Из детского сада в школу: как помочь ребенку адаптироваться

Первый класс — важный этап в жизни и ребенка, и его родителей. Как мягко перевести будущего школьника из детского сада, мы узнали у профессионала с 25-летним опытом работы в системе дошкольного образования.

О роли детского сада в полноценном развитии ребенка, а также в адаптации его к школе поговорили с руководителем департамента дошкольного образования Президентского лицея «Сириус» Анаидой Мкртчян

— Анаида Ивановна, есть ли какой-то минимальный набор знаний, который должен усвоить ребенок в детском саду?

Анаида Мкртчян Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Тестирование уровня знаний в детских садах запрещено. Многие дети выдают то, чему они научились, только через какой-то период времени, часто работает накопительный эффект. Мы для внутренней работы проводим педагогический мониторинг, чтобы воспитатель знал, с кем как работать. Но данными не делимся даже с нашей начальной школой (детский сад «Сириус» относится к Президентскому лицею «Сириус»), чтобы исключить навешивание ярлыков на детей. Не используем их и при аттестации педагогов.

— С чего начинается подготовка ребенка к школе?

С момента, когда ребенок зашел в детский сад. Ведь подготовка — это не только обучение письму, счету, чтению. Это еще и взаимодействие друг с другом. Проблемы в школе чаще возникают из-за того, что не выстроены коммуникация и социализация. В саду ребята учатся обращаться ко взрослым, взаимодействовать с ровесниками. А еще учатся не бояться, ведь некоторые не решаются даже попроситься в туалет.

Детский сад в «Сириусе» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

— А есть какие-то конкретные примеры мягкого входа в школьную жизнь? 

Например, в школе дети поднимают руки, когда закончили работу. Мы начали вводить это правило в старших группах детского сада. Когда нужно высказать свое мнение по определенному вопросу, чтобы не кричать, они показывают пальчиками плюсики и минусики. Учителя начальной школы в Президентском лицее «Сириус» тоже заимствуют какие-то наработки из детского сада. 

В преддверии Дня знаний в Лицее проходит своего рода «тест-драйв» — воспитанники детского сада несколько дней ходят туда на полдня, знакомятся с учителем, тьютором. Их учат ориентироваться в здании, показывают, где находятся кабинеты, столовая. Это очень облегчает адаптацию.

Также к малышам приходят лицеисты: играют с ними, гуляют, показывают спектакли, учат сценки, вместе делают опыты по физике, химии, биологии. Для старших ребят это наставничество, волонтерство, а маленькие теперь не боятся взаимодействовать со старшеклассниками, что помогает им комфортно чувствовать себя в школе.

Готовность малышей к школе в детском саде «Сириус» оценивают с помощью психологической диагностики Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Преподаватели из департамента дополнительного образования Лицея приходят и занимаются с нашими детьми, делятся с воспитателями опытом интеграции допобразования в основное. Это касается и творческого направления, и научного, и спортивного. Например, в следующем учебном году мы вводим обучение японского через дзюдо. Там очень много терминологии, через которую дети будут изучать язык.

Родители тоже приходят и взаимодействуют с детьми в разных форматах, принимают участие в занятиях, рассказывают о профессиях. К нам приходил один папа — математик, сотрудник Научно-технологического университета «Сириус». Потом рассказывал мне, что дети его сильно удивили, зарядили эмоционально. «Они уже даже умножают и делят», — говорил он. 

Еще устраиваем музыкально-поэтические вечера, мастер-классы от разных специалистов, в том числе от преподавателей музыки, приходила к нам и балерина Мариинского театра.  

Эта обширная насмотренность и знания позволяют детям сделать для себя правильный выбор

— Выходит, что дети постоянно узнают что-то новое…

Да. По Выготскому и описанной им «зоне ближайшего развития», при желании ребенка ему следует давать немного больше знаний, чтобы он стоял «на цыпочках», желая получить больше. Этот тон задают сами дети — когда им интересно, они просят еще и еще.

Воспитатели детского сада «Сириус» навещают своих выпускников в Президентском лицее «Сириус» и перенимают некоторые правила, чтобы потом внедрить их среди дошкольников Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Сначала школьные учителя опасались, что дети придут к ним чересчур подготовленные и в первом классе им будет неинтересно. Но мы свои темпы снижать не хотим. Мы сказали, что тогда вам нужно дальше продолжать нашу траекторию: давать больше, давать интересно, давать по-другому. 

— Как правильно выбрать школу для первоклассника?

Не так важна школа, сколько первый учитель. Для детей в начальной школе учитель больше, чем мама. Все, что он говорит, они делают безоговорочно.

— А как выбрать секцию или кружок?

Многие родители жалуются, что ребенок хотел сначала на танцы, а через пару месяцев перехотел, потом на плавание походил и тоже отказался. Это нормально, детям надо давать пробовать. Такое допустимо до 10–12 лет. Да и старше — тоже. Сегодня ведь даже взрослые часто переобучаются и меняют профессию.

Выступление учеников музыкальной школы в детском саду Фото: Пресс-служба «Сириуса»

— Хорошим нужно делиться. Перенимают ли опыт детские сады друг у друга?

Да, к нам приезжают за опытом из разных регионов, и мы с удовольствием с ними делимся.  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Названы лучшие школы по математике и естественным наукам #Образовательный центр «Сириус» #рейтинг школ 10 января 2023 17:30
2
Каким должен быть современный детский сад? #дети #Сириус #детский сад 20 января 2023 13:36
3
Научно, но не скучно: зачем детсадовцам физика, химия и ботаника? #дети #Сириус #детский сад 01 марта 2023 17:03