Елена Никитина: «К своей цели нужно идти, как танк!»

Как стать чемпионкой хотя в тебя и мало кто верит? Зачем скелетонисты заклеивают швы на комбинезонах? Как они борются со страхом, выступая в одном из самых опасных видах спорта? Об этом рассказала «Сириус.Журналу» бронзовый призер сочинской Олимпиады, победительница Кубка мира и четырехкратная чемпионка Европы по скелетону Елена Никитина, которая приехала на федеральную территорию тренироваться и общаться с детьми.

– Елена, между скелетоном и гонками «Формулы-1» часто проводят аналогии. Насколько сопоставимы физические нагрузки? И действительно ли скелетон –  самый травмоопасный вид спорта?

 – Нагрузки у нас действительно высокие, скорость достигает ста километров в час. Но не настолько травмоопасный, как говорят. Падала, конечно. Но за всю карьеру у меня не было ничего серьезного. На самом деле страшнее смотреть со стороны. Когда наблюдаю за кем-то на тренировках, думаю:

Я что, тоже так несусь!?

Когда ты сама едешь, все контролируешь, как на машине. А тут по отвесной стене кто-то мимо проносится – очень страшно!

Биография

  • В скелетон Елена Никитина пришла в 16 лет после футбола, которым занималась  в течение пяти лет и уже выступала за сборную Москвы. Однажды на занятия в спортивный колледж заглянул тренер по скелетону и предложил всем желающим попробовать в этом виде. Так Елена попала в скелетон, а уже через полгода выиграла первую Спартакиаду. Спустя год – вошла в состав национальной сборной, а в 2010 – дебютировала на международных стартах. 
  • В 2013 году Никитина сенсационно выиграла чемпионат Европы. Ее победа на континентальном первенстве стала первой для российских скелетонисток.
  • В 2014 – дебютировала на Олимпийских играх и завоевала на домашней трассе в Сочи бронзовую медаль. 
  • В 2016 – завоевала бронзу в одиночном разряде на чемпионате мира в Иглсе.
  • В 2017 – Никитина второй раз в карьере стала чемпионкой Европы. В следующем сезоне Елена выиграла три этапа Кубка мира и дважды становилась серебряным призером, что позволило ей выиграть общий зачет Кубка мира 2018/19.

– Вы сказали, что самой легче контролировать процесс. Как это происходит, что самое главное?

– Главное – чувствовать управление скелетоном. Мы очень много перед тренировками проходим трассу закрытыми глазами. В среднем на ней 15-20 виражей, и ты должен знать все направления настолько хорошо, что тебя ночью разбудят – ты должен все рассказать. То есть едешь по памяти. За одну секунду, конечно, невозможно опираться на какие-то внешние ориентиры. Нужно работать на опережение.

Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

– Какая защита у спортсмена?

– Защиты особо нет. Есть шлем и тоненький костюм, который надеваешь на нижнее белье. Когда падаешь, это очень неприятно: сильно обжигает тело. Потому что скорость большая, и при падении происходит сильное трение со льдом. Остаются ссадины, но они уже через неделю проходят. Правда, спортсмены высокого уровня падают раз в 5 лет. 

– Расскажите о вашем первом таком падении?

– У нас тогда в России не было трассы, мы тренировались в Латвии. Первый раз поехала – упала. Я плакала, было очень больно! Я говорила, что больше не хочу, потому что я не понимала, как быстро лечь и вытянуться на скелетоне, не потеряв при этом той инерции, которую набрала за время разгона. Мне потребовалось сделать 30 заездов, чтобы вообще понять, как управлять. Тренер запускал меня, и уже на 17 вираже знал, что я сейчас упаду. Он вытирал мне слезы и по новой.

Для новичков обычно используют три трассы. Сначала все начинают с самой низкой, потому что скорость небольшая, виражи не такие крутые. Потом переходят на вторую по сложности, затем на третью, где уже большие скорости. Я помню, что вся моя группа уже наверху занималась, месяц прошел, а я все на этой детской точке сижу и не могу доехать, чтобы не упасть. Когда страх тобой овладевает, очень сложно собраться. Поэтому нужно бороться со своими тревогами. Когда их преодолеешь, сразу все в гору пойдет.

– Наверняка вам хотелось все бросить и уйти?

– Конечно, было такое. Собирала вещи, сидела на сумках с мягкой игрушкой и говорила: «Купите мне билет домой, я больше не хочу!» Тренеры уговаривали, и я оставалась. В один момент мне самой уже стало как-то не по себе: все могут, и я смогу! 

– Благодаря чему вам удалось достичь успехов в скелетоне?

– Думаю, благодаря упорству. Изначально я была самым слабым звеном в команде, к тому же маленькой и щуплой. Но, если человек любит то, чем занимается, то просто нужно идти вперед как танк! Мне столько людей говорили, что у меня ничего не получится, даже некоторые тренеры! Но я не слушала, я представляла себя ледоколом. 

Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

У меня получилось: завоевала олимпийскую медаль, стала чемпионкой Европы и впервые среди россиянок выиграла Кубок мира. На мировой арене российских скелетонистов начали воспринимать как серьезных соперников. Надо сказать спасибо родителям и тренерам, что воспитали во мне характер.

– До сих пор волнуетесь перед стартом? Как настраиваетесь?

– Если я начинаю замыкаться в себе, специально себя настраивать, то это только мешает – начинаю мандражировать еще сильнее. Чем больше я расслабляюсь, тем проще мне потом выиграть. На разминке я слушаю музыку, со всеми разговариваю, улыбаюсь. Шутим с соперниками, что вот сейчас «зарубимся». То есть веду себя так, будто у меня нет старта. Это помогает.

– Расскажите о технологиях в скелетоне? Какие изменения произошли за последние годы?

 – С каждым годом совершенствуется экипировка. Например, раньше шлемы были массивнее. Сейчас они меньше, более обтекаемые, по размеру головы. Вся работа последние годы заточена на то, чтобы спортсмен был как можно компактнее, ничего лишнего.

Готовь «Санки» летом: все о санно-бобслейной трассе

Читать

Также каждый год тестируются новые комбинезоны, они не должны продуваться и промокать и при этом хорошо тянуться. В этом году, например, у нас были дополнительно проклеены швы, чтобы воздух в костюмы вообще не проникал.

– Не холодно в них?

– Тепло не держат. Но когда мы соревнуемся в 15-градусные морозы где-нибудь в Альпах или Австрии, такой адреналин, что даже становится жарко! 

Еще очень много работают над коньками скелетона – они играют большую роль. Чуть только погода меняется, а ты поставил не те коньки, гонка проиграна. Например, стало тепло, лед стал мягкий, а ты поставил острые коньки. Будь ты супер-пилотом, ничего не выйдет! Потому что они будут врезаться в лед и медленно ехать.

Если говорить о новых технологиях в мировой практике, то тут точно, как в «Формуле-1» – абсолютная секретность. Команды сразу чехлами закрывают свой инвентарь, поэтому никто не знает, какие методы используются. Главное – чтобы регламент позволял.

Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

– После 2014 года территория, где располагались олимпийские объекты, довольно сильно изменилась, в том числе появился Образовательный центр «Сириус», где обучают и юных спортсменов. Что думаете об этих изменениях?

– Территория стала благоприятной не только для отдыха, но и для обучения. Появилась классная инфраструктура. Мне бы очень хотелось вернуться в свое детство, чтобы хоть немного поучиться в «Сириусе». Здорово, что подобные центры стали открываться и в других городах России. Это такой прорыв! 

В «Сириусе» царит такая атмосфера, которая заряжает всех

Ты хочешь узнать что-то новое, тебе все интересно, хочется вникать во все, что происходит на федеральной территории.

– Что пожелаете школьникам, которые приезжают в Образовательный центр «Сириус» на обучение?

– Очень важно любить свое дело. Если хочешь достичь высоких результатов и поставленных целей, не нужно жалеть себя. И никого не надо слушать. Советчиков по жизни будет очень много. Даже когда все вокруг будут утверждать, что ничего не получится, если ты будешь уверен в себе и говорить обратное, тогда обязательно всего добьешься.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как прошел финал ВсОШ по физике 2024 года в «Сириусе» #Сириус #ВсОШ 28 марта 2024 14:03
2
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05
3
Топ-10 вакансий в «Сириусе» в апреле #Сириус #работа 31 марта 2024 11:30