Дни танца: Светлана Захарова о том, что впервые покажут в «Сириусе»

Сегодня начинаются «Дни танца в „Сириусе“». Этот проект уже не первый год проходит на федеральной территории, и каждый раз его создатели стараются удивить местную публику. Художественный руководитель фестиваля, как она сама его называет, Светлана Захарова рассказала, что будет в этот раз. Поговорили с примой-балериной Большого театра о легендах, совпадениях и шедеврах.

Классика и современность

Каждый новый сезон проекта не должен быть похожим на предыдущий, поэтому, безусловно, программа изменилась. Все, что в ней собрано, отражает разные грани нашей балетной концепции: синтез классики и современности. В новом году новые театры, новые труппы. Бесконечно рада, что приедет Мариинский театр с двумя одноактными балетами. Ставим «В ночи» на музыку Фридерика Шопена и бессюжетный Concerto DSCH по партитуре Дмитрия Шостаковича. Обе постановки хороши, и у труппы Мариинки колоссальный опыт работы с ними.

Балет «В ночи» на сцене Мариинского театра Фото: Мариинский театр

Пермский театр оперы и балета привезет постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта живых классиков хореографии, оказавших определяющее влияние на мировой современный балет.

Впервые на сцене «Сириуса» мы поставим трехактного «Дон Кихота» его премьера несколько лет назад стала громким событием для балетного Петербурга. В нем сохранены лучшие фрагменты оригинального хореографического текста Мариуса Петипа, но есть и свежесть подхода к классике. «Дон Кихот» один из самых знаменитых спектаклей классического репертуара Театра балета имени Леонида Якобсона, выдающегося русского хореографа XX столетия.

Балет «Дон Кихот» в исполнении артистов Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона Фото: Санкт‑Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона

К творчеству Якобсона — современника Баланчина — у меня особенное отношение. Он был безгранично талантлив, упрям и несговорчив в своем видении танца. Его излюбленные миниатюры, вызывавшие в свое время головную боль у критиков, стали нашим балетным наследием. Обращаясь к хореографической миниатюре, он развивал танец, свободный от канонов. Это было очень смело для его эпохи и времени. 

Я бы назвала «Дни танца в „Сириусе“» не проектом, а фестивалем. Ведь именно балетный фестиваль собирает в одном месте бесконечно обаятельных артистов с мировыми именами, привозит постановки, которые редко встретишь на афишах разных городов. Только так, соединяя темпераменты, стили, направления, мы можем передать зрителю настоящую энергию балетного танца.  

Легенда балета и пластический театр

Уильям Форсайт Фото: ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

В этом году в программу попал одноактный The Second Detail — «Вторая деталь». Никогда раньше на сцене «Сириуса» не ставился Уильям Форсайт. Даже больше скажу: сегодня увидеть его можно разве что в Пермском театре оперы и балета. Форсайт — ни много ни мало живая легенда и человек, творческая биография которого обычному определению упрямо не поддается.

Можно бесконечно говорить о том, что в его постановках особая лексика и что он настоящий художник, реформатор, который совершенствует то, что осталось нам от Петипа и Баланчина. «Вторая деталь» — попытка Форсайта взглянуть на академический балет под непривычным углом. Только он может так работать с традицией и так изящно ее «разрушать». Но я бы предпочла один раз увидеть Форсайта, чем сто раз о нем прочитать. Ни одно описание не передаст той зрелищности, которая происходит в его постановках.

Иржи Килиан jirikylian.com

Но первым пунктом современной программы будет не Форсайт, а Иржи Килиан. Его работы настоящий пластический театр. Нуреев когда-то сказал о нем: «Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения». Поэтому не менее громкая и выразительная вещь, которую мы поставим на «Днях танца», это «Свадебка» Стравинского.

Говорят, что со времени появления этого балета новых шедевров, кардинально изменивших ландшафт современной хореографии, так и не появилось. Не берусь утверждать, что это так, но очень хочется согласиться. Во-первых, Килиан видит Стравинского насквозь: его интерпретация классической партитуры композитора считается одной из самых успешных в мире. Во-вторых, в «Свадебке» даже партия кордебалета по сложности не уступает солистам. Все это делает постановку яркой, живой, ритуально-магической.

Балет «Свадебке» в исполнении артистов Мариинского театра Фото: Мариинский театр

Лекции и творческие встречи 

Программе лекций проекта мне всегда хочется уделить особое внимание. В прошлом году были познавательные и бесконечно интересные встречи с преподавателем истории балета МГАХ Алексеем Исайчевым. В этом году эксперт приедет снова. В качестве спикеров приглашены мастера, чьи имена уже давно стали частью балетного медийного пространства.

Вообще, жанр живых встреч нам так нравится за то, что он идеально встраивается в нашу фестивальную афишу. У нас уже утверждены творческие встречи с художественным руководителем Пермского балета Алексеем Мирошниченко, художественным руководителем Театра балета имени Якобсона Андрианом Фадеевым. Им есть что рассказать: это будут не просто разговоры о том, как устроен балет. Мы хотим рассказать о самых главных вещах, благодаря которым постановка — классическая или современная — получает жизнь.

Алексей Мирошниченко Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Перед стартом «Дней танца в „Сириусе“» я тоже проведу творческую встречу с нашими зрителями. Мне очень важно услышать их мнение, получить обратную связь, понять, что им нравится и что хочется увидеть на сцене «Сириуса» в будущем. Ведь именно исходя из вкусов, настроений, предпочтений зрителей мы формируем творческую программу проекта. Поэтому я с удовольствием отвечу на все вопросы.

Кстати, так совпало, что творческая встреча состоится перед первым концертом Мариинки, в которой я начинала свою карьеру. Это, конечно, случайность, я даже сама не сразу поняла, как так получилось. Но случайность весьма удачная, если посмотреть. Мариинский театр — место, где сформировалась отечественная оперная и балетная культура, и он мне особенно дорог. Так же, как и Большой.

На творческой встрече со Светланой Захаровой в «Сириусе» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Поэтому то, что после нашей беседы зрители продолжат вечер в партере Концертного зала, наверное, даже хорошо. Потому что балетный театр, о котором мы будем очень много говорить, лучше всегда смотреть вживую. Его волшебство не передать никакими словами. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
От историка балета из Большого театра: почему классика всегда востребована #балет #хореография 26 апреля 2023 07:04
2
Солист Мариинки Алексей Недвига: «Балет» — от слова «боль» #Сириус #балет 24 января 2024 08:54
3
«Дни танца в „Сириусе“»: афиша #Мариинский театр #Светлана Захарова #танцы 17 июня 2024 06:23