В первый класс: как подготовить ребёнка к школе

Прощание с детским садом и поступление в школу — один из ключевых этапов взросления ребёнка, когда меняется его привычный образ жизни. Это связано не только с большей самостоятельностью, но и с психологическими переживаниями, поэтому важно помочь будущему первоклашке совершить плавный переход. Расскажем, как это сделать.
Подготовить этот материал нам помогла учитель-дефектолог Президентского лицея «Сириус» Ольга Филимонова.
Обычно родители оценивают готовность своего детсадовца к школе по его способности читать, писать, считать и пересказывать. Поэтому детям стремятся дать именно эти навыки, забывая про высшие психические функции, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы и адаптации в школе. Это можно рассмотреть на простом примере.
«Планируя доехать на автобусе до какого-то места, вы обычно не берёте в расчёт путь до ближайшей остановки. Но для того, кто только учится ходить, этот этап может оказаться непреодолимым. Так и ребёнку, чтобы выполнить простое действие, нужна обширная база. Конечно, хорошо, когда первоклассник бегло читает: это станет его преимуществом. Но если у него рассеяно внимание, недостаточно сформировано образное мышление, умение планировать, ориентироваться в пространстве и времени, плохо развиты речевые навыки, то фундамент, на котором, как этажи, строится школьное обучение, не будет крепким. И его всё время нужно будет латать», — объясняет Ольга Филимонова.
К примеру, чтобы ребёнок выполнил элементарное действие — написал букву, — он должен уметь выделить звук, трансформировать его в букву, спланировать её написание, сориентироваться в пространстве листа и строки, а еще понадобятся графомоторный навык, зрительно-пространственный гнозис и банальная усидчивость. Причём это далеко не весь список. О том, как всё это сформировать, рассказываем ниже.

Понимание времени
При кажущейся простоте время — не простая для объяснения абстрактная величина. И ребёнок должен ясно её осознавать, чтобы работать с числами и условиями задач, составлять алгоритмы их решений, понимать многие категории в русском языке и окружающем мире. И, конечно, это требуется для планирования своих действий.
Представления о времени формируются у ребёнка постепенно. Сначала он соотносит время суток со своим режимом и планированием дня (утром я просыпаюсь и завтракаю, днём гуляю и обедаю, вечером играю дома, слушаю книгу и ужинаю, ночью сплю). К четырём годам малыш начинает понимать признаки времён года, находить в них сходства и отличия. Потом ребёнок осваивает понятие месяцев и как они сменяют друг друга в течение года.
Уложить всё это в голове помогают вещи, которые делают время осязаемым. Например, планер — своеобразный календарь с днями недели. Если приклеить на этот лист кармашки и вырезать фигурку ребёнка, тогда он будет её каждый день перекладывать из одного в другой и видеть, как течёт время. В кармашки можно класть и карточки, на которых написаны или нарисованы планы, события, эмоции, расписание кружков — всё, что хочется запечатлеть. Двигая человечка, важно проговаривать, что было вчера, а что намечено на завтра — вспоминать прошедшие события и планировать будущие. Так формируется способность составлять алгоритм своих действий и анализировать их.

Как и обычный календарь, планер может быть не только на неделю, но и на весь год. Глядя на него, ребёнок вспомнит, что, например, в марте был праздник и мама пришла с работы с большим букетом цветов, а в июне папа нарисовал удочку, потому что собирается в отпуск на рыбалку. Отмеченные даты, дни рождения и другие важные события делают время объёмным, ощутимым и эмоционально наполненным, а ребёнок естественным образом запоминает названия и последовательность месяцев и времён года. Когда дети усваивают информацию с помощью того, что делают сами, у них формируется устойчивый навык, которого не даёт банальная зубрежка.
«Понимание времени поможет первокласснику планировать учебную неделю, готовить форму и нужные вещи для занятий и кружков.
В современном детоцентрированном обществе родители часто «обкрадывают» детей
Они облегчают себе жизнь, выполняя за своё чадо бытовые ежедневные дела — например, собирают за него портфель или готовят форму. Необходимо вовремя дать ребёнку возможность сформировать этот навык», — объясняет педагог.
По её словам, не стоит отказываться и от часов с циферблатом. Сейчас пользоваться ими умеют далеко не все дети, а это важно для формирования чувства времени, понимания протяжённости временных отрезков, а в дальнейшем — усвоения многих математических представлений, основанных на этом.
Ориентация в пространстве
Пространственное представление у ребёнка начинает формироваться в младенчестве, когда он поворачивается, поднимает голову. Затем малыш изучает своё тело, осознаёт, где верх и низ, право и лево, перед и зад. Постепенно к ощущениям добавляются слова, которые их обозначают. Позже он начинает понимать отношение предметов относительно себя: что перед и над ним, что сзади. Со временем и эти понятия вербализируются. На следующем этапе познания ребёнок соотносит предметы в пространстве относительно друг друга. Он понимает, что стул стоит перед столом, может развернуть предметы мысленно, а в дальнейшем перенести понимание этих отношений на плоскость.
«Чтобы открыть тетрадь и понять, где верхний угол листа, а где нижний и в какой строке писать, ребёнок должен проделать огромный путь. Также эти представления тесно связаны с речью, поэтому дети не только должны хорошо чувствовать пространство, но и уметь выразить словами все предлоги (на, под, перед, за, из-за)», — отмечает дефектолог.
Когда у ребёнка формируется пространственное представление, взрослому, который рядом, нужно включать «режим радио». Важно проговаривать все действия: «пойдём налево», «пойдём направо», «достань чашку с верхней полки», «принеси яблоко, которое лежит между тарелкой и солонкой». Так у ребёнка будет формироваться словарный запас, а также понимание правильных предложно-падежных форм и умение использовать их в речи».

Закреплять этот навык можно играми, которые развлекут ребёнка в повседневных делах. В ожидании автобуса или такси можно спросить его, какого цвета машина припаркована ближе к вам или в каком ряду едет мотоцикл.
Игры
Во дворе
Любые двигательные игры учат владеть своим телом и действовать сообща, формируют внимательность, координацию и саморегуляцию. Это могут быть прятки, вышибалы, резиночки, скакалки, классики, догонялки, казаки-разбойники, прыжки через мяч, «Море волнуется» и другие. Игры с правилами учат действовать по инструкции, держать её в памяти, планировать свои действия, исходя из неё, а также вербализовать свои желания, планы и выстраивать общение.
А отдохнуть от беготни можно, играя в фанты, съедобное-несъедобное, испорченный телефон, колечко. Они развивают внимание, фантазию, расширяют словарный запас и способность грамотно формулировать мысли.

Дома
Обратите внимание на настольные игры. Например, морской бой помогает ориентироваться в пространстве. Классические настолки, где нужно бросать кубики, перемещать фигурку и выполнять какие-то задания, развивают социальные навыки, умение планировать, мелкую моторику, координацию движений, память, усидчивость, произвольное внимание, активизируют читательский интерес, знакомят с азами математики, способствуют интенсивному развитию речи. Ребята учатся соблюдать очередность, запоминают цвета, новые слова, развивают память, образное мышление и логику.
Есть целый блок игр на развитие воображения — например, детские версии «Имаджинариума», «Элиаса», «Свинтуса». В «Скоростных колпачках» нужно быстрее всех скопировать цветовую последовательность — это отлично развивает внимание и учит сравнивать результат с образцом. Игры-викторины помогают формировать речевые навыки, пазлы — когнитивные, а также усидчивость. Ну и не стоит забывать про шашки и шахматы.

Польза «настолок»: как игры помогают детям разобраться в математике
Читать«Хорошо, если игра чем-то прерывается. Когда мы возвращаемся к ней после перерыва, нужно вспомнить, на чём мы остановились, ещё раз проговорить правила и что будет происходить по сценарию дальше, а потом уже продолжать ходы. Для школьника очень важный навык — уметь возвращаться к делу, которое он прервал», — делает акцент Ольга Филимонова.
На пляже
На галечном пляже из камней можно выкладывать картины, рисунки и узоры с серийно повторяющимися элементами. Так у ребёнка формируются усидчивость, внимание, умение сравнивать с образцом, копировать элементы и их последовательность. Также камни можно расписывать или запускать «блинчики», что помогает тренировать мышц рук (это потом поможет при письме). А на песчаных пляжах прекрасно строить замки, каналы и даже целые города, что развивает сенсорную сферу ребёнка и мелкую моторику.

Речевые игры
Речь — один из основных способов передачи информации. Важно, чтобы к началу формирования письменных навыков у ребёнка сложились в голове лексико-грамматические нормы. Умение слышать и анализировать звуки, осознавать правильность своей и чужой речи, уметь поправлять её — основа для грамотного письма. Чтобы она появилась, важно разговаривать и играть с ребёнком.
«Например, при диагностировании будущего школьника его часто просят рассказать что-то о своих родителях, их профессиях. По его рассказу видно, может ли он составить связное высказывание, как много разных слов он использует. В силу возраста дети разговаривают в основном глаголами и существительными, редко используя прилагательные, предлоги и деепричастные обороты. Если ребёнок развёрнуто рассказывает о профессиях родителей, то есть уже понимает, что и как они делают, знает о других профессиях — это говорит о широком кругозоре. Если он знает свой адрес, представляет, где его дом на карте, может рассказать о том, где живёт, в каких городах бывал, значит, есть понимание, что такое город, страна. Возможно, это говорит о навыках ориентации на месте и плоскости, умении показать точку на карте и построить маршрут. Прокачать такие способности можно с помощью конструктора, построив дома и придумав человечкам профессии и истории. В такой игре можно проговорить многие понятия, и они откладываются у ребёнка», — объясняет эксперт.

Речевые игры помогут скоротать время в долгой поездке или в длинной очереди. Можно угадывать сказки по описанию сюжета и героя — это позволяет выстраивать логическое мышление и формировать богатый словарь. В игре «Три слова» ведущий говорит три прилагательных, характеризующих загаданный предмет, а остальные пытаются понять, что это. Так развивается языковое чутьё и складывается понимание лексико-грамматических норм. Не теряют актуальности и старые добрые игры в слова и города.
Речевые игры подготовят ребёнка к обучению в школе, которое во многом строится на вербальном материале и по возможности дополняется визуальным (картинками, презентациями, пособиями).
Игры для развития речи и мышления
— Искать знакомые буквы на вывесках или считать их.
— Рисовать огромные буквы на асфальте и бегать по ним.
— Лепить буквы, выкладывать их из палочек, соединять в слова.
— Подписывать открытки родителям.
— «Чем похож, чем отличается» — игра, где нужно назвать не менее трёх признаков, которые объединяют и различают два загаданных предмета.
— «„Да“ и „нет“ не говорить, черный с белым не носить» — один игрок задаёт вопросы, другие должны ответить, не произнося запрещённых слов.
— «Трёхлитровая банка» — выбираете любую букву алфавита и называете слова, которые начинаются с неё и поместятся в трёхлитровую стеклянную банку. Например, «б» — баранка, букашка, бульон, барбарис.
— «Контакт» — ведущий загадывает слово (существительное в единственном числе), например «квартира», и говорит первую букву. Игроки должны выяснить, какое слово загадано, не называя его напрямую. «Это то, что едят на завтрак?». Ведущий отвечает: «Нет, это не каша».
— «Слово на ладошке» — называть слова, которые обозначают то, что находится на столе, на потолке, на лице, в сумке.
— «Скажи наоборот» — один говорит слово, а второй антоним (холод — тепло, низ — верх, вода — суша, пришёл — ушёл, маленький — большой, далеко — близко).
— «Улавливай шёпот» — ведущий отходит подальше и внятным, чётким шепотом отдаёт команды (руки вверх, руки в стороны, кругом, присели, два шага влево…), постепенно он отходит всё дальше, усложняет задания и говорит тише.
— «Договори слово» — один произносит первые слоги, а второй заканчивает слово.
— «Угадай, кто я» — на лбу у игроков крепятся карточки с предметами, персонажами, известными людьми, и все по очереди угадывают, кто они, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Играть полезно не только будущим первоклашкам, но и всем детям. Просто ребятам постарше нужно что-то посложнее. Ребёнка развивают любая игра или действие. Или даже простое наблюдение (иногда это происходит незаметно).
«Хочу всех родителей вдохновить этим летом не просто позаниматься с детьми упражнениями в разных рабочих тетрадях, а максимально интересно, насыщенно и продуктивно провести с ними время. Чтобы ребёнок его запомнил, укрепил своё тело, эмоциональную сферу, стал к вам ближе и помнил о вашей поддержке.
((Но есть одна очень важная особенность: если вам не интересно играть, ребёнку тоже будет скучно))
Если вы вспомните своё детство и подарите его частичку ребёнку, он пойдёт в школу полным сил и настроенным на то, что даже если будут трудности, он их преодолеет», — подводит итог Ольга Филимонова.

Из детского сада в школу: как помочь ребенку адаптироваться
Читать