкурсы сегодня дают возможность вообще поменять траекторию жизни. У ребят переворачивается мировоззрение, они понимают, как развивается мир», — рассказал генеральный директор Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко.

Его поддержала доктор химических наук, профессор и академик Российской академии наук Юлия Горбунова. Она заявила, что отечественным компаниям в этот непростой санкционный период нужны не просто сотрудники, а ученые и инженеры. Потому что раньше технологии покупали, а теперь же их нужно создавать самим.

Победа на олимпиаде — это не только перспектива попасть в престижный вуз и устроиться на интересную работу, но и денежное вознаграждение, премии и гранты.

Это для всех

«Мы должны отойти от того, что в какой-то школе могут сказать: все эти конкурсы и олимпиады не для нас, это для спецшкол, у нас нет талантливых детей. У нас так было в Москве. Половина школ не проводили школьный этап олимпиады, потому что считали, что это никому не нужно. Когда мы пообщались с ними, ситуация изменилась. 

Победы в олимпиадах стали массовым стандартом для обычных школ

У нас две трети школ дали победителей, призеров заключительного этапа в „Сириусе“», — отметил учредитель Фонда «Талант и успех», математик, директор Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко.

Заключительный этап ВсОШ в Образовательном центре «Сириус» Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

По статистике, победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников становятся от одной до полутора тысяч человек. А победителями и призерами перечневых олимпиад — около пяти тысяч.

Что такое перечневые олимпиады?

Это олимпиады из перечня Министерства науки и высшего образования России, которые дают право на льготное поступление в вузы. В него входят лучшие конкурсы, где задания соответствуют установленным требованиям по сложности и оригинальности.

Самый важный этап ВсОШ — школьный, уверен руководитель учебно-методического центра Образовательного центра «Сириус» Алексей Горбачев. Именно там больше всего участников — около пяти млн человек, важно разглядеть среди них талантливых и не упустить.

Наука побеждать

Одной из инициатив Десятилетия науки и технологий стал проект по привлечению талантливой молодежи в сферу исследований и разработок «Наука побеждать». В него входят 44 мероприятия — это конкурсы и олимпиады для школьников, учителей, студентов и аспирантов. Каждый может выбрать интересующий предмет и уровень сложности.

2022–2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий. Цель — заинтересовать наукой как можно больше молодых людей, а также вовлечь исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач. С предложением провести в стране такое Десятилетие в феврале этого года выступил Президент РФ Владимир Путин. 

Важный проект Десятилетия — «Большие вызовы», — который ежегодно с 2016 года проводится в Образовательном центре «Сириус» для старшеклассников и студентов, занимающихся наукой и исследованиями. Среди 13 направлений: агропромышленность и биотехнологии, беспилотный транспорт и логистические системы, генетика и биомедицина, умный город и безопасность, нанотехнологии, когнитивные исследования, космические технологии.

Конкурс «Большие вызовы» стал международным 

Читать

«Дети представляют свои проекты. У этих работ должны быть свои исходные задачи. Их ставят партнеры „Сириуса“. Таким образом, мы объединяем школьников с партнерами и наукой», — рассказал Алексей Горбачев.

Так, в 2021 году крупная российская биотехнологическая компания BIOCAD предложила для «Больших вызовов» задачу: обеспечить непрерывный контроль качества при производстве и хранении лекарств. Для этого школьники под руководством инженеров компании разрабатывали программное обеспечение для системы мониторинга, которое потом BIOCAD внедрила на производстве.  

Разработки школьников «Сириуса» применяют в фарминдустрии России 

Читать

Другой пример — разработанный совместно со школьниками «Сириуса» на программе «Большие вызовы» сканирующий зондовый микроскоп, который Роскосмос в 2023 году отправит на орбиту. Он будет делать изображения поверхностей материалов в открытом космосе. Таким образом, ученые смогут изучать процессы разрушения материалов. 

Олимпиадное движение в России растет и ширится, развиваться есть куда. В него нужно вовлекать еще больше детей, уверены в «Сириусе». Для этого один из этапов олимпиады нужно сделать обучающим, считает Алексей Горбачев.

«Когда мы переделывали систему отбора в Образовательный центр, то решили, что один из этапов заменим дистанционным обучением. Если человек начал учиться дистанционно, то у него будет больше возможностей и мотивации, чтобы идти дальше. Поэтому в „Сириус“ изначально попадают заинтересованные в результатах дети. На самом деле это одно из ключевых изменений, которое может произойти сегодня в вузах и олимпиадном движении. Это будет большая польза для образования».

 

 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Когнитивные люди 1 выпуск Психология — это наука! #наука #психология #ученые 21 мая 36 мин
2
«Сириус» — пример для единой образовательной модели ЕАЭС #образование #Сириус #ЕАЭС 26 мая 11:19