Из детского сада в школу: как помочь ребенку адаптироваться
Первый класс — важный этап в жизни и ребенка, и его родителей. Как мягко перевести будущего школьника из детского сада, мы узнали у профессионала с 25-летним опытом работы в системе дошкольного образования.
О роли детского сада в полноценном развитии ребенка, а также в адаптации его к школе поговорили с руководителем департамента дошкольного образования Президентского лицея «Сириус» Анаидой Мкртчян.
— Анаида Ивановна, есть ли какой-то минимальный набор знаний, который должен усвоить ребенок в детском саду?
Тестирование уровня знаний в детских садах запрещено. Многие дети выдают то, чему они научились, только через какой-то период времени, часто работает накопительный эффект. Мы для внутренней работы проводим педагогический мониторинг, чтобы воспитатель знал, с кем как работать. Но данными не делимся даже с нашей начальной школой (детский сад «Сириус» относится к Президентскому лицею «Сириус»), чтобы исключить навешивание ярлыков на детей. Не используем их и при аттестации педагогов.
— С чего начинается подготовка ребенка к школе?
С момента, когда ребенок зашел в детский сад. Ведь подготовка — это не только обучение письму, счету, чтению. Это еще и взаимодействие друг с другом. Проблемы в школе чаще возникают из-за того, что не выстроены коммуникация и социализация. В саду ребята учатся обращаться ко взрослым, взаимодействовать с ровесниками. А еще учатся не бояться, ведь некоторые не решаются даже попроситься в туалет.
— А есть какие-то конкретные примеры мягкого входа в школьную жизнь?
Например, в школе дети поднимают руки, когда закончили работу. Мы начали вводить это правило в старших группах детского сада. Когда нужно высказать свое мнение по определенному вопросу, чтобы не кричать, они показывают пальчиками плюсики и минусики. Учителя начальной школы в Президентском лицее «Сириус» тоже заимствуют какие-то наработки из детского сада.
В преддверии Дня знаний в Лицее проходит своего рода «тест-драйв» — воспитанники детского сада несколько дней ходят туда на полдня, знакомятся с учителем, тьютором. Их учат ориентироваться в здании, показывают, где находятся кабинеты, столовая. Это очень облегчает адаптацию.
Также к малышам приходят лицеисты: играют с ними, гуляют, показывают спектакли, учат сценки, вместе делают опыты по физике, химии, биологии. Для старших ребят это наставничество, волонтерство, а маленькие теперь не боятся взаимодействовать со старшеклассниками, что помогает им комфортно чувствовать себя в школе.
Преподаватели из департамента дополнительного образования Лицея приходят и занимаются с нашими детьми, делятся с воспитателями опытом интеграции допобразования в основное. Это касается и творческого направления, и научного, и спортивного. Например, в следующем учебном году мы вводим обучение японского через дзюдо. Там очень много терминологии, через которую дети будут изучать язык.
Родители тоже приходят и взаимодействуют с детьми в разных форматах, принимают участие в занятиях, рассказывают о профессиях. К нам приходил один папа — математик, сотрудник Научно-технологического университета «Сириус». Потом рассказывал мне, что дети его сильно удивили, зарядили эмоционально. «Они уже даже умножают и делят», — говорил он.
Еще устраиваем музыкально-поэтические вечера, мастер-классы от разных специалистов, в том числе от преподавателей музыки, приходила к нам и балерина Мариинского театра.
Эта обширная насмотренность и знания позволяют детям сделать для себя правильный выбор
— Выходит, что дети постоянно узнают что-то новое…
Да. По Выготскому и описанной им «зоне ближайшего развития», при желании ребенка ему следует давать немного больше знаний, чтобы он стоял «на цыпочках», желая получить больше. Этот тон задают сами дети — когда им интересно, они просят еще и еще.
Сначала школьные учителя опасались, что дети придут к ним чересчур подготовленные и в первом классе им будет неинтересно. Но мы свои темпы снижать не хотим. Мы сказали, что тогда вам нужно дальше продолжать нашу траекторию: давать больше, давать интересно, давать по-другому.
— Как правильно выбрать школу для первоклассника?
Не так важна школа, сколько первый учитель. Для детей в начальной школе учитель больше, чем мама. Все, что он говорит, они делают безоговорочно.
— А как выбрать секцию или кружок?
Многие родители жалуются, что ребенок хотел сначала на танцы, а через пару месяцев перехотел, потом на плавание походил и тоже отказался. Это нормально, детям надо давать пробовать. Такое допустимо до 10–12 лет. Да и старше — тоже. Сегодня ведь даже взрослые часто переобучаются и меняют профессию.
— Хорошим нужно делиться. Перенимают ли опыт детские сады друг у друга?
Да, к нам приезжают за опытом из разных регионов, и мы с удовольствием с ними делимся.